Урок русского языка во 2 классе
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Валентина Николаевна Пронькина

Урок русского языка по теме: Род имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во  2 классе

Тема :  Род имён существительных.

Цель урока:

сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

 Задачи урока:

актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Тип урока: открытие нового знания.

     УУД

Личностные: :

 способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств  

- ценностное отношение к процессу определения рода имени существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- осознание практической важности определения морфологических    

  признаков части речи;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные: осознавать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать результат.

 Познавательные: наблюдать за существительными, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике.

 Находить необходимую для работы информацию и пользоваться ей.

 Коммуникативные:  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге и коллективной беседе.

-  умение находить способы решения поставленной цели по определению   рода существительных;

-  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

-  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку  зрения, правильно говорить;

-  умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Ход урока

Организационный момент.

 Громко прозвенел звонок.

                                            Начинается урок.

 Наши ушки – на макушке,

                                            Глазки широко открыты.

                                            Слушаем, запоминаем,

                                            Ни минуты не теряем

         Посмотрите, всё ль в порядке:

  книжки, ручки и тетрадки?

 1.Актуализация знаний

 Словарный диктант. Измени число имен существительных.

     Зайцы (заяц), пеналы, собаки, картины, фонари, волки, медведи, карандаши, ковры.

а) взаимопроверка.  

2. - К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

- Как изменяется имена существительные?

Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

- А что ещё вы знаете об именах существительных? (собственными и нарицательными)

- Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

- Приведите примеры имён собственных.

- А что ещё вы знаете про имя существительное? (одушевлённые и неодушевлённые).

- Приведите примеры?

   

2.Изучение нового материала.

Из группы слов выпиши лишнее слово.

Один ученик работает у доски.     

 -  Стол, чашка, стакан, кастрюля. (стол)   

 -  Клен, берёза, липа, роза. (роза)

 -  Кошка, собака, медведь, корова. (медведь)

 -  Лебедь, утка, синица, гусь . (синица)

-  Капуста, морковь, яблоко, огурец. (яблоко)

-  Ручка, книга, карандаш, пальто. (пальто)

Замените существительные местоимениями ОН, ОНА, ОНО .

          Стол (оно)

Роза (она)

Медведь (он)

Синица (она)

Яблоко (оно)

Пальто (оно)

На какие группы можно распределить эти слова? (Проблема)

        ( Эти слова можно распределить на 3 группы).

     

        Записать ещё по два слова в каждую группу.

   (она, моя)                         (он, мой)                        (оно, моё)  

       Роза                               стол                              яблоко

       синица                          медведь                        пальто                             доска                             ручей                             облако

       сорока                           пенал                             молоко              

Дети формулируют цель и тему урока.

- Откройте учебник русского языка на странице 126-127. Прочитайте правило.

Ученики соотносят полученные алгоритмы с правилом, выбирают более точный алгоритм и доказывают соответствие с правилом.

- Кто с помощью алгоритма сможет рассказать, как определить род имени существительного?

   

3.Физкультминутка.

4.Работа по учебнику. Стр.127 Упр. 238, 239.

5. Самостоятельно записать по родам им. существительные

Дождь, трава, небо, ком,  очки,  девочка, стол, ведро, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер, животное, ремень, рябина, тетрадь, учебник, север, мама, окунь, окно, дерево, дети.

Какое существительное не записали?

Можно в этом слове определить род?

Есть существительные множественного числа, где род не определяется.

После выполнения работы дети делают вывод, что у существительных, которые употребляются только во множественном числе, род  определить нельзя.

 Как определить род имени существительного?

6. Работа в группах. (Каждая группа получает карточку с заданием)

-  Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

-  Прочитайте предложение, которое вы составили.

-  Назовите существительное женского рода.

-  Назовите существительные и определите род.

 7. Рефлексия.

 Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Расскажите  чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Домашнее задание. Стр. 126-127 правило. Упр. 24

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...