Урок-путешествие "Правописание разделительного мягкого и смягчающего мягкого знака".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Приводится  план-конспект  урока  русского  языка во 2  классе (урок-путешествие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка во 2б классе

Тема урока: Правописание разделительного мягкого и смягчающего мягкого знака.

Тип урока: закрепление изученного материала

Форма урока: урок – путешествие

Цель урока: закрепить умение писать слова с разделительным мягким и смягчающим мягким знаком

Задачи:

  1. Учить видеть и правильно писать слова с разделительным мягким и смягчающим мягким знаком
  2. Развивать орфографическую зоркость и фонетический слух
  3. Развивать речь учащихся, умение правильно и точно строить предложения
  4. Воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование: учебник  Русский язык, карточки со словами, рисунок для словарной работы, картинки птиц, зайца, медведя.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Подарите каждому

По кусочку солнышка

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка

Поделитесь своими улыбками друг с другом, улыбнитесь гостям.

  1. Словарная работа

Наш  урок  будет  необычным, сказочным. Как и всякая  сказка,  урок  начнется с  волшебства.

Отправляясь  в дальний путь,

Про словарь  ты  не  забудь.

- Чтобы  узнать  новое  слово  с  непроверяемым  гласным  в  корне,  надо  отгадать  загадку.

Кто рисует на окошках

Мы не видим никогда

Только зимним утром видим:

Ёлки, ветки, кружева.

- Что это? Волшебные краски помогут прочитать слово

        

- Что такое мороз? (Мороз – это холодная зимняя погода)

- Запишите слово   (Учитель пишет слово «мороз»  с  красной  строки  с  большой  буквы.  Мороз  ударная  гласная  о  во втором  слоге,  безударная  гласная  о  в  первом  слоге. В  корне  слова  парный  согласный,  проверочное  слово  морозы)

-  Подберите  к  слову  мороз  имена  прилагательные  (сильный,  жестокий, лютый,  первый,  декабрьский)

- Назовите  и  запишите  однокоренные  слова  (морозец,  морозище,  морозный,  заморозки)

-  Прочитайте  еще  раз  все  слова.  Докажите, что  они  однокоренные  (имеют  общее  значение.  Общая  часть  мороз)

- Выделите  корень.

- Прочитайте  пословицу  глазками.  Теперь  прочитайте  вслух.  Как  вы  ее  понимаете?   Береги  нос  в  большой  мороз.

-  Назовите  все  орфограммы.  (В  слове  береги  безударная  гласная  в  корне,  проверяю  беречь;  нос  парный  согласный  в  корне,  проверяю  носы; в – предлог  пишется  раздельно;  большой – смягчающий  мягкий  знак  в  середине  слова;  мороз – словарное  слово)

-  Запишите  эту  пословицу  по  памяти.

- Прочитайте  то,  что  у  вас  получилось.  Проверьте,  правильно  ли  вы  записали.

3.  Сообщение  темы  и  цели  урока.

-  Закройте  глазки  и  представьте  то,  о  чем  я  буду  говорить.

С  неба  звезды  падают,  лягут  на  поля.

Пусть  под  ними  скроется  черная  земля.

-  Что  это?

-  Прилетели  первые  снежинки. Они  плавно  танцуют  в  воздухе,  опускаются  на  землю.  Это  подарок  природы.  Все  снежинки  разные,  ни  одна  не  похожа  на  другую.

Гимнастика  для  глаз

Снежинка  летела,

На  кончик  указки  села,

Глазками  ее  поймай,

И  за  ней  понаблюдай.

- Вместе  со  снежинкой  отправляемся  в  путешествие.

Путешествие,  ребята,

Не  удастся  без  труда,

Отвечайте  дружно, хором,

Не  ленитесь  никогда.

-  Прочитайте  слова  первой  группы.  Какое  слово  лишнее?

Воробьи,  вьюга,  льдинка,  деревья.

(Лишнее  слово  льдинка,  потому  что  в  этом  слове  смягчающий  мягкий  знак, а  в  словах  воробьи,  вьюга,  деревья  разделительный  мягкий  знак)

-  Прочитайте  слова  второй  группы.  Какое  слово  лишнее?

