Методическая разработка урока по теме "Повторяем фонетику" (3 класс, учебный комплекс "Школа XXI века", автор учебника Иванов С.В.)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

           Этот урок  проводится 2 сентября, т. е. сразу после летних каникул. Ученики после лета ещё плохо сосредотачиваются, не могут долго работать, быстро отвлекаются. Поэтому нужна эффективная наглядность, разнообразные задания, быстрый ход урока. Для этого я использую SMART-доску.

          На этом уроке использовано слайд-шоу «Звуки и буквы русского языка».  Оно позволяет за пару минут повторить весь материал на визуальном уровне, сокращает временные затраты на уроке, удерживает внимание детей, даёт им полное представление о звуках русского языка.

        Данное пособие можно использовать на разных уроках. Оно уместно при повторении в конце, в начале учебного года. Его можно предлагать ученикам полностью или покадрово. Можно предлагать в случае затруднений при фонетическом анализе на любом уроке. У меня это слад-шоу находится на рабочем столе и я всегда к нему обращаюсь в случае затруднений у детей.

    Оно может также стать стартовой площадкой для следующих заданий. На последующих уроках я предлагаю на SMART–доске выполнить задания  типа:

·       наведи порядок (сгруппировать звонкие и глухие согласные или согласные и гласные и т. д.)

·       найди парные согласные (непарные согласные и т. д.)

·       составь транскрипцию слова

·       найди лишнюю букву

·       найди йотированные гласные    и т. д.

Таким образом, работа на первом уроке с данным слайд-шоу позволяет повторить достаточно объёмный и сложный для детей материал легко и быстро, а также подготовить к дальнейшей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс

Тема урока: повторяем фонетику. 1 урок

Цель урока: активизировать и систематизировать знания по фонетике.

Задачи урока:

Личностные:

1. Развитие рефлексивных умений.

Метапредметные:

1. Учить понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.

2. Учить обобщать результаты наблюдений.

Регулятивные: формировать умение сохранять учебную задачу.

Предметные: повторить классификацию звуков русского языка, согласных звуков и букв, соотношение количества гласных звуков и букв.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с разделом и темой урока.

Работа с учебником.

Учитель:

-Откройте учебник, прочитайте раздел и тему урока. (раздел: как устроен наш язык, тема «Повторяем фонетику»)

-Что такое «фонетика»? (наука о звуках речи)

-Нас окружают разные звуки. Закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (шум шагов, автомобилей, разговор). Это шумовые звуки, музыкальные, звуки речи. На уроках русского языка мы с вами изучаем звуки родного языка. Прочитайте с 4 учебника, что мы узнали во втором классе

Дети читают:

-во втором классе мы узнали о звуках речи,

-о том, что такое слог и ударение,

- гласных и согласных звуках,

-о том, что гласные звуки бывают ударными и безударными,

-о согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих,

-о том, как обозначаются звуки речи на письме.

  1. Повторение.

-Вспомните, какие звуки речи вы знаете (гласные и согласные). ( слайд 1,2)

-Прочитайте, какие согласные звуки бывают.(мягкие и твёрдые, парные и непарные). Как на письме отметить звуки? Ведь звуки мы не видим, а слышим. (с помощью квадратных скобок)

-Прочитайте парные по мягкости и твёрдости согласные звуки.

-Прочитайте непарные мягкие. Сколько в русском языке непарных мягких? (3 звука).

-Прочитайте непарные твёрдые. Сколько в русском языке непарных твёрдых? (3 звука).

( 3 слайд)

Прочитайте, какие ещё могут быть согласные звуки (звонкие и глухие). Назовите парные по звонкости и глухости.  Сколько пар получилось? ( 6 пар) Как легко запомнить эти пары? (все звонкие согласные находятся в начале алфавита)

Прочитайте непарные глухие. Сколько их в русском языке? (4 звука) Как легко их запомнить? (дети предлагают свои варианты запоминания)

Прочитайте непарные звонкие. Сколько их в русском языке? (5) Как их легко запомнить?

