Олимпиадные задания. Русский язык.
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Гавришева Ольга Николаевна

Олимпиадные задания по русскому языку. Школьный этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-4_klass_russkiy_yazyk.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная  Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

2014год

 2 класс

Код участника   ___________________________

 

1  задание: В каких словах неправильно названы буквы?  

а)   Олимпиада – о, эль, и, мэ, пи, и, а, дэ, а.

б)   поле – пэ, о, эль, е

в)   солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е

г)   грустно – гэ, рэ, у, сэ, тэ, эн, о

д)  светло – эс, вэ, е, тэ, эль, о

Б

Д

Ж

М

Н

   

Ф

К

С

2  задание:  

Заполните таблицу, вставляя, где это возможно, пропущенные звуки.

Объясните, по какому принципу эти звуки расставлены.

 Верхняя строка- _____________  звуки, нижняя строка- _________________звуки.

3  задание:  Сколько звуков [ш] в стихотворении.  

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

Ответ: _____________________________

4  задание:  Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.

Сапохар,   васуренье,   оребрихи,   балиранки.

5 задание:   Спишите предложение, раскрывая скобки.

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

6  задание:    Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7  задание:  Отгадай  "загадку-шутку".

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.  Это - ___________.

 

8  задание:    Разгадай ребусы.

а) о5,          б) р1ка             г) 1вилка

Напиши ответы:

а) ____________________________

б) ____________________________

в) ____________________________

9  задание:  Поставить в словах верно ударение:

 Столяр, ремень, звонит, портфель, свекла, квартал.

10  задание:  Выбери и подчеркни  проверочное слово, вставь пропущенную букву.    

а)   уд…вительно  (дева,  диво)

б)   м…нять  (мина,  обмен)

в)   скр…пучий  (скрипка,  скрепка,  скрип)

г)   л…нивый (линька, лень)

 

11  задание:  Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса. 

 Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.

12  задание: Найди общее начало к каждому слову. Запиши общее начало в ответе.

                                        АБЛЬ

                        ( . . . )                ЖИК

                                        ЗИНА

                                        ТИК

Ответ: ____________________

№ задания

Верный ответ

Максимальное количество                                            баллов

1.

а), г)

2  

2.

 Пары по глухости-звонкости

4  

3.

 8

2  

4.

 Сахар,   варенье,   орехи,   баранки.

1

5.

  Посадила мама  в  печь пироги  с  капустой печь.

2

6.

 

 От кол-ва слов

7.

нос

2

8.

Опять, родинка, развилка

3  

9.

СтолЯр, ремЕнь, звонИт, портфЕль, свЁкла, квартАл.

3  

10.

а)   уд…вительно  (дева,  диво)

б)   м…нять  (мина,  обмен)

в)   скр…пучий  (скрипка,  скрепка,  скрип)

г)   л…нивый (линька, лень)

2  

11.

Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.

2

12.

 Кор

3  

Школьная  Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

2014год

 3 класс

Код участника   ___________________________

 

1   задание:  Сколько в тексте слов, в которых есть звук  [Й']:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Зелёная, забавная,

На Новый год – я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

А для ребят - всех лучше я!

Ответ: ____________________

2   задание:  Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

а)   Обсуждать надо часто - решать однажды.

______________________________________________________________________

б)   Кто слишком спешит – позже справляется с делом.

_______________________________________________________________________

в)   Когда стоит ясная погода, готовь зонт.

________________________________________________________________________

3   задание:  Отгадай  "загадку-шутку".

   

 Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. Это-______________.

4  задание:  Найди «лишнее» слово разными способами и объясни своё решение:

 БРЮКИ, ХЛОПОТЫ, ДВЕРЦЫ, ВИЛЫ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5   задание:    Поставь ударение в словах:

 Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, красивее.

6   задание: Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:

Малыш, пальцы, подъезд, лужицы, таблица, оркестр.

7  задание: Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова:

прим…рять  (______________) друзей после ссоры

 зал…зать   (_______________) раны  

зап...вать   (_______________) в хоре  

8 задание:  Подчеркни  существительные мужского рода.

 Кофе, метель, буран, овощи, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре, георгины, вуаль.

9 задание:   Перед вами список существительных. Разделите его на две группы.

Брюки, вопросы, хлопоты, грабли, косы, гири, споры, встречи,  шахматы, щипцы.  

___________________                                                    ____________________

___________________                                                    ____________________

___________________                                                    ____________________

___________________                                                   _____________________

___________________                                                   _____________________

10 задание:   Замените одним словом устойчивые выражения(фразеологические обороты).

 Держать язык за зубами  - ____________________________

Сбить с толку - ______________________________________

Лететь,  сломя голову - ________________________________

Сидеть , сложа руки - _________________________________

Намять бока - ________________________________________

11 задание: На уроке изобразительного искусства  учительница произнесла фразу:

« Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь».  Что помогает запомнить эта фраза? Можешь ли ты привести ещё одну фразу, которую используют с той же целью?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 задание: Продолжи ряд глаголов, соблюдая определённый принцип в смысловом значении:

Жужжит, мычит, ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

13 задание: Составь транскрипцию (запись звуками) слова, взяв четвертый звук от слова КРЫЛЬЯ, четвертый звук от слова ЯЩИК, третий звук от слова ВИЗГ и ударный гласный от слова СТОЛЯР.  Какое слово получилось?  Запиши его буквами.

 Ответ: [  ___________________  ]  _________________

№ задания

Верный ответ

Максимальное количество                                            баллов

1.

11

2  

2.

  Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Готовь сани летом, телегу-зимой.

3

3.

