Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 123.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике

для 1 класса

С.А.Козлова, А.Г.Рубин, Т.Е.Демидова, А.П.Тонких

Образовательная система «Школа 2100»

под науч.ред. Д.И.Фельдштейна

Москва, Баласс, 2011.

Составитель: Губарева Л.П.

Москва  2012 г.

Русский язык

1 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 года №373), Примерных  программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.

I.Пояснительная записка

                 В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

             Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

II. Общая характеристика учебного предмета

          Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык

в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

         Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

       Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

         В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Реализация программы основана на следующих принципах:

*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

Обучение  русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс):

* развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

* освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

* овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.

Основные содержательные линии. 

Раздел «Связная речь» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.

Раздел «Слово» включает в себя закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

«Состав слова» — сквозная тема курса русского языка. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами, однокоренные глаголы с разными приставками.

После завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме, отличие текста от набора предложений.

Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.

В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме)

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесе, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой  внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий  с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий – будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».   По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Систематический курс русского языка по программе "Школа2100" рассчитан на 675 ч. Из них: 1й класс – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели ), 2–4й класс – по 170 ч в год (5 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Темы уроков сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям для учителя. 

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря  

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса  «Русский язык»  является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

                       

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

1-й класс

По учебному плану начального общего образования по русскому языку  в 1классе отведено 160 ч:

- на «Обучение грамоте и развитие речи» - 118 ч (5 часов в неделю).

-на  уроки «Русского языка»  часов – 47 ч (5 часов в неделю).

Обучение грамоте и развитие речи

Добуквенный период – 22 ч

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период – 96 ч

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении. Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки. Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте. Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Русский язык

1-й класс

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово.

 Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн.

Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст. Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку (1класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

- овладение функциональной     грамотностью;

- развитие умений и навыков   различных видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

— приобретение и систематизация знаний о языке;

— развитие чувства языка

- овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

1-й класс

• составлять предложения из слов;

• отличать текст от набора предложений;

• различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные);

• делить слова на слоги, ставить ударение;

• писать большую букву в начале предложения, в именах собственных

• писать буквы и, у, а после букв шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу—щу);

• составлять неболь-

шой текст (3-4 пред-

ложения) на заданную

тему и записывать его с помощью учителя;

• правильно списывать

слова, предложения, текст; проверять написанное,  сравнивая с образцом

• находить корень в груп-

пе доступных однокорен-

ных слов

• обозначать мягкость со-

гласных на письме с помо-

щью ь;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ

и т.п.;

• писать изученные слова с непроверяемой буквой безу-

дарного гласного в корне;

• делить слова на части для переноса;

• ставить знак препинания в конце предложения

Система контроля и учёта  знаний обучающихся, нормы оценки знаний.

Оценивание учащихся  происходит следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения.

2. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся. Он проводится по материалам «Вентана- _графт» в сентябре.
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Контроль     предметных УУД проводится в форме  контрольного диктанта с грамматическим заданием.
  • Контроль метапредметных результатов  в форме комплексной интегрированной  работы по итогам обучения в 1 классе.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  

незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. в рамках накопительной системы- портфолио.

Контроль УУД

                 Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

             Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

             Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

              Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

             Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Проверочное  списывание

У нас живет попугай Яша. Он часто смотрит в окно. Яшка любит просо. После еды он чистит клюв.

Задания:

1й вариант:

  • подчеркнуть все гласные буквы в первом предложении;
  • записать буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки;

2й вариант:

  • подчеркнуть все согласные буквы в первом предложении;
  • записать согласные буквы, которые обозначают всегда мягкие звуки.

 Проверочный диктант

Весной птицы построили гнезда. У аиста гнездо на березе. Ласточка живет под крышей дома. У чибиса дом в траве. А хитрый воробей свил гнездышко рядом с орлиным. Там хорошо и спокойно.

Задания:

  • в словах первого предложения поставить ударение;
  • подчеркнуть в первом предложении:
    – 1й вариант – согласные буквы;
    – 2й вариант – гласные буквы;
  • записать три однокоренных слова.

 Контрольный диктант с грамматическим заданием

Каркуша

У Иры жила ручная ворона. Звали ее Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. Уножки стола – кусочки сала. Часто их находил кот Васька. Он был им рад.

