Урок русского языка "Путешествие в страну парных согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Приводится  урок - путешествие с использованием технологии развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_v_stranu_parnyh_soglasnyh.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

школа №161

Учитель начальных классов

Горбунова О.Н.

Урок русского языка во 2 классе

по программе «Школа России»

Тема: Путешествие в страну парных согласных.

Самара,2014 г.

КОНСПЕКТ  УРОКА

Класс: 2                                                               Предмет: русский язык

Тема: «Путешествие в страну  парных согласных».

Тип   урока: закрепление  нового  материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Применяемые образовательные технологии:

1.Проблемное обучение.

2.Развивающее  обучение.

3.Информационно-коммуникативные технологии.

4.Дифференцированное обучение.

5.Групповые методы.

6.Здоровьесберегающее обучение.

Цель:

Предметные: формирование умений  обнаруживать орфограммы при письме; подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы; формировать умение правильно писать парный согласный в конце и середине слова; расширять словарный запас учащихся

Метапредметные: создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения); создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Оборудование: карточки, толковый  словарь, ноутбук, мультимедиапроектор.

Урок – путешествие с презентацией.

Презентация с анимацией.

Тема: Путешествие в страну  парных согласных.

Ход  урока.

I. Организационный момент.

- Я приглашаю вас  на урок русского языка.

- Ребята, с  каким настроением вы пришли на урок? Покажите мне карточки, которые  характеризуют ваше  настроение.

-Ребята, посмотрите  друг на  друга. Пожелайте   удачи своим одноклассникам.

- Нам на уроке  предстоит  большая работа. А чтобы мы  справились со всеми заданиями, как должны работать  на уроке?

II.Формулирование темы урока, постановка цели .

Создание проблемной ситуации.

-Мы сегодня отправимся в путешествие в «Страну звуков». Но перед этим вы мне поможете решить сложную задачу. Я не могу понять, о чем этот текст. Попробуйте, объясните.

    Как хорошо летом! Мы приехали на речку. Будем строить плод. Закипела работа.

ПЛОТ.

1. Скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или переправы по воде.

2. Плавучая площадка (платформа) для перевозки людей и грузов.

ПЛОД.

Сочная съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.). Питаться плодами и овощами.

Презентация: слайд №3.Текст. Рисунок плота.

-Так какая тема нашего урока?

III. Организация восприятия новой информации.

1.Загадка про лодку.      

-Теперь можно отправляться. А  на чем? Отгадайте загадку.                  

   Сначала дерево спилили,

   Потом нутро ему долбили,

   Потом лопатками снабдили

   И по реке гулять пустили. (Лодка.)

Презентация: слайд №4.Текст загадки,  отгадка, картинка (лодка).

Работа над значением слов в загадке:

Нутро  - внутренность.

Снабдили  - обеспечили.

- На какое правило написание слова лодка?

2. Отправляемся в страну парных согласных.

 Презентация: слайд №5. Форма слова лодка, однокоренное слово,

правило проверки парных согласных в стихотворной форме.

На доске слова: лодка, лодки, лодочка, лодку.

- Найдите «лишнее слово» (лодочка)

- Убедимся, что парный согласный в слове надо проверять.

Запишем слово лодка в транскрипции: лодка-        л о т к а

Правило проверки парных согласных:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы,

Лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты!

-А как надо проверять парный согласный в конце и середине слова?

4.Работа самостоятельная по разноуровневым инструкциям. Составление предложения из группы слов и выделение главных членов  предложения.

лодка, плыла, по, реке, широкой

Проверка  по образцу на доске. В записи учителя допущена ошибка. (Лодка (сущ.) плыла (прил.) по широкой  реке.)

Творческое  задание.

-Придумайте еще  одно предложение. Оно должно быть по смыслу продолжением первого. Желательно, чтобы в нем было  слово с парным согласным звуком.

I РИ.1)Прочитайте слова.

        2)Составьте из группы слов предложение.

        3)Подчеркните главные члены предложения. Надпишите,  

 какой частью речи они выражены .