Задание на доске. Сравните буквенную запись слова с его записью с помощью транскрипции :  котята – [кат'ата]

Сколько в этом слове разных  согласных звуков? (три)

Какие из них обозначены одинаковыми буквами?

Как обозначена мягкость согласного звука, когда слово записано буквами?

Работа с учебником

 с. 5 упр 2.(устно) Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Добавить нужное слово в утверждение. « В русском языке согласных звуков (больше или меньше),  чем согласных букв» Докажите, используя схему.

-Правильно, большинство  согласных букв обозначают по два звука (мягкий и твёрдый).

-А сейчас вспомним, что вы знаете о гласных звуках. Как образуются гласные звуки?  ( с помощью голоса, звук свободно проходит через рот, не встречает препятствие)).

-Какую роль они играют в слове? (образуют слог, могут быть ударным или безударным).

( 4 слайд)

-Сколько гласных букв?(10)

( 5 слайд)

-Сколько гласных звуков?(6) Назовите.

-Сколько букв обозначают два звука? (6 слайд)

-Проверьте все ли буквы назвали.  Прочитайте. Где эти буквы обозначают два звука? (в  начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков).

-Назовите слова, в которых эти буквы обозначают два звука.

Работа с учебником. с. 4 упр. 1 (устно)Прочтите задание. Что надо сделать? Выбрать верное утверждение. (из трёх утверждений одно верное – гласных букв больше, чем гласных звуков). Докажите с помощью схемы и запишите в тетрадь.

(дети работают самостоятельно, слабым оказывается помощь)

Проверьте.

(слайд 7)

- Вспомните и запишите слова, в которых один и тот же гласный звук обозначается разными буквами. (юла – улитка, ёлка – очи)

Физкультминутка.

- Давайте немного поиграем. Встаньте. Я буду называть звуки и гласные и согласные. Вы будете приседать, если слышите гласные, если согласный звук - остаётесь на месте. Задание на внимание. Будьте внимательны.

Работа с учебником с.6 «Давайте подумаем».(письменно) --- Прочитайте задание. Что надо сделать? Распределить слова по группам:

в первую -  записать слова, которые начинаются с твёрдого непарного согласного звука, во вторую – с мягкого непарного согласного звука. Найти слова, которые попали не свою группу. (дети работают самостоятельно в тетрадях).

- Проверим, какие группы получились. Прочтите.

Дети читают: первая группа - шиповник, цапля, жук, шустрый.

Вторая группа – йогурт, черепаха, юнга, чудак, щука, червяк.

- Проверим, какие слова оказались лишними.

Не вошли в группы – лось, белка.

Почему? (первые звуки «л», «б» - парные по мягкости и твёрдости)

  1. Подведение итогов урока.

- Вспомним стихотворение про звуки гласные и согласные.

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные –

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

в тёмном лесу звать и аукать

и в колыбельке Алёнку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

но не хочется им петь.

Ссс... змеиный слышен свист.

Шшш... шуршит опавший лист.

Жжж...   шмели в саду жужат.

Ррр... моторы тарахтят.

- Что вы сегодня повторяли  на уроке?

- Что услышали впервые?

- Что узнали нового?

5. Домашнее задание.

-  Устно выполнить тест в  тетради «Учусь писать без ошибок» с 3-5,7

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 207 Центрального района

Артюхова Любовь Давидовна

3 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: повторяем фонетику.

Урок составлен в соответствии с учебным комплектом «Школа ХХI века», автор учебника Иванов С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

методическая разработка урока математики для 1 класса по программе "Школа 21 века" по теме "Прибавление числа 7" по ФГОС

конспект урока и презентация для 1 класса по теме "Прибавление числа 7" по программе " Школа 21 века" по фгос в виде технологической карты....

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока окр мира по теме"Про кошек и собак" к учебнику Плешакова

Данная разработка включает в себя:Конспект урока окружающего мира к учебнику Плешакова по программе "Школа России" по ФГОС ( с комментариями группы экспертов ) по  теме: Про кошек и собак"Презент...