Правописание орфограмм корня
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лекарева Любовь Евгеньевна

Урок русского языка во 2 классе "Правописание орфограмм корня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель 2 класса МБОУ «ООШ №7» г. Петровска: Лекарева Л.Е.

Тема: «Учимся применять орфографические правила».

Тип урока: урок повторения.

Характеристика  деятельности учащихся:

  • отработка орфографического навыка;
  • побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умения строить высказывания, проводить сравнение и обобщение;
  • формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с учениками и учителем в решении учебных задач;
  • развивать умение чётко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развёрнутые высказывания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Цель: создание условий для формирования умения распознавать в словах непроверяемые и проверяемые безударные гласные, проверяемые парные и непроизносимые согласные в корне слова.  

Задачи урока:

  • совершенствовать орфографический навык ;
  • развивать орфографическую зоркость

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I   Организационный момент  1мин.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

                      Улыбнитесь друг другу

 Подготовка класса к уроку

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

II   Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

-Наш урок предлагаю провести под девизом: 

«Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься».   Слайд 1

Согласны ли вы с вьетнамской пословицей? Объясните ее смысл. 

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?  (интересным, развивающим, познавательным…)

-Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников.

-Настройте себя положительно на урок.

Надо трудиться – без труда не добьешься положительного  результата. Надо учиться – тогда узнаешь что-то новое

 III  Актуализация опорных знаний.

-Что такое орфограмма?  

-В каких частях слова встречаются «опасные места»?

Что нужно знать и уметь, чтобы писать без ошибок?    

 

Это «опасное место», которое требует применения правила

В корне и суффиксе

Нужно знать правило, уметь находить проверочные слова

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

   IV   Постановка учебной задачи.

-Тему урока  вы узнаете, если поможете нашему старому знакомому Серёже,  который часто встречается на страницах «Русского языка», написать правильно слова.

- Прочитайте слова на слайде.  

[г н’и з д о]   [ м а р с к о й’ ]    [с в’и т л о]    [к л’ у ф]

-Что общего в этих  записях?    

-Какое задание мы можем выполнить?  

-Какие умения вам понадобятся? (вспомнить и применить орфографические правила)

-Запишите слова.   (Гнездо, морской, светло, клюв).

 В какой части слова находится орфограмма?      

-Какие же орфографические правила вы вспомнили?

                           

   - Как проверить безударный гласный?

-  Проверьте свою работу, оцените свою деятельность        Слайд 2

Дана транскрипция слов, пишется не так, как слышится

Записать слова с помощью букв

Вспомнить и применить орфографические правила

В корне

        Правописание  безударного  гласного и парного согласного по звонкости и глухости

Нужно изменить слово или подобрать родственное слово, чтобы на эту гласную падало ударение

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

V  Формулирование темы урока, постановка целей.  

-Сформулируйте тему  урока?    Слайд 3

« Учимся применять орфографические правила».

-Какие цели поставим перед собой?

уметь определять в словах орфограммы;

правильно подбирать проверочные слова

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по островам океана «Орфографических Знаний»

 Учимся применять орфографические правила

 Дети формулируют тему и цели урока

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

       VI  Включение в систему знаний и повторения

-  В  морское путешествие мы отправляемся на корабле.

.    Слайд 4

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются едой, в том числе и овощами. Запишите, какие овощи мы возьмем с собой.    Слайд 5,6

 (Капуста, морковь, огурец, помидор, горох, картофель).        

( Сверка с эталоном)   Слайд 7

           1. Остров безударных гласных     Слайд 8

    - Первую остановку мы сделаем на острове… прочитайте каком. Чтобы продолжить путь дальше пираты предлагают нам  выполнить задание.

Какое  задание вам предлагается?    

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Своё внимание к словам.    

К…менистое дно       П…тнистый осьминог

К…лючий ерш            П…л…сатый краб

М…л…дая чайка       Ск…листый бер…г

             М…рской конек

            С…ленные брызги

            К…товая акула

   (Сверка с эталоном)       Слайд 9

-Оцените свою деятельность

2. Остров «парных согласных»     (работа в парах)    Слайд 10

 Путь открыт мы может плыть дальше. И вновь на нашем пути встречается остров.  Какой, ребята?

Правит этим островом господин Гласный и его помощники – добрые волшебники – звонкие согласные [р], [л],[н],[м].

На партах у вас лежат карточки (желтые) с текстом. Прочитайте задание.

