Урок-проект по русскому языку по теме: "Я слово удивительное!", 4 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Чуйко Татьяна Геннадьевна

Урок – проект по русскому языку

4класс

Тема: «Я слово удивительное!»

 

По продолжительности проект: краткосрочный (1 урок).

 

Результат проектной работы: создание газеты «Я слово удивительное!»

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой и парной работы.

 

Цель урока: создать газету «Я слово удивительное!»

 

Формировать УУД:

 

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов;

2. Представлять информацию в виде таблицы;

3. На основе анализа делать выводы;

4. Ориентироваться в потоке речи.

 

Коммуникативные УУД  

1. Развиваем умение слушать и понимать других;

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Оформлять свои мысли в устной форме;

4. Умение работать в паре, в группе.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё мнение, выражать свои мысли;

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока76.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку288.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 147.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 2404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – проект по русскому языку

4класс

Тема: «Я слово удивительное!»

По продолжительности проект: краткосрочный (1 урок).

Результат проектной работы: создание газеты «Я слово удивительное!»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой и парной работы.

Цель урока: создать газету «Я слово удивительное!»

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов;

2. Представлять информацию в виде таблицы;

3. На основе анализа делать выводы;

4. Ориентироваться в потоке речи.

Коммуникативные УУД  

1. Развиваем умение слушать и понимать других;

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Оформлять свои мысли в устной форме;

4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё мнение, выражать свои мысли;

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем создавать проект.

- Работайте в парах, группах активно, творчески, с  интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! И, конечно же,  постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

II. Сообщение темы урока.

- Тема нашего проекта спряталась в  стихотворении.

- Прочитайте это стихотворение.

      Всему название дано-

      И зверю, и предмету.

      Вещей вокруг полным-полно,

      А безымянных – нету!  (имя существительное)

- Значит, о какой части речи мы будем создавать проект? (об имени существительном)

- Скажите, а с какой целью? (чтобы обобщить (закрепить) всё, что знаем об имени существительном)

- Ребята, а в какой форме можно обобщить? (можно обобщить в форме реферата, книги, газеты)

- Проблема состоит в том, в какой форме обобщить наши знания?

- Я вам предлагаю создать продукт нашего проекта «газету».

- В процессе работы мы будем создавать продукт коллективной, творческой деятельности «газету».

- На уроке мы вспомним то, что изучили о существительном и узнаем много интересного.

 

- Я думаю, что имена существительные сегодня нас удивят.

- Продуктом нашего проекта будет «газета». Она должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

- Я надеюсь, что у нас получится такая «газета» и я смогу её использовать в своей работе обучая других детей.

- Итак назовите тему нашего урока. (Имя существительное)

- Определим цель нашего проекта. (создать газету по теме: «Имя существительное»)

- Какие задачи нам потребуется решить? (вспомнить, что мы знаем об имени существительном; создать (наполнить) газету интересным материалом)

- И сказало существительное: «Я имя удивительное!» (разворачиваю ватман)

Задание №1:

- А сейчас вам надо вспомнить всё, что мы изучили об имени существительном и составить кластер. Работу эту будете выполнять в группе.

       (одна группа отвечает у доски)

(перед нашей группой стояла учебная задача составить кластер по теме имя

существительное;  имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? постоянные признаки – имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; имеют род, склонение; изменяются по числам и падежам; имена существительные в  предложении  бывают подлежащим, дополнением и обстоятельством)  

- Ребята, согласны ли вы с тем, что дети этой группы назвали всё об имени существительном?

- А другие сведения кто-то обозначил (назвал, записал)?

- Дети, а кто в группе не перечислил все сведения об имени существительном?

- Оцените свою работу в группе по трехбалльной шкале.

 

- Какие критерии вы предлагаете для оценки? (правильность)

(группа у доски оценивает свою работу)

- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?

- Ребята, одним из морфологических признаков имени существительного является – число. (показать у газеты в кластере)

- В каком числе употребляются имена существительные?

