Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Цель урока

 

Содержательная цель:

Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”

Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

 

Задачи

1.      Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

2.       Развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся.

3.      Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)

 

Умения

Предметные:

Универсальные учебные действия

Регулятивные:  понимание и удержание учебной задачи, саморегуляция деятельности.

Познавательные: умение структурировать информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение слушать, слышать других, умение взаимодействовать в группе, в паре.

Личностные:  самоопределение,

Планируемый результат

Ученики получат возможность

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_russkiy_yazyk_.doc496.5 КБ
Office presentation icon pril1.ppt502.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_.doc133 КБ
Microsoft Office document icon v_pare.doc143 КБ
Microsoft Office document icon individ.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема

«Обобщение знаний об имени существительном».

Цель урока

Содержательная цель: 

Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”

Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания/

Умения

Предметные:

Универсальные учебные действия

Регулятивные: 

-Формирование умения формулировать тему и задачи урока.

- Формирование умения контролировать и корректировать свою деятельность.

Познавательные: 

-Формирование умения отбирать нужную информацию. 

-Формирование умения анализировать, обобщать и структурировать  информацию и делать выводы.

Коммуникативные:

Формирование конструктивных способов взаимодействия  в группе и в парах. 

Личностные

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

Планируемый результат

Ученики получат возможность

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

Мотивации (самоопределения) деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.  

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Как вы понимаете это высказывание?

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.

Каким вы хотели бы увидеть наш сегодняшний урок?

Что вы ждёте от этого урока?

Надеюсь, наш урок станет для вас открытием.

Начнём урок с небольшого открытия, найдите слова о зиме.

М…роз, Ф…враль ,Ин…й, Хол…д, Сн…ж…нка, К…ньки, В…юга, М…тель,

Д…кабрь

Что объединяет эти слова?

Это имя существительное.

А чему будет посвящён наш урок?

Мы заканчиваем тему «Имя существительное» и завтра нас ждёт контрольная работа.         

Высказывания детей.

Работают в паре.

Сверяют с эталоном.

Высказывают своё мнение (Имена существительные).

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности   и  мотивация на новый способ деятельности

Давайте вспомним всё, что мы узнали об этой части речи?

Вывешивает на доску  признаки.

Дети называют известные им признаки имени существительного:

-обозначают предмет,…

-отвечают на вопросы: кто? что?

-одушевленные, неодушевленные

-изменяются по числам: ед.ч., мн.ч.

-имеют род: ж.р.; м.р.; ср.р.

- собственные, нарицательные,

- изменяются по падежам.

-Мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.

Посмотрит на доску, удобно ли пользоваться данной информацией? Почему?

Чтобы информацией было удобно пользоваться, что нужно сделать?

К концу урока, что у нас должно получиться?

Цель урока…

Неудобно, все понятия вразброс, их надо собрать…

Записать по группам…

Удобная запись.

Создать удобную запись всей известной нам информации об имени существительном.

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следств. связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.

Выскажите свои предложения.

Сверим вашу работу с эталоном.

Высказывания детей.

Дети работают в группах, размещают части схемы в определённом порядке.

Сверяют с эталоном.

Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у учащихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности 

Расскажите об имени существительном по плану.

Допиши подходящее существительное и дай ему характеристику.

В воздухе медленно кружились пушистые снежинки.

Вдруг с севера повеяло холодом.

Что мы делали с существительными?

 Морфологический разбор слова.

Дети работают в паре.

 В воздухе медленно кружились пушистые …………….

(Снежинки – сущ,  что?, нач. форма  снежинка, неодуш, нариц., мн. ч. И.п, подлежащее)

Вдруг с севера повеяло ……….

(Холодом – сущ, чем?, нач. форма  холод, что?, неодуш, нариц, ед.ч,м.р., Т.п., второс. член)

Морфологический разбор.

.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Выполните  следующее задание. Кому не совсем ясно задание?

Прочитайте текст. Выпишите из текста существительные по заданным параметрам.

На уроке труда ребята мастерили кормушку. Дети повесили кормушку на берёзу. Над кормушкой свисали ветви дерева.

Параметры

Существительные

Сущ,,  на чём?, нариц., неодуш., ед.ч., м.р., П.п., втор.член.

На уроке.

Сущ., что?, нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., В.п., втор.член.

кормушку

Сущ., чего?, нариц., неодуш., ед.ч., ср. р., Р.п, втор.член.