ЗАДАНИЕ: найдите в предложениях слова с парным согласным, требующим проверки, и подчеркните их.

(Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка).

Сверка с эталоном   Слайд 11

- Оцените свою деятельность

Ученики записывают

Сверка с эталоном

Вставить безударную гласную

Ученики выполняют задание по рядам

Сверка с эталоном

Работа в парах

Дети читают задание и выполняют на карточках

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

     VII Физминутка

  - Давайте немного отдохнем.      Слайд 12

Рыбки весело ныряли

В тихой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

Дети выполняют движения

3. Остров «Непроизносимых согласных»

Слайд 13

- Молодцы опять мы справились с заданием пиратов. Путь открыт, плывем дальше. Но вдали виднеется опять остров. Что же это за остров?

-Здесь часто бывает извержение вулканов.

Если в это время произносятся слова, в которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется, как будто его в этом слове и нет.

-Посмотрите  на экран. Какое задание необходимо выполнить?    Слайд 14

ЗАДАНИЕ:  нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква?

-Какое правило нужно знать?

 - Как проверить непроизносимый согласный?    

-Спишите предложение.

         Дуют ветры ярос?ные,

        Гонят лодки парус?ные.

               (В. Маяковский) 

(Сверка с эталоном )          Слайд15

-Оцените свою работу

4. Остров пиратов Безграмотландия    Слайд 16

-Здесь живут те, кто пишет с ошибками.  Поэтому пираты предлагают вам  поработать в парах, чтобы потренироваться в применении изученных правил, и не остаться здесь. Возьмите карточку (оранжевого цвета) и выполните задания.

  

 1. (звездочка) Исправьте ошибки

Марские  жытели –  извесные хитрецы.  

Они всегда прячются от своих врагов.

    2. (квадрат) Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы

Мы плыли в  по у…кой  р…ке.

Вд…ли  увидели ч…ек.

Они издали ре…кий крик.

3. (треугольник) Вставь пропущенные буквы. Подчерни проверочное слово

          уд…вительно  (дева, диво)

          скр…пучий  (скрип, скрепка)

(Сверка с эталоном)      Слайд 17

- Оцените свою работу

-Наше путешествие подошло к концу, мы  с вами благополучно вернулись домой.     Слайд 18

Читают задание

Правило о написании непроизносимого согласного

Нужно подобрать родственное слова, чтобы звук слышался ясно.

Записывают в тетрадь

Сверка с эталоном

Дифференцированная работа в парах

Работают в карточках

Сверка с эталоном

  VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

IX Домашнее задание. 

  • Вспомните  тему урока?
  • Какие  цели мы ставили перед собой?  

  •  Проанализируйте свою деятельность и оцените свою работу на уроке.  

 

  •  Если у вас были ошибки, не отчаивайтесь.

Помните:

Не ошибается тот, кто ничего не делает.     

Слайд 19

Упр. 66    (ПТ «Учусь писать без ошибок»)

Уметь находить в словах орфограммы, правильно подбирать проверочные слова

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

 

 

 

 IV   Постановка учебной задачи.

  • Тему урока  вы узнаете, если поможете нашему старому знакомому Серёже,  который часто встречается на страницах «Русского языка», написать правильно слова.
  •  Прочитайте слова на слайде.

[г н’и з д о]   [ м а р с к о й’ ]    [с в’и т л о]    [к л’ у ф]

  • Что общего в этих  записях? (дана транскрипция слов, пишется не так, как слышится….).  
  • Какое задание мы можем выполнить? (записать слова с помощью букв)
  • Какие умения вам понадобятся? (вспомнить и применить орфографические правила)
  • Запишите слова.

   - В какой части слова находится орфограмма?      (в корне)

     V  Формулирование темы урока, постановка целей.  

  • Сформулируйте тему  урока?

« Учимся применять орфографические правила».

  • Какие цели поставим перед собой?
  • уметь определять в словах орфограммы;
  • правильно подбирать проверочные слова

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по островам океана «Орфографических Знаний»

 

- Как проверить парный согласный по звонкости и глухости?     ( Нужно изменить слово или побрать родственное, чтобы после согласного стоял гласный или согласные звуки [л, м, н, р, й].

  • Поменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа. (Взаимоконтроль)

       VI  Закрепление.

          - Итак, отправляемся в  морское путешествие на корабле. Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются едой, в том числе и овощами. Запишите, какие овощи мы возьмем с собой.    

