Открытый урок по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кузнецова Галина Александровна

Тема

Неопределенная форма глагола

Цель

Познакомить с новым понятием «Начальная форма глагола»

Задачи

Образовательные:

1.     расширять представления детей о глаголе как части речи, его грамматических признаках;

2.     учить детей составлению рассказа на заданную тему по опорной схеме, умению подбирать для рассказа самое важное;

3.     обучать навыку систематизировать полученные знания;

4.     формировать   практические  навыки  работы с набором инструментов в среде ПервоЛого 3.0.

Развивающие:

1.      способствовать становлению учебной деятельности;

2.      обогащать познавательно-исследовательский опыт детей;

3.      обогащать словарный запас.

Воспитательные:

1.      воспитывать уважение к русскому языку;

2.      воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать и различать грамматические признаки  глагола: вид, число, лицо, время, начальная форма;

- выделять их основные отличительные признаки.

Личностные:

-выполнять самооценку на основе критерия успешности

Метапредметные:

- владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группе.

Основные понятия

Неопределенная форма глагола, вид, число, время, лицо глагола.

Ресурсы

-учебно-методический комплект  программы «Начальная школа XXI века», учебник и тетрадь «Русский язык», авторы Иванов.

- конверты с заданиями,  класс, оборудованный ПК;  ПервоЛого 3.0; презентация «Неопределенная форма глагола», интерактивная доска.

Форма организации обучения

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии

Деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникативный, метод проектов, личностно-ориентированный, дидактическая игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelennaya_forma_glagola.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

ОУ Удельнинская гимназия

УРОК

ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в   4-г   классе

по теме:  «Неопределенная форма глагола»

Учитель: Кузнецова Галина Александровна,

I  квалификационная категория.

2015 год

ФИО: Кузнецова Галина Александровна

Предмет: Русский язык

Класс: 4-г

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Тема

Неопределенная форма глагола

Цель

Познакомить с новым понятием «Начальная форма глагола»

Задачи

Образовательные:

  1. расширять представления детей о глаголе как части речи, его грамматических признаках;
  2. учить детей составлению рассказа на заданную тему по опорной схеме, умению подбирать для рассказа самое важное;
  3. обучать навыку систематизировать полученные знания;
  4. формировать   практические  навыки  работы с набором инструментов в среде ПервоЛого 3.0.

Развивающие:

  1. способствовать становлению учебной деятельности;
  2. обогащать познавательно-исследовательский опыт детей;
  3. обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к русскому языку;
  2. воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать и различать грамматические признаки  глагола: вид, число, лицо, время, начальная форма;

- выделять их основные отличительные признаки.

Личностные:

-выполнять самооценку на основе критерия успешности

Метапредметные:

- владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группе.

Основные понятия

Неопределенная форма глагола, вид, число, время, лицо глагола.

Ресурсы

-учебно-методический комплект  программы «Начальная школа XXI века», учебник и тетрадь «Русский язык», авторы Иванов.

- конверты с заданиями,  класс, оборудованный ПК;  ПервоЛого 3.0; презентация «Неопределенная форма глагола», интерактивная доска.

Форма организации обучения

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии

Деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникативный, метод проектов, личностно-ориентированный, дидактическая игра.

Элементы   дидактической структуры   урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Начинаем урок.

- Вас ждут удивительные открытия.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.

Регулятивные УУД. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности

Слайд 1(титул)

Актуализация знаний

  • Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их.
  •  Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её   в тетрадь.
  • С книгой поведешься, ума наберешься.
  • Учить - ум точить.
  • Сделали дело – гуляем смело!
  • Одному всей премудрости не пройти.
  • Учитель:        Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим.