II РИ.1) Прочитайте слова.

2)Составьте из группы слов предложение. Начни с вопроса

   Что? Что делала?

 3) Подчеркните главные члены предложения (подлежащее и    

     сказуемое). Надпишите, какой частью речи они выражены .

III РИ. 1) Прочитайте слова.

  2)Составьте из группы слов предложение по вопросам.

    Что? Что делала?  По какой?  По чему?

  3) Подчеркните главные члены предложения (подлежащее-

     одной чертой, сказуемое - двумя чертами). Надпишите, какой      

     частью речи они выражены (сущ., гл.).

5.Физминутка.

IV.Первичная проверка понимания, закрепление знаний.

1.Фронтальная работа. Работа по алгоритму.

Презентация: слайд №6.Рыбки  со словами.

Палатка, берег, рыбка, остров.

1)Подбери проверочное слово и запиши его.

2)Подчеркни  в нем орфограмму.

3)Через черточку запиши проверяемое слово и подчеркни в нем орфограмму.

 -Вставьте пропущенные буквы.

Первое слово  с комментированием  с места. Остальные самостоятельно . Взаимопроверка.

Презентация: слайд №7.Рыбки  со словами.

Палатка, берег, рыбка, остров.

2.Задание на развитие внимания и памяти. Работа в группах.

1)Игра. Каждой группе раздаются слова по количеству детей. Первый ребенок говорит свое слово, второй – слово, которое  сказал предыдущий участник игры и затем свое слово .

1группа слов: завод, арбуз, медведь, город, огород. (Словарные слова)

2группа слов: дрозд, лягушка, кукушка, лев, чиж. (Животные)

3группа слов: ловкий, близкий, крепкий, сладкий, низкий. (Прилагательные)

4группа слов: зубки, голубь, шубки, гриб, рыбка. (С парным согласным «Б»)

5группа слов: кактус, ландыш, морковь, ромашка, травка. (Растения)

2)-каждая группа запишет свои слова, диктуя их орфографически.

3.Плывём дальше. Приближаемся к берегу. Отдыхаем.

Работа в группах.

Там 2 лодки ждут погрузки. У одной лодки на парусе буква С, а у другой – З.

Презентация: слайд №8. Две лодки с парусами, слова для «погрузки».

Группа слов для «погрузки»:

Пару..,  реди…ки, у...кий, перево…ки, повя…ка, ни…кий, кра..ки,                коло…ки

Ребята «грузят» слова  в  группах. Записывают  по выбору (столбик, строчка)

Проверка по группам.

Парус, редиска, краски, колоски.         Узкий, перевозки, повязка, низкий.

4.Продолжаем путешествие. Лодки загружены.

Презентация: слайд №9 и слайд №10. Берег реки, слова с парными согласными.

- Ребята сели отдыхать на берегу реки. И мы отдохнем. Закройте глаза и послушайте звуки природы.  Мимо них проплывала бумажная лодка, на ней написаны слова. Дети  заспорили  о том, в каких словах надо, а в каких не надо проверять парный согласный.

У детей слова:

Ошибка, лодочка, салазки, серёжки, зубной, лёгкий, тетрадочка, травка.

V.Итог  путешествия. Рефлексия.

Презентация: слайд №11.

Какие цели ставили вначале урока?

Мы достигли этих целей?

С какой орфограммой сегодня познакомились?

Как не допустить ошибок при написании парного согласно на конце и в середине слова?

Дадим оценку нашей работы.

Какое настроение у вас в конце урока?

Литература:

       1. Современный русский литературный язык. М.: Просвещение, 1982.

       2. Уткина Т.И. Работа со словами  с  непроверяемыми  написаниями//Начальная  школа. –1989. №6

3.Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3. И. В. Борисенко.

4.Русский с увлечением! Сборник занимательных упражнений  и игр  по  русскому языку  для занятий  с младшими школьниками. «АРД   ЛТД»,1998.

5.Творческие учебные задания. Учебное пособие. «Сам Вен»,1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...