Рабочая программа 1 класс обучение грамоте
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Зябко Наталья Николаевна

Данны фаил содержит пояснительную записку и сетку разработанных уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_grammote_pered.docx95.96 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса  разработана на основе  ФГОС НОО  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Авторской программы «Русский язык »  В.Г. Горецкого,  В.А. Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Обучение грамоте», программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» «Школа России»(2011г) в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ Абанская ООШ №1.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Введение в курс русского языка является   обучение грамоте -  интегрированный курс, приобщающий первоклассника к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературному чтению. После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русского  языка»

Цели и задачи курса

цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  •  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  •  развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета  

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч     (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу периода обучения грамоте:

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложения;

устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.

Навыки чтения:

1 полугодие - плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.

2 полугодие - правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать / понимать:

виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

  • оформление предложений на письме;
  • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; звук [й] и буква й;
  • слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
  • согласные только твердые, согласные только мягкие; согласные, парные по звонкости и глухости; соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации; соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
  • оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
  • деления слов на слоги и для переноса; определения ударного слога в слове;
  • использования прописной буквы в именах собственных; написания слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу; обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме; правильного написания слов типа пень, яма;
  • право писания слов с непроверяемыми орфограммами; четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;

устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

  1. Содержание тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам

Обучение грамоте (литературное чтение)

        Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.

В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

Предмет

Подготовительный период (4 учебные недели)

Букварный период

(16 учебных недель)

Послебукварный период

(3 учебные недели)

Итого

Литературное чтение

16 часов

64 часа

12 часов

92 часа

Русский язык

20 часов

80 часов

15 часов

115 часов

Итого

36 часов

144 часа

27 часов

207 часов

Обучение грамоте (207 ч.)

Систематический курс русского языка (50ч.)

  1. Фонетика
  2.  Графика
  3. Чтение
  4. Письмо
  5. Слово и предложение
  6. Орфография
  7. Развитие речи
  1. Фонетика и графика
  2. Лексика
  3. Синтаксис
  4. Орфография и пунктуация

Программа «Школа России»

Примерная программа

начального общего образования

Количество часов в неделю

5 ч.

 Основные разделы программы:

                 подготовительный этап    

13 ч.+(7 ч. резервных - 2 ч.) = 18 ч.

                 букварный (основной) период

80 ч.+2 ч. резервных = 82 ч.

                 послебукварный период      

                                      15 ч.

 Резервные уроки

Общее количество часов
по программе

108ч.+(9ч.резерв.-2ч) =     117ч. -2=115 ч.

Уменьшение на 2 часа (за счет резервных часов)

115 ч.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Примечание: в период обучения грамоте на занятия внеклассного чтения в УМК «Школа России» отводится 1 час в неделю.

№ урока

Дата проведения

Тема  

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

по плану

по факту

Подготовительный период – 16ч.

Урок путешествие.

Знакомство с азбукой. Речь устная и письменная.

1

Моделировать предложение.

Наблюдать: определять количество слов в предложении

Деление слов на слоги.

1

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Моделировать предложение.

Наблюдать: определять количество слов в предложении

Письменная речь. Ударение в словах.

1

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Наблюдать: определять количество слов в предложении - контроль

Внеклассное чтение. Народные сказки..Предложение.

1

Составлять текст по серии сюжетных картинок

Представление о звуке. Гласный звук. Согласный звук.

1

Анализировать: подбирать  слова с заданным ударным гласным звуком

Согласный звук. Слияние согласного и гласного.

1

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки».

Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения

Слогообразующая роль гласных.  

1

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)

Внеклассное чтение. Игры, песенки, потешки. Гласные и согл. звуки.

1

Включаться в групповую работу, связанную с общением

Знакомство с  буквами А а обозначающими   звук [а].

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонац. выделения звука в слове.

Анализировать: подбирать  слова с заданным ударным гласным звуком.

