Рабочая программа 1 класс обучение грамоте
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Данны фаил содержит пояснительную записку и сетку разработанных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_grammote_pered.docx | 95.96 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе ФГОС НОО Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Авторской программы «Русский язык » В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Обучение грамоте», программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» «Школа России»(2011г) в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ Абанская ООШ №1.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Введение в курс русского языка является обучение грамоте - интегрированный курс, приобщающий первоклассника к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературному чтению. После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русского языка»
Цели и задачи курса
цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
- Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу периода обучения грамоте:
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
Навыки чтения:
1 полугодие - плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.
2 полугодие - правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать / понимать:
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
- оформление предложений на письме;
- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
- различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; звук [й] и буква й;
- слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
- согласные только твердые, согласные только мягкие; согласные, парные по звонкости и глухости; соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации; соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
- деления слов на слоги и для переноса; определения ударного слога в слове;
- использования прописной буквы в именах собственных; написания слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу; обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме; правильного написания слов типа пень, яма;
- право писания слов с непроверяемыми орфограммами; четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
- Содержание тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам
Обучение грамоте (литературное чтение)
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.
В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.
Предмет | Подготовительный период (4 учебные недели) | Букварный период (16 учебных недель) | Послебукварный период (3 учебные недели) | Итого |
Литературное чтение | 16 часов | 64 часа | 12 часов | 92 часа |
Русский язык | 20 часов | 80 часов | 15 часов | 115 часов |
Итого | 36 часов | 144 часа | 27 часов | 207 часов |
Обучение грамоте (207 ч.) | Систематический курс русского языка (50ч.) |
|
|
Программа «Школа России» | Примерная программа начального общего образования | |
Количество часов в неделю | 5 ч. | |
Основные разделы программы: | ||
подготовительный этап | 13 ч.+(7 ч. резервных - 2 ч.) = 18 ч. | |
букварный (основной) период | 80 ч.+2 ч. резервных = 82 ч. | |
послебукварный период | 15 ч. | |
Резервные уроки | ||
Общее количество часов | 108ч.+(9ч.резерв.-2ч) = 117ч. -2=115 ч. Уменьшение на 2 часа (за счет резервных часов) | 115 ч. |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Примечание: в период обучения грамоте на занятия внеклассного чтения в УМК «Школа России» отводится 1 час в неделю.
№ урока | Дата проведения | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | |||||||
по плану | по факту | |||||||||||
Подготовительный период – 16ч. | ||||||||||||
Урок путешествие. Знакомство с азбукой. Речь устная и письменная. | 1 | Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении | ||||||||||
Деление слов на слоги. | 1 | Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении | ||||||||||
Письменная речь. Ударение в словах. | 1 | Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Наблюдать: определять количество слов в предложении - контроль | ||||||||||
Внеклассное чтение. Народные сказки..Предложение. | 1 | Составлять текст по серии сюжетных картинок | ||||||||||
Представление о звуке. Гласный звук. Согласный звук. | 1 | Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком | ||||||||||
Согласный звук. Слияние согласного и гласного. | 1 | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения | ||||||||||
Слогообразующая роль гласных. | 1 | Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||||||
Внеклассное чтение. Игры, песенки, потешки. Гласные и согл. звуки. | 1 | Включаться в групповую работу, связанную с общением | ||||||||||
Знакомство с буквами А а обозначающими звук [а]. | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонац. выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Составлять текст по серии сюж. картинок | ||||||||||
16.09 | Буквы О о, обозначающие звук [о]. | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а) | |||||||||
Буквы И и, обозначающие звук [и]. | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слов.Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Составлять текст по серии сюж. картинок | ||||||||||
Внеклассное чтение Сказки русских и современных писателей. Буквы Аа,Оо,Ии. | 1 | Составлять текст по серии сюжетных картинок | ||||||||||
Буква ы, обозначающая звук [ы]. | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Составлять текст по серии сюжетных картинок | ||||||||||
Буквы У у, обозначающие звук [у]. | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (и-у) | ||||||||||
Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [ы]. Буквы: а, о, и, у, ы. | 1 | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком - контроль | ||||||||||
Внеклассное чтение Зарубежная классическая сказка. Буквы У,О. | 1 | Включаться в групповую работу, связанную с общением | ||||||||||
Букварный (основной) период – 64 ч. | ||||||||||||
Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. Слогообр. роль гласных. | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||||||
Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с′]. Чтение слогов -слияний с буквой С. (К) | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове - контроль Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | ||||||||||
Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к′]. Чтение слогов и слов с буквой К. (К) | 1 | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||||||
Внеклассное чтение Рассказы о животных Чтение слов с буквой К. | 1 | Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания | ||||||||||
Буквы Т,т, обозначающие звуки [т],[т′]. (К) | 1 | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | ||||||||||
Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т. (К) | 1 | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета | ||||||||||
8.10 | Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки [л], [л′]. (К) | 1 | Сравни- вать: соотносить звук и соответст- вующую ему букву. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку) - контроль | |||||||||
Внеклассное чтение Загадки. Литературные загадки. Закрепление изученных букв. | 1 | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы | ||||||||||
Буквы Р,р, обозначающие звуки [р], [р′]. Чтение слогов, слов и предложений. (К) | 1 | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (р-л). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове – контроль | ||||||||||
Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р. (К) | 1 | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | ||||||||||
Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в′].Чтение слогов и слов с б. В(К) | 1 | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву - контроль Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||||||
Внеклассное чтение Рассказы о детях Чтение слов с изученными буквами. | 1 | Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания | ||||||||||
Буквы Е,е, обозначающие звуки |йэ|. (К) | 1 | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы | ||||||||||
Буква Е – показатель мягкости согласного звука. (К) | 1 | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмет | ||||||||||
Внеклассное чтение Стихи современных поэтов о Родине. Чтение текстов с Ее. | 1 | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||||||
Буквы П.п, обозначающие звуки [ п], [п′]. (К) | 1 | Читать выразительно текст: использовать интонацию | ||||||||||
Чтение текстов с буквами П,п. Заглавная буква при написании ФИО. | 1 | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (п-т) | ||||||||||
Чтение текстов с буквами П,п. Заглавная буква при написании | 1 | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м). Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания | ||||||||||
Буквы М,м, обозначающие звуки [м], [м′]. | 1 | Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (л-м) | ||||||||||
Чтение текстов и слов с буквами М,м.(К) Внеклассное чтение Сказки о животных | 1 | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя | ||||||||||
Буквы З,з, обозначающие звуки [з], [з′]. | 1 | Подбирать слова с заданным звуком.. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з). Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы | ||||||||||
Чтение слов, текстов с буквами З,з. (К) | 1 | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов | ||||||||||
Буквы Б,б, обозначающие звуки [ б], [б′]. Различие понятий: форма слова. | 1 | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Описывать случаи из собственной жизни, свои набл. и переживания | ||||||||||
13.11 | Внеклассное чтение Стихи русских поэтов. Чтение слов с буквами Бб. | 1 | Читать выразительно текст: использовать интонацию | |||||||||
Чтение слов и текстов с буквой Б. | 1 | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов | ||||||||||
Буквы Д,д, обозначающие звуки [д], [д′]. | 1 | Подбирать слова с заданным звуком – контроль. Читать слоги с измен-ем буквы гласного | ||||||||||
Чтение слов с буквами Д,д. | 1 | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (в-д) | ||||||||||
Внеклассное чтение Сказки русских писателей. Чтение слов и с изуч. буквами. | 1 | Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту | ||||||||||
Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. (К) | 1 | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов - контроль | ||||||||||
Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. Буква Я – показатель мягкости согл. зв. (К) | 1 | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюд. и переживания | ||||||||||
Буквы Г, г, обозначающие звуки [г], [г′]. (К) | 1 | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать слоги с изменением буквы гласного | ||||||||||
Внеклассное чтение Литературные сказки разных народов | 1 | Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту | ||||||||||
Чтение предложений, текстов с буквами Г, г. (К) | 1 | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) - контроль | ||||||||||
Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч′]. (К) | 1 | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания | ||||||||||
Чтение слов, предложений с буквой Ч. Сочетание ча. (К) | 1 | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) – контроль. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (и-ч) | ||||||||||
Внеклассное чтение Рассказы о природе. Сочетание ча. | 1 | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы | ||||||||||
Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. (К) | 1 | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения | ||||||||||
Ь в конце и в середине слова. (К) | 1 | Объяснять функцию буквы ь. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи | ||||||||||
Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. (К) | 1 | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (с-ш) – контроль. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш) | ||||||||||