дерева

Проверим вашу работу.

Почему в параметрах не было начальной формы?

Читают текст и выполняют задание к нему.

На уроке труда ребята мастерили кормушку. Дети повесили кормушку на берёзу. Над кормушкой свисали ветви дерева

Параметры

Существительные

Сущ,,  на чём?, нариц., неодуш., ед.ч., м.р., П.п., втор.член.

Сущ., что?, нариц., неодуш., ед.ч.,ж.р., В.п., втор.член.

Сущ., чего?, нариц., неодуш., ед.ч., ср.р., Р.п, втор.член.

Сверяют и оценивают.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Включение в систему знаний и повторение. Цель:   Включение нового способа действия в  систему знаний и применение на практике 

Выполним тест по нашей теме в форме игры «Да-нет»

1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?

2.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

3.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4.Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.

5.Имена существительные изменяются по числам и падежам.

6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

7.В русском языке шесть падежей.

8.При склонении имён существительных изменяется только окончание.

9.Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

10.Имена существительные бывают только женского и среднего рода.

Выполняют. После сверяют с эталоном.

Проверка по эталону:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

да

нет

да

да

да

да

нет

н

е

т

Оцените свою работу.

Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия

Вернёмся к теме нашего урока.

Какие цели мы ставили на урок?

Достигли мы нашей цели?

Для чего мы составляли схему?

Оцените свою работу на уроке, а значит и готовность к контрольной работе.

Д/з  Составить небольшой текст со словами, любые три слова разобрать по схеме.

Высказывают свои мнения.

Дети оценивают себя на «ступеньках знаний»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.» К.Г. Паустовского.

Слайд 3

Мороз Февраль Иней Холод Снежинка Коньки Вьюга Метель Декабрь

Слайд 4

Имя существительное

Слайд 6

Начальная форма: И.п. ед.ч. главным или второстепенным членом

Слайд 7

В воздухе медленно кружились пушистые снежинки . Вдруг с севера повеяло холодом .

Слайд 8

Параметры Существительные Сущ,, на чём?, нариц., неодуш., ед.ч., м.р., П.п., втор.член. Сущ., что?, нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., В.п., втор.член. Сущ., чего?, нариц., неодуш., ед.ч., ср.р., Р.п, втор.член.

Слайд 9

Параметры Существительные Сущ,, на чём?, нариц., неодуш., ед.ч., м.р., П.п., втор.член. На уроке Сущ., что?, нариц., неодуш., ед.ч. ж.р., В.п., втор.член. кормушку Сущ., чего?, нариц., неодуш., ед.ч., ср.р., Р.п, втор.член. дерева

Слайд 10

Проверь и оцени! 1 2 3 4 5 да нет да нет да 6 7 8 9 10 да да да нет нет

Слайд 11

«Ступеньки знаний» Надо многое вспомнить…. Надо потренироваться и повторить материал. Готов(а) к контрольной работе



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Допиши подходящее существительное и дай ему характеристику.

В воздухе медленно кружились пушистые………………………..

Вдруг с севера повеяло………………………...

Допиши подходящее существительное и дай ему характеристику.

В воздухе медленно кружились пушистые………………………..

Вдруг с севера повеяло………………………...

Прочитайте текст. Выпишите из текста существительные по заданным параметрам.

На уроке труда ребята мастерили кормушку. Дети повесили кормушку на берёзу. Над кормушкой свисали ветви дерева.

Параметры

Существительные

Сущ,,  на чём?, нариц., неодуш., ед.ч., м.р., П.п., втор.член.

Сущ., что?, нариц., неодуш., ед.ч.,ж.р., В.п., втор.член.

Сущ., чего?, нариц., неодуш., ед.ч., ср.р., Р.п, втор.член.

Прочитайте текст. Выпишите из текста существительные по заданным параметрам.

На уроке труда ребята мастерили кормушку. Дети повесили кормушку на берёзу. Над кормушкой свисали ветви дерева.

Параметры

Существительные

Сущ,,  на чём?, нариц., неодуш., ед.ч., м.р., П.п., втор.член.

Сущ., что?, нариц., неодуш., ед.ч.,ж.р., В.п., втор.член.

Сущ., чего?, нариц., неодуш., ед.ч., ср.р., Р.п, втор.член.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»...

технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"

Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока:  «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Технологическая карта урока  русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...