Урок - проект "Зимняя сказка" (интегрированный урок)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лукомская Светлана Владимировна

Открытый урок - проект по русскому языку. Формы работы обучающихся парные и групповые. На уроке использованы следующие технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, сотрудничества,игровые. Урок расчитан на 2 часа. Методы обучения: проблемно-поисковый, элементы метода исследовательского обучения,  наглядный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_proekt_zimnyaya_skazka.rar14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока-проекта (литературное чтение, русский язык, изо)                                                                  УМК «Школа России»
Учитель: Лукомская  Светлана  Владимировна

Класс: 4

Тема «Зимняя сказка»

 Цели урока:

  • создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
  • развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
  • формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира

Задачи:

  • расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
  • развитие коммуникативности, умения работать в группах;
  • создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке

Проектные цели:

  • развивать умение строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
  • умение писать сочинение-миниатюру на заданную тему;
  • умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь

Тип урока: интегрированный урок

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Оборудование:

1. Презентация под названием «Зимняя сказка» (Зимние пейзажи). Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

2. Аудиозапись «Сказочная зимняя мелодия».

3. Листы формата А-3, конверты с  раздаточным материалом

4. Карандаши, сухая пастель, клей,.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Этап вхождения в проектную деятельность

1.Организационный  момент. Создание эмоционального настроя

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушали вы,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Ребята, вам пришло письмо. (открывается конверт и зачитывается письмо)


Здравствуйте, дети  из  далекого села Укромное!

Пишут вам  жители  острова  Чунга-Чанга.  Мы никогда  не  видели    настоящей  зимы.  Но говорят, что  это  самое  волшебное    и  красивое  время  года.

Не  могли  бы вы  нам  помочь,  рассказать,  а  может  и   нарисовать   зиму.

- Ребята,  что мы ответим жителям острова «Чунга- Чанга»?

На фоне зимней мелодии
Приветствие  обучающихся.

Ответы детей

Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность

Регулятивные: нацеливание на успешную работу

2.  Мотивация  учебной деятельности обучающихся.

  • Теперь сядьте удобно и подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  слово «зима».

- Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы?

  • Как вы относитесь к этому времени года?

- Я знаю, что одна девочка подготовила стихотворение о зиме.

 

 

                                                                                                                                 

Называют слова, которые ассоциируются со словом  «зима»

Мороз, снег, снежинка, снегопад, снежный, снегирь, снеговик, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, санки, лыжи, коньки, ледянки, лед, сугроб, вьюга, пороша, поземка, метель, иней

Высказывания  детей.



Чтение стихотворения

Заготовила зима

Краски все для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила.

Всем деревьям — чистые

блестки серебристые.

А на улице — ребят

разукрасила подряд.

Как художник, красит разным:

кто играет — красит красным.

Кто боится шевелиться —

краска синяя годится.

Ни за что не выпросить

по-другому выкрасить!

Личностные:  самоопределение

Коммуникативные: умение высказывать свои мысли

Регулятивные:  определение учебной проблемы

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

 3. Постановка цели и задач урока.

- Как вы думаете, какая главная задача нашего урока?  

                                                                                   

 - А как это сделать?

  • Я предлагаю выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта «Зимняя сказка». А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. Знания изученных произведений о зиме помогут вам в создании этой газеты.


Работать будете в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой. Давайте вспомним правила совместной работы.

  • Не забудьте составить план работы вашей группы и распределение ролей.

Предположения ребят. (Доказать (показать), что зима-прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок).

Высказывания  детей.

Называют правила работы в группах.

Распределяют роли и составляют план работы в группе

1. Название странички
2. Стихотворение о зиме, синквейн
3. Сочинение-миниатюра
4. Зимние загадки
5. Зимние пословицы, приметы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: планирование работы в группах

Познавательные: логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний

Создание продукта проектной деятельности

4. Создание проекта

Задание 1.

- Ребята! Пусть каждая страничка вашей литературной газеты имеет своё название. Вот и начнём работу с выбора заголовка. Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3. Откройте конверт № 1, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился,  и приклейте на вашу страницу.
(Время работы 3 мин.)

Варианты названия странички:

  1. Зимние краски.          2. Зима в лесу.

3.   Птицы зимой.    4. Зимние забавы.

Задание 2.

- Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт № 2. Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение, которое подходит к заголовку вашей страницы газеты. Помните о  стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Собранное стихотворение приклейте на свою страничку.  (Время работы  3  мин.)

Физминутка.(музыка)

Исполнение песни «У моей России длинные косички» и рисование  кисточкой в воздухе

Задание № 3.

 - На следующем этапе работы  вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Кто знает, что такое миниатюра? (Жанр малых форм, т.е. небольшое по размеру произведение).

- Откройте конверт № 3.  Перед вами словосочетания. Некоторыми из них вы можете воспользоваться, чтобы  написать сочинение-миниатюру, соответствующее  заголовку вашей странички газеты.
(Время работы 7 мин.)

Задание № 4.

- Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов.

Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских живописцев. Поделитесь своими впечатлениями.

Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками.

                  (Время работы 5 мин.)

- Откройте конверт № 4

Задание №5.

Зимние пословицы и загадки

Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3.

Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Выполняют движения кисточкой, имитирующие строчки песни

Дают определение:

Миниатюра – это жанр малых форм,

т.е. небольшое по размеру произведение.

Пишут сочинение.

Зимнее сочинение (образец)

         Пришла волшебница-зима. Вместе с ней пришли снегопады и морозы. Снега легли на деревья и крыши домов большими шапками, на поля -  белыми коврами. Мороз сковал реки и озёра. Часто идет снег. Солнце светит мало и не греет, а когда выглянет, снег блестит и переливается на солнышке. Зимой к нам прилетают с севера снегири, свиристели, поползни. Я люблю наблюдать за снегирями. Снегири - красивые птицы, солидные. У них грудки красные, как яблоки. Снегири неторопливо перелетают с ветки на ветку.Зимой дети катаются с горки на санках, бегают на лыжах, строят снежный дом.  Мне нравится зима

Высказывания  детей.

Ребята украшают рисунками свои страницы.

Зимние пословицы

В зимний холод всякий молод.

Зимой солнце сквозь слезы смеется. 

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Зимой солнце светит, да не греет.

Зима без снега– лето без хлеба.

Что летом уродится, зимой пригодится.

Без шубы и валенок и зима без конца.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

По зиме узнавай зверя, а не человека.

Помни это: зима – не лето.

Зима спросит, что летом припасено.

Зимние загадки

Снег на полях,

лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

 (Зимой)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?

(Мороз)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

 

Коммуникативные:  умение договариваться, выполнять различные роли в группе

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Регулятивные: умение выполнять по образцу

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: умение работать в группах

Личностные: нравственно-зстетическое оценивание усваиваемого материала

5. Представление (защита)  работ по плану.

- А сейчас каждая группа представит свою работу по плану.

План.

  1. Представиться (авторы работы).
  2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения)
  3. Определить, где можно использовать готовый продукт.

(По 3 мин. на каждую презентацию)

Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление)

 - Где можно применить эту газету?

Представление работ.

Высказывания детей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать свое мнение.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока?  

 

- Подводя  итог всему сказанному, я хочу предложить вам послушать сказку

                  Зимняя сказка.  

 «Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках. Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.  Их Зима тоже в белые шубки одела .  И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось. На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

    Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!».

                                         

 

- Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу вручить вам сертификаты.

(Вручение сертификатов).

  • Из ваших страничек получилась замечательная  газета,  мы обязательно покажем её ребятам острова «Чунга-Чанга», а также и нашим первоклассникам. Ну и, конечно, украсим этой газетой наш кабинет.  

    - А сейчас откройте
    конверт под № 5,

Летит к вам снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!

- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.

Урок окончен. Спасибо!

Высказывания  детей.

Ученица рассказывает  «Зимнюю сказку» (с презентацией)

Фон музыки «Зимняя сказка»

Оценка работы группы.

Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли

Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: самооценка, оценка работы группы

  1. Использованная литература:
     
    1.Отрывок из сказки Георгия Скребицкого  «Четыре художника».
     
    2. Зимние пословицы и поговорки. Сайт «Почемучка».

   3.Аудиозаписи «Зимние мелодии» Muzofon.com

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Урок с ЭОР. Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номер урока 46.)

Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номе...

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...

«Путешествие по русским народным сказкам». Интегрированный урок математики и внеклассного чтения. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. 1 класс

laquo;Путешествие по русским народным сказкам» Интегрированный урок математики и внеклассного чтения Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.(урок – обобщение в 1 классе)Предметные УУД: за...