Сценка

  • Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью.
  •  Послушайте его и догадайтесь, кто он.
  • Кор.: Что вы больше всего любите делать?
  • Часть речи: Люблю действовать!
  • Кор.: Что вы больше всего не любите?
  • Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
  • Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
  • Часть речи: Могу путешествовать во времени!
  • Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец.
  • Почему я его так назвала?(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)
  • Расскажите, что вы знаете о глаголах. (часть речи, отвечает на вопросы, обозначает, изменяется по временам, числам, лицам, родам)

Познавательные УУД

Слайд 2(пословицы)

Слайд 3 (незнакомец) 

Коммуникативные  УУД.

Слайд 4 (повторение о глаголе) 

Проблемная ситуация.

Выявление места и причины затруднения.

Определение темы урока

Определение цели урока.

  • Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени. (Работаем у доски).
  • Что же у вас получилось? (Проблемная ситуация)
  • (Ученик: поведешься (б.в.), наберешься (б.в.), учить (?), точить(?),  сделали (П.В.), гуляем(н.в.), пройти (?))                         
  • У всех глаголов смогли определить время?
  • В чем возникло затруднение? ( не у всех глаголов можем определить время и число)

Какая форма глагола вам не знакома?

  • Что сегодня вы будете исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола.)
  • А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?
  •  Сформулируйте тему нашего урока.
  •  (Неопределенная форма глагола) (доска: открыть тему урока)
  • По-другому можно назвать неопределённую форму глагола: начальная форма глагола  или инфинитив).
  • Кто уже догадался, что вы будете исследовать на уроке? (неопределенную форму глагола)
  • Вы будете исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличается от других глаголов.
  • Какую цель перед собой поставите?
  • Узнать, чем неопределенная форма глагола отличается от других глаголов.
  • Почему неопределённую форму глагола так назвали?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Особенности неопределённой формы глагола.

Слайд 5 (пословицы)

Тетрадь и доска

Слайд 6 (тема урока) 

Практическая работа в группах.

Поиск выхода из проблемной ситуации.

3. Работа в группах. Построение проекта выхода из затруднения.

1)  – Чтобы это узнать, выполните исследовательскую работу.

  • Работать будете в группах. ( Назначить ответственных).
  • Вспомним правила работы в группах.
  • Работать будете по плану:

План.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите время и число глаголов.
  3. На какие вопросы они отвечают?
  4. Какие суффиксы в этих словах повторяются?
  5. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
  • Результаты вашего исследования запишите  в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.
  • Выполняйте работу в группах по плану.

Текст карточки

     Трудно найти в лесу дикое животное.  Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.  Надо беречь природу!                      

2) Работа групп.

3) Ответы детей по плану.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется?

________________

________________

________________

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

_________________,___________________

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

_________________

  • Вывод: глагол имеет начальную форму. Н.Ф. не изменяется. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? И образуется при помощи суффиксов –ть, -ти, чь.
  • Где можем проверить свои выводы? (учебник с.100)
  • Какое затруднение было в начале урока? (не смогли определить форму глагола)
  • В какой форме стоят эти слова? (учить, точить, пройти - Н.Ф)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

Слайд 7(работа в группе)

 

Коммуникативные  УУД.

Слайд 8(план) Среди учеников распределяются роли работы в группах.

План работы в группах на доске.

Работа  в группах. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Слайд 9 (вывод) 

Слайд 10 (возвращение к проблемной ситуации) 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

2. Игра «Кто самый внимательный?»

- Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:

Решать, решает, решить, красить, кровать, закрасить,  привезти, кости, везти, стеречь, ночь, бросал, испечь

Запишите глаголы в начальной форме в 2 столбика(1 ученик на доске и в тетради).

  • На какие две группы можно разделить эти слова? (вопрос что делать? что сделать?)

Что делать?    Что сделать?

Решать                  решить

Красить                закрасить

везти                      привезти

Стеречь                испечь

  • Прочитайте глаголы 1 столбика. Что у них общего? (глаголы несовершенного вида)
  • Прочитайте глаголы 2 столбика. Что у них общего? (глаголы совершенного вида)
  • Выделите суффиксы.  (Учебник вывод стр. 101)

Слайд 11 (игра на внимание) 

Слайд  12 (разбиение на 2 группы - проверка)

Физминутка

  • 1. Раз сегодня говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана с этой частью речи.
  • Как надо ходить? (Вот так)
  • Как плыть?
  • Как бежать?
  • Как шалить?
  • Как жить?
  • Как сидеть?
  • Назовите глаголы, которые встретились в тексте физкультминутки?
  • Что можете сказать об этих глаголах? (Н.Ф.)

Слайд 13 (физминутка) 

Включение в систему знаний.

  • Прочитайте текст.
  • О чем говориться в тексте?
  • Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы, выделить суффиксы.

Полезные советы.

           Важно (берегу) своё здоровье. Утром   нужно  (делаю)  зарядку. Упражнения   (выполняю)  медленно. Нельзя (задерживаю)  дыхание,  надо  (дышу)  ровно. Зарядку  нужно  (делаю)  при  открытой  форточке.

Фронтальная работа. Письмо в тетради с комментированием.

Слайд 14 (текст)

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с самопроверкой по образцу

 Самостоятельная работа.

  • Проверим свои знания.
  •  Откройте учебник  стр.101 № 3 или карточка .
  • Задание по выбору.
  • Замените фразеологизмы глаголами.

Зарубить на носу-_____________________________

Пропустить мимо ушей-___________________________

Делать из мухи слона-____________________________

Водить за нос-____________________________________

Держать язык за зубами-_____________________________

 Дать слово-___________________________________________

Вставлять палки в колёса-__________________________________

  • Прочитайте задание.

Самостоятельная работа.

  • Самопроверка: проверьте свою работу по образцу.
  • Если работа выполнена правильно, то поставьте «+», если – нет, то «?».
  • Кто справился с заданием?
  • Кто допустил ошибки?
  • В чем причина ваших ошибок?

Слайд 15 (задания для сам.работы)

Слайд 16-17 (проверка с/р)

1 вариант в тетради

2 вариант на карточке

Познавательные УУД.

Ученики работают в рабочей тетради. Регулятивные УУД.

Взаимопроверка.

Оценка «+» или  «?».

Проектная работа

  • Создадим мини проект: памятку по русскому языку.
  • Используя программу ПервоЛого, создайте проект по теме: «Неопределенная форма глагола!»
  • Какая цель вашего проекта? (закрепить свои знания по новой теме)
  • Определите содержание проекта. Что вы разместите на своем плакате?
  • Какие инструменты ПервоЛого вы будете использовать?
  • После завершения работы, проведем защиту проекта.
  •  Защита проектов (1-3 человека)

Слайд 18 (проектная работа)

Учащиеся работают в парах на ноутбуках,  создают памятку, приводят примеры. Готовый  документ сохраняют  на рабочем столе.

.

Рефлексия

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели?

- Кому удалось сделать открытие «самому»?

- Докажите.

- Остались ли у вас трудности?

- Оцените свою работу на уроке? (смайлик-колобок)

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

Слайд 19 (рефлексия)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рассказывают о своих затруднениях

Самооценивание по линеечке достижений.( на планшетке)

Домашнее задание

Творческое задание: Придумать и записать 3 предложения о том, как надо делать упражнения утренней зарядки с использованием глаголов в неопределенной форме.

Или выполнить упр 1 стр. 100

Личностные УУД

Слайд 20 (спасибо за урок)

Раздаточный материал.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется форма глагола?

_______________________________________

_______________________________________

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

____________________,___________________

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

_______________________________________

Карточка №1

     Трудно найти в лесу дикое животное.  Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.  Надо беречь природу!                      

Карточка №2

Самостоятельная работа

Зарубить на носу -  __________________________________

Пропустить мимо ушей -  _____________________________

Делать из мухи слона -  _______________________________

Водить за нос -  ______________________________________

Держать язык за зубами -  ______________________________

 Дать слово -  _________________________________________

Вставлять палки в колёса - ______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопрос...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...