Роль корня как смыслового ядра слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль корня как смыслового

ядра слова»

Цели:углубить представление о роли корня в словах и правописании

          орфограмм в корнях ; упражнение в выделении корня в одноко-

          ренных словах, в отдельном слове.

                               

Ход  урока:

1.Орг. момент (психологический настрой)

2.Минутка чистописания.

   (Открыли тетради, записали число, классная работа)

   На доске карточки: дедушка,бабушка,мать,отец, дочь,сын.

 -Что объединяет эти слова? (родственники)

 -С какого звука начинается слово « родственники»?

 -Что обозначает этот звук?

   Прописывают:Рр, Родина

 -Сейчас я процитирую высказывание К. Д. Ушинского о России, о Родине, а вы послушайте: «Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились ,в ней говорят родным  языком и все для нас родное; а матерью –потому что вскормила нас своим  хлебом, вскормила своими водами, выучила своему языку , как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете ,и кроме России, всяких хороших государств и

земель, но одна у человека родная мать- одна у  него и Родина.»

   На доске по ходу чтения появляются карточки:

  Родина, родились, родной язык, родная мать.

 -Что общего у этих слов? (корень).

3.Словарно-орфографическая работа.

   -Какое слово рассыпалось?(Р,я,с,о,с,и )

     Запись: Россия

   -Назовите орфограммы в этом слове ( безуд..гл.,дв. согл.)

  -Давайте вспомним, какие еще слова с двойными согл. мы знаем. Отгадаем кроссворд.

  По вертикали: 1. Крупная  человекообразная обезьяна. 2.Последовательный ряд музыкальных звуков. 3.Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании. 4.Командная игра на льду с шайбой.

   По горизонтали: 5.Широкая дорога с твердым покрытием 6. Сообщение переданное по телеграфу.

 -Вспомним правила переноса слов с дв. согл  (правило).

-Составьте предложения с любым из этих слов.(Запись, выделить гл. чл, составить словосочетания- устно)

4. Физ.минутка.

-Я буду называть слова однокоренные к слову дом. Если я права , вы делаете

 наклон вперед, если не права- приседаете. Будьте внимательны (домашний,

домбра, домик,домовой, домино, бездомный, домишко, домазать, домерить,

домовитый).

5. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.

-Слова ,как люди, живут семьями. У слова есть корень и есть родня- слова с таким же корнем. Слова-родственники- это слова с одинаковым корнем, т.е.однокоренные.

 -А теперь послушаем сказку: Жил-был корень-уч. И вот надоело ему одному

  жить на свете и призвал он    ,       объединяться с ним. Прошло время и превратился маленький-премаленький корешок уч в огромное семейство слов.

                    -Корень слова значимая часть.

                      Над словами родственными держит власть.

                     Выясни умело линию родства-

                     Однокоренные подбери слова.

-Ребята, попробуйте назвать все его семейство (ученик, учить, учебник, учитель, обучение ,ученый, заучивать,  учебный, научить,учеба)-крепятся

слова-листочки на дерево.

-Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: «Вас ,наверное, интересует словообразование?». И был

прав:словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в

какой последовательности образуется слово. Одно слово,как в сказке , может

превратиться в другое, стоит приставить к нему    или      .Слово может изме-

нить свое лексическое значение (ученик- учебник) или просто поменять одежду, т. е. форму (ученик- ученика).

 -Ребята, пока мы слушали сказку подул резкий ветер и перепутал все слова.

   Нам нужно навести порядок.

На доске карточки:

 -В тетрадях зарисовываем карандашом схемы в 4 столбика. Я называю слова, вы говорите под какую схему вы это слово запишите и выделяете орфограмму.

 Слова: сосна, глазной, безделье, пригородный, тетрадью, грибки, доверять, собеседники.

-Укажите в данных словах часть речи.

-Молодцы! Теперь давайте вспомним, что    и     образуют слова с новым

 лексическим значением. А      при изменении слова образуют его форму.

 Значение слова при этом не изменяется.

 -Открыли стр. 101- читаем правило.

-Стр. 102 упражнение 6. Прочитайте задание. Запишите строки слов, в которых  даны однокоренные слова. Выдели корень. В какой строке даны

формы слова?

6.Итог урока.

-Наш урок заканчивается и чтобы подвести итоги поиграем в «Грамматическое домино».

1 команда задает вопросы  второй:

-Что вы знаете о родственных словах?

-Какая часть слова бывает во всех словах?

2 команда задает вопросы третьей:

-Что такое корень?

-Какая часть слова образует его форму?

3 команда задает вопрос первой:

-Какие части слова образуют однокоренные слова- слова с новым лексическим значением?

-Окончание при изменении слова образует его форму. Изменится ли при этом

  значение слова?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс

Материал данного урока создаёт  условия для закрепления  у учащихся умения  проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Урок русского языка в 3 классе "Роль корня как смыслового ядра слова"

План - конспект урока русского языка в 3 классе "Роль корня как смыслового ядра слова". К  уроку подготовлена презентация....

УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...

Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....

Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА.Тип урока: закрепление  материала.Технологии и методики: проблемные т...

Технологическая карта урока обучения письму «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока: «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающ...