Путешествие по галактике Морфемика
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кириловская Галина Ивановна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_galaktike_morfemika.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Учитель начальных классов: Кириловская Галина Ивановна

Класс:3        Дата проведения:17 ноября 2014 г

Тема: «Путешествие по галактике Морфемика».

Цель:   Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи: 

Образовательная

- систематизировать знания о составе слова: приставка, суффикс, корень, окончание;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях слова;

- совершенствовать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
- повторить изученные признаки родственных слов;

- углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов.
Коррекционно-развивающая 

- развивать умение разбирать слова по составу;
- развивать умение образовывать новые слова;

- корригировать и развивать память и орфографическую зоркость;

-корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;

-коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций  анализа и синтеза).

Воспитательная

-  воспитывать интерес к  родному языку, ценностное отношение к богатству русского языка;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-воспитывать  чувство коллективизма, умение работать в парах.

Здоровьесберегающая 

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

-способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания;

Оборудование и ТСО:

Карта галактики Морфемика, планеты, карточки со словарными словами, учебник «Русский язык», 6 класс, карточки со схемами слов по разбору слова по составу слова, магнитофон, кассета.

Этапы и виды работы на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный момент

-Сегодня я вас приглашаю совершить  увлекательное путешествие.  А вот куда мы отправимся,  вы узнаете прямо сейчас, если расшифруете слово. …..

(КОСМОС)

- Под космосом понимают Вселенную с множеством звезд, планет, галактик.

Дети слушают.

Способствовать созда-нию благоприятного психологического кли-мата.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

2. Сообщение темы и цели урока.

-  И сегодня на уроке мы отправимся в путешествие  по галактике Морфемика. А так же узнаем, какие планеты входят в эту галактику.

- А что такое морфема?

- Значит, во время нашего путешествия мы с вами повторим части слова.  Наш полет совершим на космическом  летательном аппарате.

В меня садились иногда

Цари, вельможи, господа.

Теперь я стала уж стара,

Меня убрали со двора.

Переверните половину, -

Я к звёздам вас, друзья, подкину.

(карета-ракета)

- Чтобы наша ракета взлетела, вы должны заправить её топливом. Для  этого надо выполнить задания, написанные на ракетах, которые лежат на ваших столах.  Вставьте пропущенные буквы в словарные слова(Карточка )

- Итак, все готово…

- Отправляемся в полет

Нас галактика уж ждёт…. (Звучит музыка, открывается галактика Морфемика)

Ответы детей:

-Морфема – это часть слова.

- На ракете.

Взаимопроверка.

Активизировать внимание учащихся, развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к  родному языку, ценност-ное отношение к богат-ству русского языка;

Закрепить знание написания слов с непроверяемой безударной гласной.

3. Работа по теме урока

1)Планета Окончание

2) Планета Корень.

а) Подбор однокоренных слов.

б)Игра «Четвертый лишний»

3) Планета Приставка

а)Работа по учебнику.

4) Планета Суффикс

 -Вот мы и оказались в космическом пространстве.

- В мире много интересного.

 Нам порою неизвестного,

Миру знаний нет предела,

 Так скорей, друзья, за дело!

И первыми встречают нас жители планеты Окончание и у них для нас задание.

- А что такое окончание?

- Ну – ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

- А для чего нам нужно окончание?

- Прочитайте запись. Нет, в, мир, краше, родина, нашей.

Понятно ли вам это предложение?  Почему?

 - А что надо сделать, чтобы предложение было понятно?

- Составьте и запишите это предложение в тетрадь, выделите окончание:

Нет в мире краше родины нашей.

- В каких словах  вы изменили форму слова?

- А для чего вы изменяли форму слова?

-  А как вы понимаете эту пословицу?

- Что  можно узнать по окончанию  в именах существительных?

- Определите род и падеж имен существительных.

Проверка:

                М.р                          ж.р.

                     П.п.                          Р.п.

Нет в мире краше родины нашей.

- Итак, продолжаем наше путешествие и нас ждёт следующая планета- планета Корень.

- Посмотрите внимательно.  На планете развивается флаг с надписью «Зри в корень!»  Что она означает?

- А что главное в слове?

- Что называется корнем?

-Жители этой планеты приготовили свое задание.

Подберите к данному слову однокоренные слова и выделите корень.  Мороз

- Прочитайте слова, которые вы записали.

_ Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?

- А что вы можете сказать про эти слова?

Вылет, летать, летний, полет

- Являются ли они однокоренными?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Со всеми заданиями планеты Корень вы справились, и пора продолжать наш полет к следующей планете. Нас ждет планета Приставка.

- А что такое приставка?

- Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Они составили для вас письмо – шифровку:  Русский язык, 6 класс, с. 69, № 92.

-Что означает эта надпись?

- Откройте учебник, прочитайте задание.

1 ученик выполняет со словом резать.

2 ученик  - со словом тянуть.

-Докажите, что это приставки.

- Как пишутся приставки со словами?

- А вот и последняя планета на нашем пути. Это планета суффиксов.

- А что такое суффикс?

-А на этой планете случилась беда: улетели  суффиксы в никуда

- Добавьте суффиксы к словам и запишите слова, которые у вас  получились.

Двор (- ик, -ник, -ец,)

Цвет (-ок, -очек, -ник)

Хлеб (-ушек, -ец)

- Прочитайте полученные слова.

- Окончание -  это изменяемая часть слова.

-  Нет. У некоторых слов есть нулевое окончание

- Окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.

-  Нет. Слова не связаны по смыслу.

- Надо изменить  форму слов.

- мир-мире, родина-родине

- для связи слов в предложении.

- Каждому человеку нашей страны дорога Россия, её славная история, её символы

- число, род, падеж

1-определяет род

2- определяет падеж

- Это значит, что надо смотреть на самое главное, важное.

- Корень.

- Корнь – это общая часть родственных слов.

Мороз-морозец, заморозки, заморозил, морозный

- Имеют общую часть  и сходны по смыслу.

- летний

- Слова Вылет, летать, полет- однокоренные.

Летний –не имеет одинакового значения.

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Это значит, надо выполнить задание в учебнике на с.69, №92.

- Приставка часть слова, пишется перед корнем. Приставки со словами пишутся слитно.

-Суффикс -  это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Дети зачитывают слова.

Систематизировать знания о составе слова.

Воспитывать  чувство коллективизма, умение работать в парах.

Совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях слова;

Совершенствовать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
- повторить изученные признаки родственных слов;

Углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставки.

Корригировать и развивать память и орфографическую зоркость;

Развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

4 Закрепление изученного материала.

- Пришло время покинуть галактику Морфемика и возвращаться домой. А для этого нужно выполнить последнее задание.

Выберите слово, которое  подходит к данной схеме.

ПОСАДКА, НАГРУЗКА, СПУТНИК, ЗЕМЛЯ

Дети подбираю слова к схеме.

Развивать умение разбирать слова по составу.

5 Итог урока

- Вот и закончилось наше путешествие.

- На каких планетах мы побывали?

- Из каких частей состоит слово?

- Какая часть в составе слова обязательна?

- Шарада.

                                Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

                                Суффикс мой в тетрадке все

                               встречали,

                                Вся же -  в дневнике

                         я и в журнале.

                               (оценка)

Ответы детей.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций  анализа и синтеза).

6 Д/З

- Вы сегодня славно постарались и без домашнего задания остались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Путешествие в страну Морфемики. Состав слова" 3класс

Урок - путешествие по теме "Состав слова". Урок - повторение....

День знаний. "Урок-путешествие в галактику Знаний".

Конспект мероприятия, проведённого в 1 классе....

Удивительное путешествие по галактике

Посвящено году космонавтики. Дети в увлекательной форме посещают планеты, собирают буквы для ключевого слова.На каждой планете выполняют различные задания, а также знакомятся с историей освоения космо...

Игра-путешествие "Таинственная галактика"

Данная игра проводится в течение года в классе. Она очень помогает в повышении учебной и внеучебной мотивации учащихся, дисциплинированности. ответственности, сплочению классного коллектива. Ее мы про...

Путешествие по галактике Знаний

Первый школьный урок первоклассников...

Урок Знаний "Космическое путешествие по Галактике Знаний" для 2 класса

Пробудить у детей интерес к школе, знаниям; вызвать у детей и их родителей радостные эмоциональные переживания; развивать в детях стремление узнавать что-то новое,  поддержать у детей праздничное...

Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...