Внеклассное чтение Сказки-былины о богатырях. Чтение слов с изучен. буквами. | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы | |||||||||||
Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш. Сочетание ши. (К) | 1 | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (ш-т) - контроль | ||||||||||
Буквы Ж,ж, обозначающие твёрдый звук [ж]. (К) | 1 | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи | ||||||||||
Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Сочетания жи-ши. (К) | 1 | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки» - контроль. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (ш-ж, з-ж) | ||||||||||
Внеклассное чтение Стихи современных поэтов. Сочетание жи, ши. | 1 | Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту | ||||||||||
Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [йо]. (К) | 1 | Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи | ||||||||||
Чтение слов, предложений с буквами Ё,ё. | 1 | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | ||||||||||
Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. (К) | 1 | Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения | ||||||||||
Буквы Й,й, обозначающие мягкий звук [й]. (К) | 1 | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’] | ||||||||||
Внеклассное чтение Произведения о мамах и детях | 1 | Обосновывать собственное мнение | ||||||||||
Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х′]. (К) | 1 | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж) | ||||||||||
Чтение предложений и текстов с буквами Х,х. (К) | 1 | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме - контроль | ||||||||||
Буквы Ю,ю, обозначающие два звука [йу]. (К) | 1 | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания | ||||||||||
Внеклассное чтение Сказки о детях | 1 | Обосновывать собственное мнение | ||||||||||
Чтение предложений, текстов с буквами Ю,ю. Буква Ю – показатель мягкости. | 1 | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям | ||||||||||
Твёрдый звук [ц]. Буквы Ц,ц. (К) | 1 | Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) | ||||||||||
Чтение слогов и слов с буквой Ц.(К) | 1 | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения – контроль. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям | ||||||||||
Внеклассное чтение Моя любимая книжка Чтение текстов с изуч. буквами. | 1 | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы | ||||||||||
Буквы Э,э, обозначающие звук [э]. (К) | 1 | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Читать орфоэпически правильно | ||||||||||
Мягкий звук [щ′]. Буквы Щщ. (К) | 1 | Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения | ||||||||||
Сочетания ща,щу. Чтение слов и предложений с бук. щ. (К) | 1 | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) | ||||||||||
Внеклассное чтение Моя любимая книжка Чтение текстов с изуч. буквами. | 1 | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы | ||||||||||
Звуки [ф], [ф′]. Буквы Фф. (К) | 1 | Включаться в групповую работу, связанную с общением. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения | ||||||||||
Чтение предложений и текстов с буквой Ф. | 1 | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. орфоэпически правильно. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) - контроль | ||||||||||
Знакомство с буквой ъ. Алфавит. | 1 | Объяснять функцию буквы ъ. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов | ||||||||||
Внеклассное чтение Стихи зарубежных поэтов. Чтение стихов с изуч. буквами. | 1 | Обосновывать собственное мнение | ||||||||||
Послебукварный период – 12 ч. | ||||||||||||
К.Ушинский. Наше отечество. | 1 | Включаться в групповую работу, связанную с общением | ||||||||||
В.Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь. | 1 | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя | ||||||||||
Произведения А.С.Пушкина. | 1 | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком | ||||||||||
Внеклассное чтение Сказки зарубежных писателей | 1 | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя | ||||||||||
Произведения Л.Н.Толстого и К.Д. Ушинского. | 1 | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения | ||||||||||
К.И.Чуковский. Телефон. Путаница. | 1 | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком | ||||||||||
В.В.Бианки. Первая охота. | 1 | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения - контроль | ||||||||||
Внеклассное чтение Весёлые рассказы | 1 | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя | ||||||||||
С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. | 1 | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком | ||||||||||
М.М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | 1 | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи | ||||||||||
А.Л.Барто. Помощница. Зайка. Игра в слова. | 1 | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком - контроль |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности уроков русского языка в 1 классе (период обучения грамоте)
№ урока | Дата проведения | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | |||||||
по плану | по факту | |||||||||||
Подготовительный период – 20 ч | ||||||||||||
Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма. | 1 | |||||||||||
Рабочая строка. Наклонные прямые. | 1 | |||||||||||
Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные линии. | 1 | |||||||||||
Полуовал. Линия с четвертным овалом. | 1 | |||||||||||
Межстрочное пространство. Верхняя и нижняя линии строки. Овал. | 1 | |||||||||||
Плавная линия. Большая и маленькая линия с закруглением внизу. | 1 | |||||||||||
Маленькая и большая линия с закруглением вверху и внизу. | 1 | |||||||||||
Полуовал. Овал. | 1 | |||||||||||
Письмо элементов букв. Маленькая и большая наклонная линия (К) | 1 | |||||||||||
Письмо эл-тов букв. Большая и маленькая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. | 1 | |||||||||||
Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. | 1 | |||||||||||
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. | 1 | |||||||||||
Письмо овалов и полуовалов. | 1 | |||||||||||
Написание строчной буквы а. Ударные и безударные гл. звуки. | 1 | Анализировать поэлементный состав букв. | ||||||||||
Написание заглавной буквы А. | 1 | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | ||||||||||
Написание строчной и заглавной букв о,О. | 1 | Анализировать поэлементный состав букв. | ||||||||||
Написание строчной и заглавной буквы и, И. | 1 | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | ||||||||||
Написание строчной буквы ы. | 1 | Анализировать поэлементный состав букв. - контроль | ||||||||||
Написание строчной и заглавной буквы у, У. | 1 | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | ||||||||||
Написание заглавной буквы У. Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. - контроль | ||||||||||
Букварный (основной) период – 80ч. | Букварный (основной) период – 80ч. Написание строчной буквы н. Гласные и согласные звуки. | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной буквы н. Гласные и согласные звуки | 1 | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Н. | 1 | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | ||||||||||
Буквы С,с, обозначающие звуки [с], [с.]Написание слогов с буквой с. | 1 | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. | ||||||||||
Написание заглавной буквы С. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Ударение в слове. Написание строчной буквы к. | 1 | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание заглавной буквы К. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной буквы т. | 1 | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Т. | 1 | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | ||||||||||
Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной буквы л. | 1 | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Л. | 1 | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | ||||||||||
Запись слов и предложений с опорой на слого-звуковой разбор | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с исп-ем проволоки, пластилина и других материалов). контроль | ||||||||||
Написание строчной буквы р. | 1 | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Р. | 1 | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | ||||||||||
Написание строчной буквы в. | 1 | Контролировать собственные действия: закраш-ть только те части рисунка, в которых есть задан. буква. | ||||||||||
Написание заглавной буквы В. | 1 | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. контроль Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание заглавной буквы В. Списывание предложений с печатного текста. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. контроль | ||||||||||
Написание строчной буквы е. | 1 | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Е. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание строчной буквы п. | 1 | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. контроль | ||||||||||
Написание заглавной буквы П. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||||||||||
Запись предложений по вопросам. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание строчной буквы м. | 1 | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||||||||||
Написание заглавной буквы М. | 1 | Списывать с печатного и письменного текста. | ||||||||||
Письменные ответы на вопросы. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание строчной буквы з. | 1 | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||||||||||
Написание заглавной буквы З. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. контроль | ||||||||||
Написание слов и предложений с з . | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной буквы б | 1 | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. - контроль | ||||||||||
Написание заглавной буквы Б. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Списывать с печатного и письменного текста. | ||||||||||
Наблюдение связей слов в предложении по числу (ед-ное, множ-е). | 1 | Списывать с печатного и письменного текста. контроль | ||||||||||
Наблюдение связей слов в предложении по числу. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной буквы д. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. контроль | ||||||||||
Написание заглавной буквы Д. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Объяснять принцип деления слов на слоги. | ||||||||||
Написание слов с буквами Д и Т. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание слов с буквами д и т. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание строчной буквы я. | 1 | Объяснять принцип деления слов на слоги. Оформлять начало и конец предложения. | ||||||||||
Написание строчной и заглавной буквы Я. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. контроль | ||||||||||
Написание строчной и заглавной буквы я, Я. | 1 | Списывать с печатного и письменного текста. | ||||||||||
Написание слов и предложений с изученными буквами. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). контроль | ||||||||||
Написание строчной буквы г. | 1 | Объяснять принцип деления слов на слоги. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Г. | 1 | Списывать с печатного и письменного текста. | ||||||||||
Написание слов с буквами Г и К. | 1 | Списывать с печатного и письменного текста. контроль | ||||||||||
Написание строчной буквы ч. Алгоритм списывания с строчного текста . | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Сочетания ча, чу. | 1 | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.Оформлять начало и конец предложения. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Ч. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Оформлять начало и конец предложения. | ||||||||||
Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предл. | 1 | Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). | ||||||||||