Метель,  зверьки,  сосульки,  хлопья

(Лишнее  слово  хлопья,  потому что  в этом  слове   разделительный  мягкий  знак,  а  в  словах  метель,  зверьки,  сосульки    смягчающий  мягкий  знак)

- Тема  нашего  урока  разделительный и смягчающий  мягкий  знак  в  словах.  С  этими  орфограммами  мы  уже  работали  на  уроках.  Сформулируйте  цель  урока.

(1.  Моя  цель  научиться  различать  слова  с  разделительным  и  смягчающим  мягким  знаком.  2.  Моя  цель  научиться  правильно  писать  слова  с  разделительным  и  смягчающим  мягким  знаком.  3.  Моя  цель  учиться  правильно  и  грамотно  говорить)

4. Закрепление  изученного  материала.

- Откройте  учебник,  стр.  108  упр. 204. Прочитайте  первое  задание.

- Когда пишется  разделительный  мягкий  знак? (Разделительный  мягкий  знак  пишется  в  корне  слова  после  согласных  букв  перед  гласными  е,  ё,  и, ю, я)

-  Прочитайте  второе  задание.  Обозначьте  орфограмму:  первый  столбик  разделительный  мягкий  знак,  второй  столбик  смягчающий  мягкий  знак.  Запишите.

- Прочитайте  слова  с  разделительным  мягким  знаком.  Прочитайте  слова  со  смягчающим  мягким  знаком.  Молодцы!

Физкультминутка

-  Поиграем.  Если  услышите  слово  с  разделительным  мягким  знаком  хлопаете  один  раз  в  ладоши,  а  если  слово  со  смягчающим  мягким  знаком  два  раза  топаете.

Веселье,  ночью,  коньки,  листья,  снег,  метель,  льдинка,  семья,  письмо, хорошо,  волчьи.

Ребята!  Новость  есть  у  нас!

Расскажу  о  ней   сейчас.

-  Пока  мы  играли,  снежинка  остановилась  в  лесу.

Мы  попали  в зимний  лес

Полный  сказок  и  чудес

- Кого  вы  увидели  в  лесу? (В  берлоге  спит  медведь.  За  деревом  спрятался  зайчик.  Над  деревом  летают  воробьи)

-  Прочитайте  слова (читаем  вместе)

Снег

Стайка

Голоса

Следы

Берлога

- К  каждому  слову  добавьте  подходящее  по  смыслу  слово  с  разделительным  мягким  знаком  так,  чтобы  получилось  словосочетание  (прикрепляю  карточки со  словами)

Хлопья  снега

Воробьиная  стайка

Птичьи  голоса

Заячьи  следы

Медвежья  берлога

- Объясните  встретившиеся  орфограммы  (закрываю  первое  слово)

-  Пользуясь  вторым  словом,   запишите  словосочетания  по  памяти.

 - Прочитайте.

-  Представьте,  что  мы  все  оказались  на  этой  полянке  (Ученик  рассказывает  стихотворение)

Зима

Стоит  зима  прекрасная,

Деревья  в  серебре.

Пушистый  снег,  как  звездочки,

Сверкают  при  луне.

В  лесу  ни  звука,  тихо,

Как  будто  кто-то взял

И  палочкой  волшебной

Все  звуки  сразу  снял.

- Пользуясь  записанными  словосочетаниями,  составьте  небольшой  текст  на  тему  «Жизнь  в  зимнем  лесу». Закройте  ушки  и  подумайте.

-  Что  получилось? (спрашиваю  2-3  учеников)

- Запишем  получившийся  текст.  Напишите  название  «Жизнь  в  зимнем  лесу».

-  С  какого  предложения  начнется  текст? (В  лес  пришла  зима)  Запишем  с  комментированием.

- Назовите  второе  предложение (Хлопья  снега  лежат  на  деревьях)

- Повторите  его так,  как  будете  писать (2  ученика)  Запишите.

 -  Какое  будет  следующее  предложение?

Прочтите  весь  текст.

  1. Итог  урока (рефлексия)

- С  какими  корневыми  орфограммами  работали  на  уроке?

-  Достигли  ли  вы  своей  цели?

- Какое  задание  вам  больше  всего  понравилось?

-  С  каким  настроением  вы  уходите  с  урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...