 (Капуста, морковь, огурец, помидор, горох, картофель).        

( Сверка с эталоном)

           1. Остров безударных гласных

    - Первую остановку мы сделаем на острове… прочитайте каком. Чтобы продолжить путь дальше пираты предлагают нам  выполнить задание.

  • Какое  задание вам предлагается?   ( вставить безударную гласную)

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Своё внимание к словам.

К…менистое дно            П…тнистый осьминог     М…рской конёк

К…лючий ёрш                П…л…сатый краб              С…лёные брызги

М…л…дая чайка            Ск…листый бер…г            К…товая акула

   (Сверка с эталоном)

2. Остров «парных согласных»     (работа в парах)   Слайд

-  Путь открыт мы может плыть дальше. И вновь на нашем пути встречается остров.  Какой, ребята?

 -Правит этим островом господин Гласный и его помощники – добрые

волшебники – звонкие согласные [р], [л],[н],[м].

На партах у вас лежат карточки с текстом. ЗАДАНИЕ: найдите в предложениях слова с парным согласным, требующим проверки, и подчеркните их.

(Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка).

 (Сверка с эталоном)     Слайд

          VII Физминутка

Рыбки весело ныряли

В тихой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

3. Остров «Непроизносимых согласных»

- Молодцы опять мы справились с заданием пиратов. Путь открыт, плывем дальше. Но вдали виднеется опять остров. Что же это за остров?

-Здесь часто бывает извержение вулканов.

Если в это время произносятся слова, в которых есть сочетание согласных, то

один из согласных звуков теряется, как будто его в этом слове и нет.

  •  Посмотрите  на экран. Какое задание необходимо выполнить?
  •  (ЗАДАНИЕ:  нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква?

-  Как проверить непроизносимый согласный?   (Нужно подобрать родственное слова, чтобы звук слышался ясно).

-Спишите предложение.

         Дуют ветры ярос?ные,

        Гонят лодки парус?ные.

               (В. Маяковский) 

4. Остров пиратов Безграмотландия

  • -Здесь живут те, кто пишет с ошибками.  Поэтому пираты предлагают вам  поработать в парах, чтобы потренироваться в применении изученных правил, и не остаться здесь.

 (Дифференцированная работа в парах)

 1. (звездочка) Исправьте ошибки

Марские  жытели –  извесные хитрецы.  

Они всегда прячются от своих врагов.

          2. (квадрат) Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы

Мы плыли в  по у…кой  р…ке.

Вд…ли  увидели ч…ек.

Они издали ре…кий крик.

3. (треугольник) Вставь пропущенные буквы. Подчерни проверочное слово

         

          уд…вительно  (дева, диво)

           скр…пучий  (скрип, скрепка)

     VIII Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Вспомните  тему урока? (Правописание орфограмм корня)
  • Какие  цели ставили перед собой? (Уметь находить в словах орфограммы,
  • правильно подбирать проверочные слова)
  •  Проанализируйте свою деятельность.        (Сигнализируют кружочками)
  •  Если у вас были ошибки, не отчаивайтесь.

Помните:

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

             

  • Какое у вас настроение? Выберите кружочек

   IX Домашнее задание.  Упр. 66 ПТ «Учусь писать без ошибок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание орфограмм корня

План урока  по теме " Правописание безударных класных в корне " ....

урок русского языка во 2 классе по теме "Орфограммы корня"

       Материал к уроку подобран в соответствии с  требованиями программы и позволяет создать условия, пробуждающие деятельность сознания школьников. А также напр...

Тест "Орфограммы корня" 3 класс

Тест "Орфограммы корня" 3 класс...

Тема урока: "Проверяемые орфограммы корня слова. УМК «Планета знаний»

Обобщающий урок по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова»...

Урок - путешествие на тему: "Повторение. Орфограммы корня слова""

clip_image002.jpgТема: Повторение. Орфограммы корня слова. Цель: Повторить орфограммы корня слова: безударные гласные в корне слова, парные согласные, непроизносимые согласные, написание б...

Презентация "Орфограммы корня"

Презентация к уроку русского языка по закреплению правописания орфограмм корня....

Презентация к методической разработке фрагмента урока по русскому языку "Правописание орфограмм в корне слова" (4 класс)

Дидактический материал (презентация - сказка), игра для проверки умения писать орфограммы в корне слова....