Написание буквы ь в конце слова. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. контроль | ||||||||||
Написание буквы ь в середине слова. | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Написание строчной буквы ш. | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Ш. | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Написание слов с сочетанием ши. | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Оформлять начало и конец предложения. | ||||||||||
Написание строчной буквы ж. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. контроль | ||||||||||
Написание заглавной буквы Ж. | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Написание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. контроль | ||||||||||
Сочетания жи, ши. | 1 | Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). | ||||||||||
Написание строчной буквы ё. | 1 | Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. | ||||||||||
Написание слогов с буквой ё. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Ё. | 1 | Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. контроль | ||||||||||
Написание строчной буквы й. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]. | ||||||||||
Списывание слов и предложений с буквой й. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной буквы х. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. контроль | ||||||||||
Написание заглавной буквы Х. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Оформлять начало и конец предложения. | ||||||||||
Написание строчной и заглавной букв х, Х. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Слова, противоположные по значению. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной буквы ю. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Ю. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной и заглавной буквы ю, Ю. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||||||||||
Написание строчной буквы ц. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Ц. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание строчной и заглавной буквы ц, Ц. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. контроль | ||||||||||
Буквы Э,э обозначающие звук [э]. Написание строчной буквы э. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||||||||||
Написание заглавной буквы Э. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. контроль | ||||||||||
Написание строчной буквы щ. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Сочетания ща, щу. | 1 | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. контроль | ||||||||||
Написание заглавной буквы Щ. | 1 | Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). контроль | ||||||||||
Написание строчной буквы ф. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||||||||||
Написание заглавной буквы Ф. | 1 | Объяснять функцию букв ь и ъ. | ||||||||||
Письмо букв Ь и Ь. | 1 | Объяснять функцию букв ь и ъ. | ||||||||||
Письмо буквы Ъ и Ь. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||||||||||
Правописание сочетаний чк, чн, щн. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | Послебукварный период – 15 ч. Правописание сочетаний чк, чн, щн. | |||||||||
Заглавная буква в начале предложения. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||||||||||
Правописание сочетаний чк, чн, щн. | 1 | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). | ||||||||||
Заглавная буква в именах собственных. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. контроль | ||||||||||
Письмо под диктовку слов и предложений с изуч. буквами. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||||||||||
Сопоставление текста и отдель. предложений. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений | ||||||||||
Закрепление. По теме: «Заглавные буквы в предложении». | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. контроль | ||||||||||
Письмо под диктовку с орфог. проговариванием. | 1 | Составлять текст по серии сюжетных картинок. | ||||||||||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Правописание правил ча-ща | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | ||||||||||
Правописание правил жи-ши | 1 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. - контроль | ||||||||||
Правописание сочетания чу-щу. | 1 | Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последов-ть букв. | ||||||||||
Алфавит и его значение. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. | ||||||||||
Алфавит. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. контроль Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений | ||||||||||
Объединение слов в предложения.. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. контроль Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности уроков русского языка (систематический курс)
№ урока | Дата проведения | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | |||||
по плану | по факту | |||||||||
Синтаксис и пунктуация – 10 часов | ||||||||||
10,03 | Предложение, его смысловая и интонационная законченность. | 1 | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. | |||||||
11,03 | Предложения, различные по цели высказывания. | 1 | Наблюдать: находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | |||||||
12,03 | Предложения, различные по интонации. | 1 | Наблюдать: находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения | |||||||
13,03 | Предложения, различные по цели высказывания и по интонации. | 1 | Классифицировать предложения по цели высказывания. | |||||||
16,03 | Оформление предложений в устной речи и на письме. | 1 | Оформлять начало и конец предложения. Определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения | |||||||
17,03 | Оформление предложений на письме | 1 | Оформлять начало и конец предложения | |||||||
18,03 | Оформление предложений в устной и письмен. речи. | 1 | Оформлять начало и конец предложения | |||||||
