Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Правописание О и Ё в корне после шипящих »
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок открытия новых знаний.УМК "Перспективная начальная школа"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4klasse_po_teme.rar30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4классе

 по теме «Правописание О и Е в корне  после шипящих »

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология системно-деятельностного метода)

Цель:

Задачи:

Освоение правописания «о» и «е» в корне после шипящих

  • познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в корне после  шипящих;
  • освоить алгоритм правописания «о» и «е» в корне после шипящих;
  • развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке

- проговаривать последовательность действий на уроке

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

- уметь работать по коллективно составленному плану

- вносить необходимые коррективы в действие п

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

- слушать и понимать речь других

-учиться работать в группе,формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- уметь использовать в речи  речевые единицы,

- уметь сравнивать разные  формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- учебник

-  тетрадь

- проектор, экран, компьютер

- карточки  

- презентация Power Point

-интерактивная доска

Организация

пространства

Эвристическая беседа

 фронтальная работа

 индивидуальная работа

 групповая работа

 работа в парах

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Вводно-мотивационный этап

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

.

Организует быстрое включение учащихся в

урок.

Мотивирует к учебной деятельности.

- О том, что знаешь ты,

О том, что мне известно

Поговорим?

Вам будет интересно

1. На доске скороговорка. Читаем. Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща;  же, че, ша, ща.

На проговаривание каких звуков направлены скороговорка?

Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений ставить ударение существительных ,определять части слова, падеж;

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1.Постановка учебной проблемы.

-На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их)

-А что поможет нам не ошибиться в выборе букв?

На доске:

..с багаж…   ш..рты    мужич..к        

с экипаж..    пч..лка  овраж..к

-Проверку мы будем осуществлять  сигнальными карточками(О,Е)

Проверка

Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место  затруднения;

- зафиксировать  причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

В каком месте возникло затруднение?

-А как же быть со словом шорты, пчелка,  какую букву надо вставить?

-Сколько же в классе мнений? Почему?

Возникает спор в написании нужной буквы учитель предлагает нарисовать  смайлик

на полях тетради (знаю - не знаю – хочу узнать)

-Что особенного вы заметили в словах? ( Мы не можем объяснить написание)

(обратите в какой части слова находится пропущенная буква  

На какие буквы оканчивается основа.

-Кто же сформулирует тему урока? (Правописание О и Е в корне после шипящих).

слайд

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Операционно-содержательный этап

 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Самостоятельно, при затруднении с помощью учителя, ставят цель урока.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Какую проблему ставим? (Когда в корне сущ-х будем писать «Е» и «О»?

-Чтобы решить проблему и не ошибиться, давайте напишем похожие слова   понаблюдаем,  что общего?

пчёлка                                           шорты

щётка                                          жонглёр

чёлка                                        крыжовник      шёпот                                        шорох

 Чем различаются? 

Подчеркнём О –Ё.

Поставьте себе цель: чему вы сегодня хотите научиться?

( Выбирать гласную О или Ё после шипящих в корне слова.)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на карточках.

Проговаривают тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока

На доске

Слова с  гласными О –Ё распишем  в 2 столбика

Ё                             О

Пчёлка                  шорты                                                                            

шёпот                  шорох                                        

щётка                  жонглёр

 чёлка                 крыжовник

Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания .

пчёлка — пчела
щётка — щетина
чёлка — чело
шёпот — шептать

шорты – шортики

шорох-шорохи
капюшон — капюшончик
крыжовник — крыжовнику                                                                                    

Вывод: Подбор однокоренного слова помогает определиться, что писать в корне (О или Ё). Если в безударном положении пишется Е, то под ударением Ё.

         

Прочитаем информацию Летучей мыши Слово шёпот приводится 2 раза  Почему?

Мы оказались правы? Это открытие?

Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм.

Алгоритм

1. Определю часть слова.

2. Если в корне, поставлю ударение.

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если исключение, напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения Е.

7. Если не чередуется, О.

Какое же новое знание мы открыли?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Регулятивные УУД

Физминутка для глаз

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует взаимопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Предлагаю самостоятельно выполнить упр 109

-Учащиеся проводят взаимопроверку выполненной работы.

( результат фиксируют смайлом)

У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

В чём причина?

Исправьте ошибки.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Рефлексивно-оценочный этап

 Включение в систему знаний

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание

Организует повторение умений

 самостоятельной работы на новое знание.

1)Выполнение  работы в группе:

Придумайте и выполните задание используя слова

ш..лк

 беч..вка

 ж..лудь

 ш..пот

 ш..рох

 ч..лка

 ж..нглер

 щ..тка

2)Работа 1 уч-ка на компьютере( учебный диск «Фраза»)

3) Контрольный тест «Найди ошибку»: Записать только букву, за которой стоит слово.

 а) жёлудь

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот

код:  б г з

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение, сможем ли мы изменить смайлик на полях и решить эту орфографическую задачу.

Оцените свою деятельность на уроке. работу в группе.

Ответы

Д/з  разноуровневое  

 Молодцы! У нас все получилось.

Спасибо за урок.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Тенологическая карта урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Урок  русского языка  общеметодологической направленности  в 4 классе по теме  «Мягкий знак на конце слов после шипящих»  позволяет создать условия для систематизации и о...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Тема "Шипящие согласные"

Изучение нового материала. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова; правильно произносить шипящие согласные звуки...