Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лисницкая Ольга Евгеньевна

конспект урока во 2 классе. Предмет: русский язык, УМК: "Школа России", учебник "Русский язык" Т.Г. Рамзаева 1,2 часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar638.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2

г.о.Тейково Ивановской области

155048

Ивановская обл., г.Тейково,

ул. Шестагинская, 78

Конспект урокарусского языка

во 2 классе на тему: «Предлог как слово. Роль предлогов в предложении»

Педагог: Лисницкая Ольга Евгеньевна.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:Формирование у обучающихся представлений о предлоге как отдельном слове.

Задачи:

Образовательные:

  • дать учащимся знания о предлоге как части речи, его роли в русском языке, учить правильно употреблять предлоги в речи, учить писать предлоги раздельно со словами.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, совершенствовать культуру речи учащихся, развивать психические процессы (внимание, память, логическое мышление), способность к самоконтролю, выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, самостоятельность, формировать интерес к изучению русского языка.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах,
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные:

  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать   объекты;

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение
  •  учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Оборудование и технические средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные карточки, интерактивная доска SmartBoard.

Наглядные пособия:

Ключевые слова:предлог, часть речи, связь слов в предложении, раздельное написание предлогов.

Рабочие материалы для обучающихся: карточки для групповой работы, карточки для рефлексии, учебник «Русский язык» 2 класс автор Т.Г. Рамзаева.

Автор учебника: Т.Г. Рамзаева.

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.

Предлагаю вамсовершить воображаемое морское путешествие.

- Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Садитесь.

- Закройте глаза, представьте, как вас согревает ласковое солнышко. Улыбнитесь солнышку и друг другу. Начинаем работать.

- Учащиеся выполняют упражнения, настраиваются на урок, корректируют осанку.

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

- На доске слова записаны в три столбика.

-Прочитайте слова в каждом столбике, сравните. (Что общего, докажите. Какое слово лишнее, почему?)

море

большой

причаливает

волны

бескрайнее

простирается

корабль

игривые

качают

- Какие части речи мы повторили?

-Составьте 3 предложения, используя подходящие по смыслу слова.

- Морское путешествие начинается.

- Наш корабль подошёл к неизвестному острову. Матросы выловили из воды бутылку с посланием:

Я – капитан корабля «Заря». Недалеко…острова мой корабль разбился…скалы. Меня выбросило … берег. Я живу…пещере …горой. Помогите!

- Солёная морская вода размыла некоторые слова. Подумайте, какие слова нужно вставить, чтобы прочитать послание.

- Учащиеся читают слова по столбикам, доказывают, что слова первого столбика являются именами существительными (лишнее слово – волны, т.к. оно стоит во множественном числе, а остальные в единственном числе. Слова второго столбика являются именами прилагательными (лишнее слово – большой, т.к. в нём 2 слога, а в остальных словах – 4 слога.) слова третьего столбика являются глаголами (лишнее слово – простирается, т.к. в нём нет орфограммы ча)

_ Повторили имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Учащиеся составляют 3 предложения, например:

Бескрайнее море простирается до горизонта. Большой корабль причаливает к берегу. Игривые волны качают его на воде.

_ Учащиеся, вставляют подходящие по смыслу  слова (от, о, на, в, под) с помощью интерактивной доски (перемещением), читают текст. Ребята решают помочь капитану.

Слайд 1.

Слайд 2.

3.

Постановка учебной задачи.

- Какие слова вы использовали? Что вы о них знаете?

- Определите тему нашего урока.

- Подумайте, что нам нужно узнать о предлогах?

Перед нами план, по которому мы будем работать на уроке:

1. Что такое предлоги?

2. Каково значение предлогов?

3. Как пишутся с другими словами?

- Вставили слова от, о, на, в, под. Это предлоги.

- Тема урока: Предлоги.

Нам нужно узнать о предлогах:

1. Что такое предлоги?

2.  Каково значение предлогов?

3. Как пишутся с другими словами?

Тема урока – на доске.

План урока – на доске.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах:

Каждой группе нужно составить предложение, используя только данные слова:

 1. тропических, морях, встречаются, коралловые, рифы.

2.  коралловые, рифы, часто, располагаются,  берегов

3. коралловые, рифы, состоят, скелетов, морских, животных

4. коралловые, рифы, становятся, домом, обитателей, моря

5. живые, кораллы, находятся, поверхности, рифа

6. Большой Барьерный риф, находится,  берегов, Австралии

- Можно ли составить предложения, используя только эти слова? (Нет, отсутствует связь слов.Необходимо вставить ещё слова)

- Какие слова вы добавили в предложение? Как они называются?

Учащиеся работают в группах. Составляют предложения, используя только данные слова.

Учащиеся приходят к выводу, что без предлогов предложение составить нельзя, отсутствует  связь слов.

- От, о, на, в, под - это предлоги.

5.

Реализация построенного проекта.

Составьте предложения, используя подходящие по смыслу предлоги.

Прочитайте свои предложения,

- Учащиеся составляют предложения, используя подходящие по смыслу предлоги.

- Учащиеся читают предложения:

1.В тропических морях встречаются коралловые рифы.

2.Коралловые рифы часто располагаются у берегов.

3. Коралловые рифы состоят из скелетов морских животных.

4. Коралловые рифы становятся домом для обитателей моря.

5. Живые кораллы находятся на поверхности рифа.

6. Большой Барьерный риф находится у берегов Австралии.

Слайд 3.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Найти в предложении предлог, расскажите о предлоге по плану:

  1. Что обозначает?
  2.  На какие вопросы отвечает?
  3. Для чего служит в предложении?
  4. Как пишется со словами?

По итогам работы групп делается вывод:

- Предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие предмета,

к предлогу нельзя поставить вопрос. Значит, предлог не относится ни к одной из изученных части речи. Это особая часть речи.

Предлоги нужны для связи слов в предложении.

- Мы ответили на 2 пункта плана.

Каждой группе дана инструкционная карта.

Предлог

  1. Обозначает предмет?

2. Обозначает признак предмета?

3.Обозначает действие предмета?

4.На какой вопрос отвечает предлог?

  1. Для чего служит?

- Каждая группа выступает со своим сообщением.

Учащиеся обобщают сказанное, приходят к выводу, что предлог не относится ни к одной изученной части речи. Это особая часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Ответы на вопросы плана прикрепляются на доске

7.

Включение в систему знаний и повторения

- Наш корабль подошёл к острову. На берегу нас встречает шаловливая обезьянка. Она прячется от нас. Найдите её.

Обезьянка спряталась … пальмой. (под, за, над)

- Учащиеся отвечают, где обезьянка (под пальмой, над пальмой, за пальмой). Где ещё может спрятаться обезьянка? (на пальме, у пальмы) Учащиеся определяют  смысловое значение предлогов.

Слайд 4.

Физкультминутка.

- Какие ещё животные могут жить на острове?

- Выполним физкультминутку про слонёнка:

 У слонёнка дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай, лапки подавай.

- Какие предлоги встретились?

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Учащиеся называют предлоги: у, в, по, к.  

- Перед нами пещера. На стене надписи. Наверное, их сделал капитан. Некоторые слова стёрлись от времени. Восстановите текст, объясните раздельное написание предлогов.

- Мы ответили на 3 пункт плана урока.

- Запишем текст под диктовку.

Я живу …острове. Ловлю …море рыбу. Пью воду  ручья. Скучаю  друзей.

- Проверка.

- Капитан вернулся с охоты, Он рад нашему прибытию. Мы все вместе отправляемся домой.

День клонится к вечеру. Наши глаза устали, отдохнём.

-  Учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу предлоги(инструмент перо) объясняют их раздельное написание.

Текст  записывают под диктовку в тетрадь.( текст закрыт)

- Учащиеся проверяют текст, исправляют ошибки.

Слайд 5.

Ответ на третий пункт плана прикрепляется на доску.

Физкультминутка.

Солнце спит. Небо спит.

Даже ветер не шумит.

На рассвете солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок.

И деревья раскачал.

Дождь по крыше застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится всё ниже,

Вот и спряталось за тучку,

Ни один не видно лучик.

- Учащиеся выполняют физкультминутку.

- Во время путешествия интересно наблюдать за происходящим вокруг.

- Посмотрите, что это за морское животное по правому борту?

- Что вы знаете о китах?

- Запишем рассказ о китах в свой бортовой журнал.

Самостоятельная работа.

-  Можно ли назвать это текстом? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы получился текст?

- Прочитайте текст, вставляя предлоги.

- Как можно озаглавить текст?

 Объясните написание предлогов.

Киты живут во всех океанах. Под кожей у них толстый слой жира. У китов рождаются большие детёныши. Мать кормит их молоком. Охота на китов запрещена.

- Списать текст, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

- Это кит.

- Учащиеся делятся своими знаниями о китах.

- Нет связи слов в предложениях.

- Нужно вставить подходящие по смыслу предлоги.

- Учащиеся читают текст, озаглавливают его, объясняют раздельное  написание предлогов.

- Учащиеся списывают текст с доски, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Киты живут… всех океанах. Под кожей … них толстый слой жира. … китов рождаются большие детёныши. Мать кормит их молоком. Охота … китов запрещена.

Слайд 6.

Слайд 7.

8.

Рефлексия деятельности.

- По завершении плавания мы напишем отчёт:

Тема урока

Для чего служат предлоги?

Как пишутся со словами?

- Проверка. Учащийся зачитывает вариант ответа, остальные делают пометки: + или – (правильно или нет)

- Если вы поставили 3 знака «+», значит, на уроке вы были внимательны, материал усвоили, молодцы.

У вас получилась памятка–правило. Прочитайте и запомните. Расскажите о предлогах, используя памятку.

- Сравним вывод с выводом в учебнике.

- Считаете ли вы план урока выполненным?

- Что нового вы узнали о предлогах?

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу.

- Учащиеся проверяют свои ответы, ставят пометки: + или -.

Учащиеся рассказывают правило, пользуясь памяткой.

- сравниваем вывод с правилом в учебнике стр. 36-37.

- План урока выполнили.

-Учащиеся рассказывают о предлогах, используя памятку.

9.

Домашнее задание.

- Составьте небольшой текст о нашем классе. Предлоги подчеркните.

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Текст"

Конспект урока закрепления по русскому языку, 4 класс, тема "Текст"....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Раздельное написание предлогов со словами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложения с предлогами, пра...