Составлять текст по серии сюж. картинок

16.09

Буквы О о, обозначающие звук [о].

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а)

Буквы И и, обозначающие звук [и].

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слов.Анализировать: подбирать  слова с заданным ударным гласным звуком.

Составлять текст по серии сюж. картинок

Внеклассное чтение

Сказки русских и современных писателей.

Буквы Аа,Оо,Ии.

1

Составлять текст по серии сюжетных картинок

Буква ы, обозначающая звук [ы].

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Составлять текст по серии сюжетных картинок

Буквы У у, обозначающие звук [у].

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Дифференцировать буквы,

имеющие оптическое и кинетическое сходство (и-у)

Гласные звуки [а],  [о], [и], [у], [ы]. Буквы: а, о, и, у, ы.

1

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку).

Анализировать: подбирать  слова с заданным ударным гласным звуком - контроль

Внеклассное чтение

Зарубежная классическая сказка.

Буквы У,О.

1

Включаться в групповую работу, связанную с общением

Букварный (основной) период – 64 ч.

Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. Слогообр.  роль гласных.

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)

Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с′]. Чтение слогов -слияний с буквой С. (К)

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове - контроль

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи

Буквы К к, обозначающие звуки

[к ], [к′]. Чтение слогов и слов с буквой К. (К)

1

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку).

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)

Внеклассное чтение

Рассказы о животных

Чтение слов с буквой К.

1

Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания

Буквы Т,т, обозначающие звуки  [т],[т′]. (К)

1

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку).

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи

Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т. (К)

1

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку).

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета

8.10

Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки  [л], [л′]. (К)

1

Сравни-

вать: соотносить звук и соответст-

вующую ему букву.

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку) - контроль

Внеклассное чтение

Загадки. Литературные загадки.

Закрепление изученных букв.

1

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы

Буквы Р,р, обозначающие звуки  [р], [р′]. Чтение слогов, слов и предложений.  (К)

1

Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (р-л).

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове – контроль

Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р. (К)

1

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш).

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи

Буквы В,в, обозначающие  звуки [в], [в′].Чтение слогов и слов с б.  В(К)

1

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву - контроль

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)

Внеклассное чтение

Рассказы о детях

Чтение слов с изученными буквами.

1

Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания

Буквы Е,е, обозначающие звуки  |йэ|. (К)

1

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки».

Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов.

Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы

Буква Е – показатель мягкости согласного звука. (К)

1

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмет

Внеклассное чтение

Стихи современных поэтов о Родине.

Чтение текстов с Ее.

1

Подбирать слова с заданным звуком.

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу

 ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)

Буквы П.п, обозначающие  звуки [ п], [п′]. (К)

1

Читать выразительно текст: использовать интонацию

Чтение текстов с буквами П,п. Заглавная  буква при написании ФИО.

1

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова.

Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов.

Дифференцировать буквы,

имеющие оптическое и кинетическое сходство (п-т)

Чтение текстов с буквами П,п. Заглавная  буква при написании

1

Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м).

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания

Буквы М,м, обозначающие  звуки  [м], [м′].

1

Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов.

Дифференцировать буквы,

имеющие оптическое и кинетическое сходство (л-м)

Чтение текстов и слов с буквами М,м.(К) Внеклассное чтение

Сказки о животных

1

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя

Буквы З,з, обозначающие звуки   [з], [з′].

1

Подбирать слова с заданным звуком..

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з).

Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы

Чтение слов, текстов с буквами З,з. (К)  

1

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов

Буквы Б,б, обозначающие звуки

[ б], [б′]. Различие понятий: форма слова.

1

Подбирать слова с заданным звуком.

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного).

Описывать случаи из собственной жизни, свои набл. и переживания

13.11

Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов. Чтение слов с буквами Бб.

1

Читать выразительно текст: использовать интонацию

Чтение слов и текстов с буквой Б.

1

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова.

Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов

Буквы Д,д, обозначающие  звуки  [д], [д′].

