Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Скворцова Надежда Владимировна

Проект урока

·        Учебный предмет русский язык

·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 2009, автор Рамзаева Т.Г.

·        Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»

·        Тип урока: объяснение нового материала

·        Задачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формировать умение выделять корень в словах.

·        Ожидаемые результаты:

Регулятивные УУД: оценивание учебных успехов, умение осуществлять самоконтроль.

 Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение.

 Коммуникативные УУД: умение работать в паре, группой, слышать и слушать собеседника.

Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов».

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 59»

Автозаводского район

Скворцова Надежда Владимировна

 

Н.Новгород

2016 год

Автозаводский района

Проект урока

  • Учебный предмет русский язык
  • УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 2009, автор Рамзаева Т.Г.
  • Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»
  • Тип урока: объяснение нового материала
  • Задачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формировать умение выделять корень в словах.
  • Ожидаемые результаты:

Регулятивные УУД: оценивание учебных успехов, умение осуществлять самоконтроль.

 Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение.

 Коммуникативные УУД: умение работать в паре, группой, слышать и слушать собеседника.

Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству.

  • Оборудование: мультимедийная установка, классная доска, учебник.
  • Исходный уровень: 20%- высокий уровень,50% - средний уровень,30%- низкий уровень.
  • Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Этапы урока

Время

1.

Оргмомент.

1 мин

2.

Актуализация знаний.

5 мин

3.

Формулирование учениками темы урока.

6 мин

4.

Наблюдение над однокоренными словами.

7 мин

5.

Развитие учебно-языковых и речевых умений.

10 мин

6.

Физкультминутка.

2 мин

7.

Обобщение и систематизация учебно-языковых и речевых умений.

8мин

8.

Домашнее задание.

1 мин

9.

Итог урока.

5 мин

  • Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающегося

Формирование

УУД

1.

2.

3.

4.

 

5

6.

7.

8.

9.

Оргмомент.

Актуализация

знаний.

Формулирование учениками темы урока.

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Физкульт

минутка

Обобщение и систематизация учебно-языковых и речевых умений.

Домашнее задание.

Итог урока.

Приветствие учителя.

- Откройте тетрадь, запишите число. (Комментированная запись числа).

- Какую запись должны сделать дальше? (Написать слова «Классная работа»). Комментированная запись с объяснением орфограмм.

-А теперь послушайте стихотворение.

 Как – то много лет назад

 Посадили люди сад (слайд №1).

 Не был сад фруктовым –

 Был он только словом.

 Это слово – слово корень,

 Разрастаться стало вскоре

 И плоды нам принесло.

Вот из сада

Вам рассада (слайд №2)

Вот еще посадки рядом (слайд №3)

А вот садовод.

С ним садовник идет (слайды №4,№5)

Очень интересно гулять в саду словесном.

- Кто догадался, какая предполагаемая тема нашего сегодняшнего урока?

( Корень слова).

- Какое еще значение слова корень вам известно?

( Часть слова, корень дерева, корень зуба).

- Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова?

 (Многозначными.)

- Но мы сегодня на уроке будем говорить о признаках однокоренных слов. (слайд №6).

-Вернемся в наш сад (слайд №7). Запишите слова сад, рассада, посадки, садовод, садовник.

- Какие все эти слова?

(Родственные.)

Выделите корень значком.

1.Чистописание.

На доске записывается слово «корень»

- Сколько букв в этом слове? ( 6 )

- Сколько звуков в этом слове? ( 5 )

- Назовите мягкие согласные звуки. ( р) (н)

- Назовите твердый согласный звук (к)

- А какой это еще звук? ( Парный (г), глухой)

 - Назовите гласный ударный звук ( о )

- Назовите безударный гласный звук ( и)

- А что делает Ь в этом слове ( смягчает согласный звук)

 - Назовите согласные буквы  ( К Р Н ), запишем буквосочетание  крн.

2.Работа в парах.

 - Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень  стол  и поможем ему расплодиться, составим новые слова.   Какие слова вы записали?

(Стол, столик, настольный, столовый, застолье) (слайд № 9)

- Без какой же части не бывает слова?

( Без корня.)

-Почему?

( В корне заключен главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла).

- Что выражает корень в однокоренных словах?

(Общий смысл однокоренных слов).

- Правильно, самое главное у слова – это корень.

- А как вы думаете, что самое главное у человека?

( Мама, родина).