 - Как их отличить друг от друга?

- Скажите, а слово молоко имеет форму какого числа? (единственного числа)

- А слово ножницы? (форму множественного числа)

- Ребята! В русском языке есть слова, которые имеют форму только единственного числа или только форму множественного числа.

- Назовите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. (молоко, бензин, нефть, дружба, любовь)

- А теперь назовите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. (очки, брюки, ворота, каникулы)

Задание №2:

- А сейчас задание. Надо будет очень хорошо потрудиться.

- Существительные, которые записаны на слайде, надо «распределить» в два мешочка: 1 мешочек с именами существительными, которые употребляются только в единственном числе, во 2 мешочек собрать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

- Найдите мешочки, соберите в них имена существительные (т.е. напишите)

- Эту работу выполняйте в паре.

(пара отвечает у доски; перед нами стояла  задача распределить имена существительные в два мешочка)

- Согласны ли вы с тем как эта пара выполнила работу?

 

- Оцените свою работу в паре.

 

- Какие критерии вы предлагаете для оценки? (правильность)

(пара у доски оценивает свою работу)

- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?

- Что делать, если ты сомневаешься и не можешь определить число имени существительного? (нужно обратиться к  словарю)

Задание №3:

- Ребята, любая газета интересна тем, что в ней есть рубрики, которые развивают и расширяют наши знания. Дома вы выполняли творческое задание, которое невозможно выполнить за один урок.

- Какое это было задание? (нам нужно было в группе составить кроссворд по теме имя существительное)

-  А сейчас мы посмотрим как вы справились с этим заданием.

- Ваша группа готовила кроссворд на какую тему? (мы готовили кроссворд на тему о животных, о явлениях природы, о деревьях, о птицах,                            )

- Чей кроссворд вы бы хотели услышать?

        (группа отвечает)

- Где вы искали материал?

- В чём родители оказали помощь?

- Оцените свою работу в группе? (мы считаем, что наш кроссворд поможет расширить знания о животных)

- Какие критерии вы предложите? (дружба)

- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?

- Ребята большое спасибо вам за выполненную работу. Этими кроссвордами мы воспользуемся на уроках русского языка.

- Разместите свои кроссворды в газете.

- Назовите постоянные признаки имени существительного? (род, склонение)

- Я предлагаю вам в словах-отгадках определить постоянные признаки. (2 ученика работают у доски)

(самостоятельная работа в тетради)

Задание №4:

- Ребята! Со словами могут происходить разные превращения.

- Посмотрите на экран что это? МОРОЖЕНОЕ. К какой части речи относится слово - МОРОЖЕНОЕ.

- Составьте предложение со словом – мороженое. (В магазин привезли вкусное мороженое)

- Хорошо. Какой частью речи является слово мороженое в этом предложении?

- А теперь –  ФОКУС

- Прочитайте глазами предложение: Мама достала из холодильника мороженое мясо!

- Что скажите? (Встретилось ли знакомое слово?)

- Правильно, существительное вдруг стало прилагательным.

- А почему имя существительное стало вдруг именем прилагательным? (потому что стало уточнять имя существительное, обозначая его признак)

- Посмотрите как интересно. Одно и то же слово может быть разными частями речи.

- А какие имена существительные встретились в этом предложении? (одушевлённые и неодушевлённые; нарицательное имя существительное)

- Назовите одушевлённое имя существительное? Почему?

- А ещё показать фокус?

- Это кто?  ПОПУГАЙ.  Составьте предложение с этим словом. (В клетке жил красивый попугай.)

- А теперь фокус! Фёдор, на огороде утром попугай ворон!

- А в чём фокус в этом предложении? (потому что имя существительное превратилось в глагол)

-Почему? (стало обозначать действие предмета или побуждает предмет к действию)

- А теперь вы попробуйте повторить фокус.

- Я предлагаю вам такие существительные: пила, печь.

- Эту работу я вам предлагаю выполнить в паре.