1

Подбирать слова с заданным звуком – контроль.

Читать слоги с измен-ем буквы гласного

Чтение слов с буквами Д,д.

1

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (в-д)

Внеклассное чтение

Сказки русских писателей.

Чтение слов и с изуч. буквами.

1

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. (К)

1

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки».

Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов - контроль

Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. Буква Я – показатель мягкости согл.  зв. (К)

1

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюд. и переживания

Буквы Г, г, обозначающие  звуки [г], [г′]. (К)

1

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки».

Читать слоги с изменением буквы гласного

Внеклассное чтение

Литературные сказки разных народов

1

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Чтение предложений, текстов с буквами Г, г. (К)

1

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу

 ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) - контроль

Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий  звук  [ ч′]. (К)

1

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки».

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания

Чтение слов, предложений с буквой Ч. Сочетание ча. (К)

1

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) – контроль.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (и-ч)

Внеклассное чтение

Рассказы о природе. Сочетание ча.

1

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. (К)

1

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки».

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения

Ь в конце и в середине слова. (К)

1

Объяснять функцию буквы ь.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи

Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. (К)

1

Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (с-ш) – контроль.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш)

Внеклассное чтение

Сказки-былины о богатырях. Чтение слов с изучен. буквами.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш. Сочетание ши. (К)

1

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Дифференцировать буквы,

имеющие оптическое и кинетическое сходство (ш-т) - контроль

Буквы Ж,ж, обозначающие твёрдый  звук  [ж]. (К)

1

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи

Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Сочетания жи-ши. (К)

1

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки» - контроль.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (ш-ж, з-ж)

Внеклассное чтение

Стихи современных поэтов. Сочетание  жи, ши.

1

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [йо]. (К)

1

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи

Чтение слов, предложений с буквами Ё,ё.

1

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. (К)

1

Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения

Буквы Й,й, обозначающие мягкий   звук  [й]. (К)

1

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]

Внеклассное чтение

Произведения о мамах и детях

1

Обосновывать

собственное мнение

Буквы Х,х, обозначающие  звуки  [х], [х′]. (К)

1

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж)

Чтение предложений и текстов с буквами Х,х. (К)

1

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме - контроль

Буквы Ю,ю, обозначающие два звука  [йу]. (К)

1

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Внеклассное чтение

Сказки о детях

1

Обосновывать

собственное мнение

Чтение предложений, текстов с буквами Ю,ю.

Буква Ю – показатель мягкости.

1

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Сравнивать два вида чтения:  орфографическое и орфоэпическое – по целям

Твёрдый звук [ц].  Буквы Ц,ц. (К)

1

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия)

Чтение слогов и слов с буквой Ц.(К)

1

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения – контроль.

Сравнивать два вида чтения:  орфографическое и орфоэпическое – по целям

Внеклассное чтение

Моя любимая книжка

Чтение текстов с изуч. буквами.

1

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы

Буквы Э,э, обозначающие звук [э]. (К)

1

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Читать орфоэпически правильно

Мягкий  звук [щ′]. Буквы Щщ. (К)

1

Сравнивать два вида чтения:  орфографическое и орфоэпическое – по целям.

Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения

Сочетания ща,щу. Чтение слов и предложений с бук.  щ. (К)

1

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия)

Внеклассное чтение

Моя любимая книжка

Чтение текстов с изуч. буквами.

1

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы

Звуки  [ф], [ф′].  Буквы Фф. (К)

1

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения

Чтение предложений и текстов с буквой Ф.

1

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

орфоэпически правильно.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) - контроль

Знакомство с буквой ъ. Алфавит.

1

Объяснять функцию буквы  ъ.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Восстанавливать алфавитный порядок слов

Внеклассное чтение

Стихи зарубежных поэтов. Чтение стихов с изуч. буквами.

1

Обосновывать

собственное мнение

Послебукварный период – 12 ч.

К.Ушинский. Наше отечество.