Задания:

1й вариант:

  1. слова первого предложения разделить на слоги;
  2. в словах первого предложения подчеркнуть буквы, в написании которых можно ошибиться;

2й вариант:

  • слова первого предложения разделить для переноса;
  • подчеркнуть в словах шестого предложения буквы, в написании которых можно ошибиться.

Словарный диктант

  1. Запишите слова: корова, ученица, огород, стакан, ребята.
  2. Запишите слово, состоящее: из одного слога; из двух слогов; из трех слогов. Поставьте в словах ударение.
  3. Диктант: Стоит теплый день. На реке треснул лед. Быстро плывут льдины. Из леса вышли лоси. Они стали пить воду.
  4. Запишите слова: день, река. Укажите цифрами количество звуков и букв в словах.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

        

 Обучение грамоте обеспечивается учебниками и пособиями:

• Учебник для  первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н.  Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);

• Комплект прописей в 5-ти тетрадях «Мои  волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);

• «Тетрадь для   печатания»  (авторы О.В.  Пронина, Е.П.   Лебедева,  О.Ю. Мальцева);

• Комплект наглядных пособий;

• Методическое пособие для  учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред.Е.В.Бунеевой).

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

• Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые  уроки)» (1-й кл.);

• Е.В.   Бунеева,  М.А.   Яковлева  «Рабочая тетрадь к  учебнику «Русский язык (первые уроки)»;

 • Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми  написаниями».  Пособие    в   виде   карточек к  учебникам

«Русский язык» для  1–4-го классов;

 • Е.В.   Бунеева,  Л.Ю.   Комиссарова,  М.А.   Яковлева.  «Русский язык», 1–2  классы. Методические рекомендации для  учителя.

 

Технические средства обучения:

• компьютер, проектор.

  Примеры работ при использовании компьютера:

– орфографический и пунктуационный тренинг;

– редактирование (взаиморедактирование);

– создание текста, его коллективное обсуждение;

–создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и  т.д.), в  том  числе для  представления результатов проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование курса русского языка в 1 классе

УМК Образовательная система «Школа 2100»

п\п

Дата

Тема урока

Кол-во

ча

сов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Требования к уровню

подготовки обучающихся

(результат)

Планируемые

результаты

(универсальные учебные

действия

●-личностные

●-регулятивные

●- познавательные

●-коммуникативные)

Методы оценки

достижений

обучающихся

Элементы

дополни

тельного

содержания

Разделы:  Слово (25 часов),

                               Предложение (15 часов),

                Текст (10часов)

1

9.03

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык»

1

Анализировать в процессе совместного обсуждения сферы употребления в России русского языка и

национальных языков

Знать как построен учебник

Уметь пользоваться учебником, находить информацию

Анализировать и оценивать содержание разворота учебника. Искать нужную информацию через рассматривание. Ориентироваться в рамках всего учебника и по страницам. Понимать и распознавать условные обозначения.

Осознанно перечислять обязанности школьника.

2

10.03

Гласные звуки и буквы

1

Различать в слове звуки речи.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков в соответствии с их характеристикой. Соотносить количество звуков

и количество букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв

Знать минимум понятий о гласных звуках.

Уметь анализировать звуковой состав.

Сформированность адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Использовать знаково-символические средства.

Учитывать позицию собеседника.

Зрительно-слуховой диктант.

Самостоятель

ная работа

Сравнение звукового и буквенного состава слов.

3

11.03

Гласные буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных звуков на письме.

1

Проводить звукобуквенный и фонетический анализ слова.

Сравнивать звуки и буквы

Классифицировать слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков.

Знать о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.

Уметь слышать звучащее слово, производить звукобуквенный анализ слов, отличать текст от набор предложений.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Научиться принимать и сохранять учебную задачу

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Научиться задавать вопросы.

Тест. Словарно-орфографичес-кая работа

Понятия об «опасных местах» - орфограммах

4

14.03

Согласные звуки и буквы.

1

Знать о признаках согласных звуков и их классификации.

Уметь списывать с печатного и прописного текстов.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Текущий диктант.

5

15.03

Что мы знаем о звуках и буквах.

1

Знать признаки и классификацию звуков.

Уметь производить звукобуквенный анализ.