язык

2  

4.

От кол-ва слов

5.

МагазИн, призывнИк, ненавИдеть, инструмЕнт, щавЕль, цемЕнт, одОбрить, положИть, красИвее.

3

6.

Малыш, пальцы, подъезд, лужицы, таблица, оркестр.

 2

7.

Мирно, лижет, петь.

2

8.

Кофе, метель, буран, овощи, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре, георгины, вуаль.

3  

9.

Брюки, вопросы, хлопоты, грабли, косы, гири, споры, встречи,  шахматы, щипцы. 

3  

10.

 

5  

11.

Порядок цветов в радуге. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

4

12.

От кол-ва слов

13.

лиса

2

Школьная  Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

2014год

4 класс

Код участника   ___________________________

1 задание:  Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л й' а в л'  э с н а й' о л к у в л' э с с' и ж у н а

 й' э л' и ш т о п  в о л к' и н' и с й 'э л' и]

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2   задание:   Отметьте имена существительные, которые стоят в том же падеже, что и существительное «полянка» в словосочетании сидел на полянке.

Плывут облака, живут в избушке, пришёл на берег, лежал на песке.

3   задание:   Запишите данные имена существительные в именительном падеже множественного числа.

перо _____________________,  орех ___________________,

время _____________________, терем __________________,

сторож ____________________, учитель _________________,

пальто _____________________, чудо ___________________.

4   задание:  

            Корень – из слова ГОРОДИТЬ

           Окончание – из слова МОРОЗНЫЙ

           Приставка – из слова ЗАКРЫТЬ

           Суффикс – из слова ХОЛОДНЫЙ

Запишите это слово: ____________________

5  задание:   Укажите в скобках части речи у выделенных слов.

Из-за холодных утренних рос (___________) хлеб медленно рос (_____________).

Снежное покрывало (______________) все поле покрывало (_______________).

 6  задание:    Подчеркните слово, которое по смыслу выпадает из общего ряда.

Перевезти, переплыть, перемолоть, перейти, перебросить.

7  задание:   Восстанови порядок слов в предложении, запиши предложение.

Поэтому не Наташа в уроки ходили Маша кино выучили   и

_______________________________________________________________ 

8 задание:   Подбери такое слово, которое подходило бы к слову и справа и к слову слева.

Например: ум (___ )боль,            ум ( острый) боль

утро (_____________________) развитие
лекарство (________________________) воспоминание

слово (_________________________)человек

9 задание:  В наборе букв, не меняя их местами, найди два слова.

Например: садовый  цветок      РЛОАЗНДАЫШ  лесной цветок  РЛОАЗНДАЫШ

 Дом в лесу?  -

БИЗОБРА    _______________________          _______________________

Какую травку щиплет на лугу доброе животное? –

 ККЛОРЕОВВАЕР  _____________________          ______________________

Из чего варенье досталось кому-то на съеденье?-

МВИУШХАНЯ      ______________________          ________________________

10 задание: Прочитайте предложения, найдите в них ошибки и исправьте.

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Врач взял ланцетом кусочек ваты.

     3. Бассейн я посещал по абоненту.

   11 задание:  Подбери синонимы к словам-определениям:

              Грустный –  ______________    

              Радостный – _____________    

              Жесткий – ________________      

              Отважный – _______________      

12 задание:  Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

Дом, дача, изгородь, тропинка, просьба, повозка, свёкла, редька, гроздь, ягода, подъезд.

13 задание:  Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. 

а) Усиленно думать над трудным вопросом - ___________________________________

б) Очень тесно -__________________________________________

в) Хорошо запомнить - ____________________________________

        

№ задания

Верный ответ

Максимальное количество                                            баллов

1.

Пошёл я в лес. На ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

3  

2.

П.п. живут в избушке, лежат на песке

3

3.

Перо-перья  орех -орехи,

время -времена, терем -терема,

сторож-сторожа учитель -учителя,

пальто -пальто, чудо-чудеса

3  

4.

загородный

1

5.

Сущ. Глаг. Сущ. Глаг.

2

6.

перемолоть

 1

7.

Наташа и Маша ходили в кино, поэтому не выучили уроки.

2

8.

Раннее, горькое, добрый

3  

9.

Изба, бор

Клевер, корова

Вишня, муха

3  

10.

 Гоночный, пинцетом, абонемент.

2

11.

Грустный –   (печальный)

Радостный    ( весёлый)

 Жесткий –    ( твёрдый)

 Отважный –    (смелый)

2

12.

    изгородь, просьба,  редька, гроздь   

2

13.

Ломать голову, плечом к плечу, зарубить на носу.

3

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания. Русский язык. 1 класс

Олимпиадные задания. Русский язык. 1 класс...

Олимпиадные задания русский язык 2 класс

Задания повышенной трудности...

Олимпиадные по русскому языку в 4 классе

Олимпиадные  по русскому языку в 4 классе ...

олимпиадные работы русский язык

хорошая подготовка к олимпиадам...

Творческие задания. Русский язык.

Задания направленнные на развитие орфографической зоркости....

Разноуровневое задание. Русский язык.

УровеньПримеры заданий по теме «В мире родственных слов»1 уровень – формальный (правилосообразный, базовый)  – ориентация на форму способа действия. Минимум содержания, рассчитанный на освоение к...

Дефференцируемые и разноуровневые задания, русский язык, 2 класс

Разноуровневые заданияУМК Планета знаний, русский язык, 2 класс Самостоятельная работаПо теме: текст, тема текста. Дифференцированные задания.УМК Планета знаний, русский язык, 2 классТема: Б...