1

Включаться в групповую работу, связанную с общением

В.Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь.

1

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя

Произведения А.С.Пушкина.

1

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком

Внеклассное чтение

Сказки зарубежных писателей

1

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя

Произведения  Л.Н.Толстого и

 К.Д. Ушинского.

1

Читать выразительно текст, используя интонацию,

силу голоса,

темп речи.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения

К.И.Чуковский. Телефон. Путаница.

1

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком

В.В.Бианки. Первая охота.

1

Читать выразительно текст, используя интонацию,

силу голоса,

темп речи.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения - контроль

Внеклассное чтение

Весёлые рассказы

1

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя

С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два.

1

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком

М.М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.

1

Читать выразительно текст, используя интонацию,

силу голоса,

темп речи

А.Л.Барто. Помощница. Зайка. Игра в слова.

1

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком - контроль

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности  уроков русского языка в 1 классе (период обучения грамоте)

№ урока

Дата проведения

Тема  

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

по плану

по факту

Подготовительный период – 20 ч

Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма.

1

Рабочая строка. Наклонные прямые.

1

Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные линии.

1

Полуовал. Линия с четвертным овалом.

1

Межстрочное пространство. Верхняя и нижняя линии строки. Овал.

1

Плавная  линия. Большая и маленькая линия с закруглением внизу.

1

Маленькая и большая линия с закруглением вверху и  внизу.

1

Полуовал. Овал.

1

Письмо элементов букв.

Маленькая и большая наклонная линия (К)

1

Письмо эл-тов букв. Большая и маленькая  наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

1

Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.

1

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

1

Письмо овалов и полуовалов.

1

Написание строчной буквы а. Ударные и безударные гл. звуки.

1

Анализировать поэлементный состав букв.

Написание заглавной  буквы А.

1

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание строчной и заглавной букв о,О.

1

Анализировать поэлементный состав букв.

Написание строчной и заглавной буквы и, И.

1

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание строчной буквы ы.

1

Анализировать поэлементный состав букв.

- контроль

Написание строчной и заглавной буквы у, У.

1

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание заглавной буквы У. Ударные и безударные гласные звуки.

1

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

- контроль

Букварный (основной) период – 80ч.

Букварный (основной) период – 80ч.

Написание строчной буквы  н. Гласные и согласные звуки.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной буквы  н. Гласные и согласные звуки

1

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Написание заглавной буквы Н.

1

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Буквы С,с, обозначающие звуки  [с], [с.]Написание слогов с буквой  с.

1

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Написание  заглавной буквы С.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Ударение в слове. Написание строчной буквы  к. 

1

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы К.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной буквы т.

1

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы Т.

1

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной буквы л.

1

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы Л.

1

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Запись слов и предложений с опорой на слого-звуковой разбор

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с исп-ем проволоки, пластилина и других материалов). контроль

Написание строчной буквы р.

1

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы Р.

1

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Написание строчной буквы  в.

1

Контролировать собственные действия: закраш-ть только те части рисунка, в которых есть задан. буква.

Написание заглавной буквы В.

1

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. контроль

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы В. Списывание предложений с печатного текста.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль

Написание строчной буквы  е.

1

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание заглавной буквы Е.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы  п.

1

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

контроль

Написание заглавной буквы П.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Запись предложений по вопросам.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы  м.

1

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание заглавной буквы М.

1

Списывать с печатного и письменного текста.

Письменные ответы на вопросы.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы  з.

1

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание заглавной буквы З.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль

Написание слов и предложений с з .

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной буквы  б

1

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

- контроль

Написание заглавной буквы Б.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Списывать с печатного и письменного текста.

Наблюдение связей слов в предложении по числу (ед-ное, множ-е).

1

Списывать с печатного и письменного текста.

контроль

Наблюдение связей слов в предложении по числу.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной буквы  д.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

контроль

Написание заглавной буквы Д.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Написание слов с буквами Д и Т.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание слов с буквами д и т.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы  я.