Проверочная работа (списывание с грамматическими заданиями)

Уметь анализиро-вать содержание таблицы

6-7

16.03

17.03

18.03

(резерв)

Повторяем слоги и ударение.

2

 Определять

количество слогов в слове.

Классифицировать слова по количеству слогов.

Знать понятие слога и ударения.

Уметь находить ударный и безударный слоги.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно-следственных связей.

Формулировать собственное мнение и позицию

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Словарная работа

Уметь находить обобщающее слово.

8-9

28.03

29.03

Перенос слов

2

Группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных и для согласных звуков, со способом проверки,  с морфемой,

в которой они находятся, с возможностью и невозможностью их

проверки.

Знать правила переноса слов

Уметь видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Проявлять познавательную и инициативу в учебном сотрудничестве.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Словарная работа

10-12

30.03

31.03

1.04

Развитие умения переносить слова

3

Знать правила переноса слов

Уметь применять их при выполнении письменной работы; знать  и применять орфограмму «Прописная буква в собственных именах существительных»;

Уметь писать в одну линейку.

Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Слуховой диктант.

Индивидуаль-ная работа по карточкам.

Тест.

Орфограмма «Заглавная буква в собственных именах существи-тельных»

13

4.04

Закрепление по теме «Ударение, перенос слов» (проверочная работа)

1

Совместно обсуждать алгоритм/план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Использовать результат обсуждения в

практической деятельности.

Взаимо и самоконтроль при проверке выполненной письменной

работы

Уметь писать под диктовку связный текст и словарные слова, определять количество букв и звуков в словах.

Ориентация на понимание принцип успеха в учебной деятельности.

Планировать свое действие в соответствии  с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Диктант с грамматичес-ким заданием

14

5.04

Пишу правильно (работа над ошибками)

1

Уметь анализировать ошибки и работать над ними.

Словарная работа.

Диктант.

15

6.04

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

1

Находить и отмечать в словах орфограммы (изученные и неизученные). Совместно вырабатывать порядок/алгоритм\

схему проверки

орфограммы. Решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный

способ действий. Составлять в

группе задания на отработку определенной орфограммы.

Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой.

Знать об обозначении мягкости согласных буквами е,ё,и,ю,я,ь.

Уметь видеть в словах орфограммы.

Формирование устойчивого учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии  для указанных логических операций.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Диктант с комментированием.

Понятие о тексте, умение анализиро-вать заглавие

16

7.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными  буквами.

1

Знать об обозначении мягкости на письме.

Уметь правильно переносить слова по слогам, списывать слова и сверять с образцом.

Комментированное письмо.

Словарный диктант.

Соотношение звукового и буквенного состава слова.

17-18

8.04

11.04

Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.

2

Уметь читать и записывать транскрипцию, видеть и объяснять орфограммы.

Знать способы обозначения мягкости согласных на письме.

Работа по карточкам.

Словарный диктант.

Проверочная работа.

Понятие о тексте, предложении, составление схемы предложений транскрип-ция слова

19-20

12.04

13.04

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.

2

Знать о различие согласных по твердости-мягкости; способах обозначения мягкости согласных.

Уметь видеть орфограммы, правильно переносить слова, производить звукобуквенный анализ.

Использовать знаково-символические средства

Ориентация на понимание принцип успеха в учебной деятельности.

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Диктант с комментирова-нием

Транскрип-ция слова.

21-22

14.04

15.04

Повторяем написание большой буквы и разделительного мягкого знака в словах.

2

Сопоставлять случаи употребления прописной или строчной буквы в именах собственных и

их нарицательных омонимах (к примеру,  Пушок—пушок, Роза—

роза, черное небо—Черное море)

Знать об употреблении заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях.

Уметь писать слова с мягким знаком.

Научиться принимать и сохранять учебную задачу

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Словарная работа.

Картинный словарный диктант.

Распределительный диктант.

Различение разделительного ь и показателя мягкости.

23

18.04

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы.

1

Уметь распознавать собственные и нарицательные существительные.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных,  так и окружающих людей

Работа в парах.

24-25

19.04

20.04

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

2

Уметь писать заглавную букву в собственных именах существительных, писать разделительный мягкий знак в словах

Работа по карточкам. Тематический диктант.

Образование притяжательных прилагательных от существи-тельных

26-29

21.04

22.04

25.04

26.04

Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, в словах.