  (пара отвечает у доки)

 (Пили пила, пока остра. Ира пила вкусный сок; У бабушки в доме отремонтировали печь. Мама стала печь пироги)

- Оцените свою работу в паре по трехбалльной шкале.

- Какие критерии вы предлагаете для оценки? (правильность)

(пара у доски оценивает свою работу)

- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?

Задание №5:

- Ребята! Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Сейчас я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались и наклеить их.

- Эту работу будете выполнять в группе.

   Корень ученья горек, да плод его сладок.

   С книгой поведешься — ума наберешься.

   Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

   Дерево живет корнями, а человек друзьями.

   Нет друга - ищи, нашёл - береги.

   (группа отвечает у доски)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Оцените свою работу в группе?

- Какие критерии вы предложите? (правильность)

- Какая группа ещё оценила свою работу на высоком уровне? на среднем уровне?

- Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась многовековая мудрость русского народа.

Задание №6:

(подхожу к газете)

- Ребята, посмотрите как много мы знаем об имени существительном и «газету» продукт нашего проекта мы наполнили интересными знаниями. Получилось просто прекрасно, но мне кажется чего то не хватает. Не хватает ребусов. Я добавлю в нашу «газету» ребусы. И предлагаю вам их отгадать.

- Дома вы можете найти другие ребусы и мы с вами их отгадаем на уроках.

(каждой группе по 1 ребусу)

- Подходит  к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много нового и интересного.

- Закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал:

  “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”.

Эти слова К. Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Имена существительные дают названия всем предметам! И даже маленький ребёнок, начиная говорить в своей жизни первые слова, произносит – существительные! Вот такая это удивительная часть речи – имя существительное!

- Какая была тема нашего проекта? (имя существительное)

- Цель нашего проекта? (создать проект-газета «Я имя удивительное!»)

- Мы справились с поставленной целью? (да)

- Создали продукт проекта?

- Где мы можем её использовать? (выступить перед учениками других классов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – проект по русскому языку в 4-м классе

Слайд 2

Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету!

Слайд 3

Тема урока – проекта. «Я слово удивительное!»

Слайд 4

собственное нарицательное РОД одушевлённое и неодушевлённое КТО? ЧТО? СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖ подлежащее дополнение обстоятельство ПРЕДМЕТ ЧИСЛО ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 5

Множественное или единственное число сутки прятки опилки носилки качели санки кефир молодёжь сметана железо борьба темнота Мн. ч. Ед. ч.

Слайд 6

Удивительные слова В магазин привезли вкусное мороженое . Мама достала из холодильника мороженое мясо. сущ. прил.

Слайд 7

Удивительные слова В клетке жил красивый попугай . Фёдор, утром на огороде попугай ворон. сущ. гл.

Слайд 8

пила, печь

Слайд 9

“ Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”. К.Г. Паустовский.

Слайд 10

Молодцы! Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

               

  Корень

 да плод

          ученья

 его сладок.

 горек,

    Корень ученья горек, да плод его сладок.

   

    С книгой

          поведешься —

   ума

  наберешься.

С книгой поведешься — ума наберешься.

   Крепкую

     

   дружбу

   и топором

 

   не разрубишь.

   Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

               Дерево

  живёт

  корнями,

  а человек

 друзьями.

         Дерево живет корнями, а человек друзьями.  

        Нет

         друга –

        ищи,

        нашёл –

     береги.

Нет друга - ищи, нашёл - береги.             



Предварительный просмотр:

                            

                           

                                                                           

                                                                 

                                           

 

                                                         

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс

На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...

Урок русского языка по теме "Перенос слов".1 класс."Школа 2100"

Тема: «Перенос слов».Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.Тип урока:  закрепление  знанийЦель: Формирование предметных умений по теме «Делени...

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

Урок пр русскому языку по теме: «Перенос слов». 1 класс

Урок по системе "Школа 2100". В нём использованы ИКТ технологии....

презентация к уроку русского языка по теме перенос слов 2 класс

Данная презентация позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о  правилах переноса слов....