1

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание строчной и заглавной буквы Я.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль

Написание строчной и заглавной буквы  я, Я.

1

Списывать с печатного и письменного текста.

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

контроль

Написание строчной буквы  г.

1

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Написание заглавной буквы Г.

1

Списывать с печатного и письменного текста.

Написание слов с буквами Г и К.

1

Списывать с печатного и письменного текста.

контроль

Написание строчной буквы  ч. Алгоритм списывания с строчного текста .

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Сочетания ча, чу.

1

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать  имена собственные на заданную букву.Оформлять начало и конец предложения.

Написание заглавной буквы Ч.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предл.

1

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).

Написание буквы ь в конце слова.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

контроль

Написание буквы ь  в середине слова.

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Написание строчной буквы  ш.

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Написание заглавной буквы Ш.

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Написание слов с сочетанием ши.

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Оформлять начало и конец предложения.

Написание строчной буквы  ж.

1

Оформлять начало и конец предложения.

контроль

Написание заглавной буквы Ж.

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Написание слов с сочетаниями жи, ши.

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. контроль

Сочетания жи, ши.

1

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).

Написание строчной буквы  ё.

1

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

Написание слогов с буквой ё.

1

Оформлять начало и конец предложения.

Написание заглавной буквы Ё.

1

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

контроль

Написание строчной буквы  й.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].

Списывание слов и предложений с буквой й.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной буквы  х.

1

Оформлять начало и конец предложения.

контроль

Написание заглавной буквы Х.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание строчной и заглавной букв  х, Х.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Слова, противоположные по значению.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной буквы  ю.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы Ю.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной и заглавной буквы ю, Ю.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы ц.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание заглавной буквы Ц.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание строчной и заглавной буквы ц, Ц.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

контроль

Буквы Э,э обозначающие звук [э]. Написание строчной  буквы э.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Э.

1

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль

Написание строчной буквы  щ.

1

Оформлять начало и конец предложения.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Сочетания ща, щу.

1

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать  имена собственные на заданную букву.

контроль

Написание заглавной буквы Щ.

1

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

контроль

Написание строчной буквы  ф.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание заглавной буквы Ф.

1

Объяснять функцию букв ь и ъ.

Письмо букв Ь и Ь.

1

Объяснять функцию букв ь и ъ.

Письмо буквы Ъ и Ь.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Послебукварный

период – 15 ч.

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

Заглавная буква в начале предложения.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

1

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия).

Заглавная буква в именах собственных.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

контроль

Письмо под диктовку слов и предложений с изуч. буквами.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Сопоставление текста и отдель. предложений.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

Закрепление.  По теме: «Заглавные буквы в предложении».

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

контроль

Письмо под диктовку с орфог. проговариванием.

1

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Правописание правил ча-ща

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Правописание правил жи-ши

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. - контроль

Правописание сочетания  чу-щу.

1

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последов-ть букв.

Алфавит и его значение.

1

Оформлять начало и конец предложения.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Алфавит.

1

Оформлять начало и конец предложения.

контроль

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

Объединение слов в предложения..

1

Оформлять начало и конец предложения.

контроль

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности  уроков русского языка (систематический курс)

№ урока

Дата проведения

Тема  

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

по плану

по факту

Синтаксис и пунктуация – 10 часов

10,03

Предложение, его смысловая и интонационная законченность.

1

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие.

11,03

Предложения, различные по цели высказывания.

1

Наблюдать: находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

12,03

Предложения, различные по интонации.

1

Наблюдать: находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

13,03

Предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

1

Классифицировать предложения по цели высказывания.

16,03

Оформление предложений в устной речи и на письме.

1

Оформлять начало и конец предложения.

Определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения

17,03

Оформление предложений  на письме

1

Оформлять начало и конец предложения

18,03

Оформление предложений в устной и письмен. речи.