Работа по учебнику. Упр № 118

Находим однокоренные слова.

 ( Родился, родина, родная)

- Почему вы решили что эти слова однокоренные?

(Имеют общую часть (корень) и сходные по смыслу).

-А для вас какое место является Родиной?

( Россия, Нижний Новгород, страна)

(слайд №10)

- Как вы понимаете выражение : «Малая Родина»?

(Место, где родился)

 

- Найдите в этих предложениях словарные слова.

( Деревня, город) (слайд №11)

- Объясните мне значение этих слов.

(Место, где живут люди)

- Одинаковое значение, значит, эти слова являются однокоренными?

( Нет)

- Почему?

(Разная общая часть).

Работа по вариантам.

Подобрать к словам однокоренные слова:

1 вариант – деревня (деревушка, деревнюшка, деревенский)

2 вариант – город (городской, городок, городишко, городовой ).

Поменяйтесь тетрадями и проверьте

работу соседа.

 - Какие еще вы можете назвать места, где живут люди?

(Поселок) (слайд № 12)

- Помогите мне выделить корень в этом слове. Что я должна для этого сделать?

1. Определить смысл слова (место, где живут люди)

2. Подобрать родственные слова (поселение, село, сельский, поселковый,)

3. Выделить корень - СЕЛ

(слайд № 13)

-Я буду называть цепочку слов. Если слова однокоренные, то вы приседаете,

                                     нет – стоите.

Вода- водяной – водитель

Лес – лесной – лесник

Брат – братишка – родственник

Лиса – лисичка – лисенок

Море – моря- морской

- А почему вы не присели на последней цепочке слов?

(Море- моря, форма одного и того же слова).

 Самостоятельная работа по рядам.

Игра « Придумай больше слов». Кто больше подберет слов к заданию, тот и победитель.

1 ряд             2 ряд              3 ряд

РОД              ДОМ              КОРМ

Проверка работы.

- Я читаю загадку. Вы должны  отгадать загадку,  подобрать однокоренные слова и выделить корень (устно).

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке?

(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит, рыбный …)

Кто хлопочет с поварешкой,

Варит вкусный суп с картошкой?

( Повар, сварил, варенье, поварешка, поваренок…).(слайды № 14, 15)

- Как пишется корень в однокоренных словах?

( Одинаково)

Стр.82, упр 173 («Справочное пособие»).

Придумать сказку про корень.

( По желанию).

- По каким признакам мы определяем однокоренные слова?

( Общее значение и одинаковая часть (корень))

(слайд №16).

- Найдите правильное определение корня.

1.Корень – это общая часть всех слов.

2. Корень –  главная часть предложения.

3. Корень – это общая часть однокоренных слов (слайд № 17).

Оценки.

Шкала успеха.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать  речь учителя;

оформлять свои мысли в письменной форме;

предметные результаты-видеть опасные места в словах.

Познавательные УУД:

анализ, обобщение.

Регулятивное УУД: планирование.

Познавательные УУД: анализ, обобщение.

Познавательные  УУД: анализ, обобщение и классификация  по признакам.

Коммуникативные УУД: предметные результаты.

Регулятивные УУД:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: анализ и синтез.

 Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Познавательные УУД: анализ и синтез.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Личностные УУД: интерес и осознание.

Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству;

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, умение работать с текстом

Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Познавательные УУД:

Анализ и синтез.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД: составление плана, умение вырабатывать критерии оценки и определять степень работы.

Познавательные УУД:

анализ и синтез.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

анализ и синтез.

 Познавательные УУД:

анализ и синтез.

Коммуникативные УУД: умение слушать высказывание других.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

анализ .

Личностные УУД:

создание собственных

текстов.

Регулятивные УУД:

умение делать выводы

Литература

1. Учебник «Русский язык» 3класс, автор Т.Г Рамзаева, Москва «Просвещение» 2009г.

2. Справочное пособие по русскому языку 3 класс, авторы

 О.В. Узорова, Е.А Нефедова, Москва  АСТ Астрель 2012г.

3. Методическое пособие по русскому языку, авторы О.И.Дмитриева, Е.П.Фефилова, Москва «ВАКО» 2009г.

4. Методическое рекомендации для учителя по русскому языку, авторы Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Москва БАЛАСС 2012.

5. Современные технологии проведения уроков в начальной школе с учетом требований ФГОС, Москва «Аркти» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...