19,03 | Прописная буква в начале предложения. | 1 | Определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения | |||||||
20,03 | Прописная буква в предложении. | 1 | Анализировать деформированный текст: определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения | |||||||
30,03 | Прописная буква в начале предложения. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |||||||
1Слово – 11 часов | ||||||||||
31,03 | Предмет и слово. | 1 | Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие предмет) | |||||||
1,04 | Предмет и слово (закрепление). | 1 | Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие предмет) | |||||||
2,04 | Действие и слово. | 1 | Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие действие) | |||||||
3,04 | Действие и слово(закрепление) . | 1 | Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие действие) | |||||||
6,04 | Признак и слово. | 1 | Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие признаки) | |||||||
7,04 | Признак и слово(закрепление) . | 1 | Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие признаки) | |||||||
8,04 | Предмет и слово, действие и слово, признак и слово. | 1 | Классифицировать слова с соответствии с их значением . | |||||||
9,04 | Имена собственные. | 1 | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | |||||||
10,04 | Правописание имён собственных (ФИО). | 1 | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы | |||||||
13,04 | Правописание имён собственных (клички живот.). | 1 | Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву | |||||||
14,04 | Правописание имён собственных (название рек, городов…) | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |||||||
Фонетика и графика – 29 часов | ||||||||||
15,04 | Звуки и буквы. | 1 | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям | |||||||
16,04 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям | |||||||
17,04 | Гласные и согласные звуки. Закрепление. | 1 | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям | |||||||
20,04 | Звук [й] и буква й. | 1 | Соотносить звук и его качественную характеристику. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука й. | |||||||
21,04 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согл. на письме Ь. | 1 | Характеризовать звуки (согласные твердые/мягкие) | |||||||
22,04 | Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согл. на письме Ь. | 1 | Соотносить звук и его качественную характеристику, приводить примеры твердых/мягких согласных | |||||||
23,04 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я. | 1 | Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику | |||||||
24,04 | Обозначение мягкости согласных на письме. | 1 | Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику | |||||||
27,04 | Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | Анализировать текст, находить слова с буквосочетаниями жи-ши, ча- ща, чу, - щу | |||||||
28,04 | Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща. | 1 | Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу- щу | |||||||
29,04 | Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу. | 1 | Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм | |||||||
30,04 | Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм | |||||||
4,05 | Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм | |||||||
5,05 | Закрепление в написании слов с соч-ми жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Группировать слова с разным соотношением количеством звуков и букв | |||||||
6,05 | Соотношение звуков и букв в слове. | 1 | Объяснять принцип деления слов на слоги. Подбирать слова с заданным количеством слогов. | |||||||
7,05 | Деление слов на слоги Ударный слог. | 1 | Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове | |||||||
8,05 | Деление слов на слоги Безударный слог. | 1 | Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове | |||||||
11,05 | Перенос слов. Употребление знака переноса. | 1 | Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове | |||||||
12,05 | Перенос слов. | 1 | Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове | |||||||
13,05 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |||||||
14,05 | Работа над ошибками. Ударение. | 1 | Классифицировать слова по месту ударения | |||||||
15,05 | Ударение. | 1 | Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. | |||||||
18,05 | Ударение . Произношение и обозначение на письме ударных и безуд. гл. | 1 | Находить и исправлять ошибки, допущенные в определении ударного звука | |||||||
19,05 | Контрольное списывание | 1 | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку | |||||||
20,05 | Работа над ошибками. Парные и непарные согласные звуки. | 1 | Характеризовать звуки согласные звонкие/глухие | |||||||
21,05 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Соотносить звук и его качественную характеристику | |||||||
22,05 | Согласные звонкие и глухие (закрепление). | 1 | Характеризовать звуки согласные звонкие/глухие. Приводить примеры звонких/ глухих согласных | |||||||
25,,05 | Произношение и обозначение на письме парных согласных на конце слов. | 1 | Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику | |||||||
26,05 | Произношение и обозначение на письме пар. согласных перед гласн. | 1 | Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов |
Для реализации программного материала используется следующий учебно-методический комплект:
Обучение грамоте ( русский язык)
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. – М.: Просвещение, 2005 Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. – М.: Просвещение, 2007. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке».
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. – М.: ВАКО, 2005 Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 1 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2007
- Зеленина Л.М., Хохова Т.Е. Русский язык в начальной школе: 1 кл.: Кн. для учителя – М.: Просвещение,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...