1

Оформлять начало и конец предложения

19,03

Прописная буква в начале предложения.

1

Определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения

20,03

Прописная буква в  предложении.

1

Анализировать деформированный текст: определять границы предложения, выбирать знак в конце предложения

30,03

Прописная буква в начале предложения.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

1Слово – 11 часов

31,03

Предмет и слово.

1

Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие предмет)

1,04

Предмет и слово (закрепление).

1

Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие предмет)

2,04

Действие и слово.

1

Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие действие)

3,04

Действие и слово(закрепление) .

1

Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие действие)

6,04

Признак и слово.

1

Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие признаки)

7,04

Признак и слово(закрепление) .

1

Классифицировать слова с соответствии с их значением (слова, называющие признаки)

8,04

Предмет и слово, действие и слово, признак и слово.

1

Классифицировать слова с соответствии с их значением .

9,04

Имена собственные.

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

10,04

Правописание имён собственных (ФИО).

1

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы

13,04

Правописание имён собственных (клички живот.).

1

Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву

14,04

Правописание имён собственных (название рек, городов…)

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Фонетика и графика – 29 часов

15,04

Звуки и буквы.

1

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

16,04

Гласные и согласные звуки.

1

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

17,04

Гласные и согласные звуки. Закрепление.

1

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

20,04

Звук [й] и буква й.

1

Соотносить звук и его качественную характеристику.

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука й.

21,04

 Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согл. на письме Ь.

1

Характеризовать звуки (согласные твердые/мягкие)

22,04

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согл. на письме Ь.

1

Соотносить звук и его качественную характеристику, приводить примеры твердых/мягких согласных

23,04

Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, ю, я.

1

Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику

24,04

Обозначение мягкости согласных на письме.

1

Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику

27,04

 Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши.

1

Анализировать текст, находить слова с буквосочетаниями жи-ши, ча- ща, чу, - щу

28,04

Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща.

1

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу- щу

29,04

Произношение и написание слов с сочетаниями  чу, щу.

1

Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм

30,04

Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм

4,05

Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм

5,05

Закрепление в написании слов с соч-ми жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Группировать слова с разным соотношением количеством звуков и букв

6,05

Соотношение звуков и букв в слове.

1

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Подбирать слова с заданным количеством слогов.

7,05

Деление слов на слоги Ударный слог.

1

Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

8,05

Деление слов на слоги Безударный слог.

1

Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

11,05

Перенос слов. Употребление знака переноса.

1

Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

12,05

Перенос слов.

1

Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

13,05

Итоговая контрольная работа за год.

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

14,05

Работа над ошибками. Ударение.

1

Классифицировать слова по месту ударения

15,05

Ударение.

1

Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

18,05

Ударение . Произношение и обозначение на письме ударных и безуд. гл.

1

Находить и исправлять ошибки, допущенные в определении ударного звука

19,05

Контрольное списывание

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

20,05

Работа над ошибками. Парные и непарные согласные звуки.

1

Характеризовать звуки согласные звонкие/глухие

21,05

Согласные звонкие и глухие.

1

Соотносить звук и его качественную характеристику

22,05

Согласные звонкие и глухие (закрепление).

1

Характеризовать звуки согласные звонкие/глухие. Приводить примеры звонких/ глухих согласных

25,,05

Произношение и обозначение на письме парных согласных на конце слов.

1

Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику

26,05

Произношение и обозначение на письме пар. согласных перед гласн.

1

Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программного материала используется следующий учебно-методический комплект:

Обучение грамоте ( русский язык)

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. – М.: Просвещение, 2005 Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя.
  2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. – М.: Просвещение, 2007. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке».  
  3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. – М.: ВАКО, 2005 Поурочные разработки по обучению грамоте:  чтение и письмо.
  4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 1 класса нач. шк. – М.: Просвещение, 2007
  5. Зеленина Л.М., Хохова Т.Е. Русский язык в начальной школе: 1 кл.: Кн. для учителя – М.: Просвещение,2000



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...