4

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча—ща,

чу—щу.

 Списывать слова, предложения в соответствии с заданным

алгоритмом, контролировать этапы своей работы

Уметь правильно писать буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, в словах.

, подбирать однокоренные слова.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Различать способ и результат действия.

Письмо по памяти.

Объяснитель-ный диктант.

Тест. Рапределительный диктант.

Формирова-

ние способности к объективности самооценки.

Однокорен-ные слова

30

27.04

Повторяем корень слова.

1

Группировать слова по заданному

принципу (с общим корнем)

Находить однокоренные слова, выделять в них корень.

Уметь находить и подбирать однокоренные слова.

Оценивать правильность выполнения действия   на уровне адекватной ретроспективной оценки

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» .

Тематический словарный диктант.

Понятие единообразного написания корней.

31

28.04

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.

1

Знать об одинаковом написании корней в родственных словах.

Предупредительный диктант.

Беседа по вопросам.

Однокорен-ные слова

32-33

29.04

4.05

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова.

2

Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой.

Подбирать несколько проверочных слов для заданной орфограммы Составлять в группе списки слов с непроверяемыми орфограммами

гласных и согласных по алфавитному и/или тематическому принципу.

Группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных.

Уметь выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова.

Ориентация на понимание принцип успеха в учебной деятельности.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Творческое списывание.

Распределительный диктант.

Понятие сильной и слабой позиции.

34-37

5.05

6.05

10.05

11.05

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне.

4

Уметь находить проверочные и проверяемые слова с ударными и безударными гласными в корне.

Объяснительный диктант.

Письмо по памяти.

Работа по карточкам, списывание.

Понятие о тексте и его признаках

38

12.05

Диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

Совместно обсуждать алгоритм/план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Использовать результат обсуждения в

практической деятельности.

Взаимо и самоконтроль при проверке выполненной письменной

работы

Знать и уметь применять изученную орфограмму, уметь подбирать проверочные слова.

Вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Итоговый диктант.

39

13.05

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Знать и уметь применять правила работы над ошибками.

Фронтальный контроль.

40-42

16.05

17.05

18.05

Повторение слов, написание которых надо запомнить.

3

Составлять в группе списки слов с непроверяемыми орфограммами

гласных и согласных по алфавитному и/или тематическому принципу.

Группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных.

Знать написание словарных слов по темам «Спорт», «Животные», «Овощи»;отработать навыки письма слов с парными согласными.

Уметь писать под диктовку, списывать с печатного текста, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы.

Научиться задавать вопросы.

Научиться контролировать действия партнера.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач  в зависимости от конкретных условий.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Выборочный диктант.

Изложение-миниатюра

Понятие об обобщаю-щем слове

43

19.05

Словарный диктант (7 мин). Повторение темы «Безударные гласные в корне слова»

1

Знать и уметь писать словарные слова, уметь составлять текст по опорным словам.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Способность к самооценке на основе критерия успешности

Словарный диктант.

Составление текста по опорным словам.

44-45

20.05

23.05

Что мы знаем о предлогах и предложении.

2

Накапливать

опыт по узнаванию предлогов  в речи.

Самостоятельно выделять в речи

предлоги, с помощью которых образуются падежные формы.

Осознавать роль в речи предлога и

Приставки.

Знать, что такое предлоги и какова их функция; признаки предложения, понятие об интонации и цели высказывания.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Объяснитель-ный диктант

Словарная работа

Отличие предлога от приставки.

Составление текста на заданную тему.

46

24.05

Административная контрольная работа за учебный год

1

Совместно обсуждать алгоритм/план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Использовать результат обсуждения в

практической деятельности.

Взаимо и самоконтроль при проверке выполненной письменной

работы.

Знать изученные орфограммы.

Уметь отличать букву от звука, набор слов от предложения.

Вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Итоговая комбинирован-ная контрольная работа

47

25.05

Повторяем правила оформления предложений на письме.

1

Различать и правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии  для указанных логических операций.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Объяснитель-ный диктант

48

26.05

Закрепление по теме

« Предложение» (проверочная работа)

1

Знать отличительные признаки предложения.

Уметь различать предложения по интонации и цели высказывания.

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Контрольная работа

49

27.05

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Знать правила работы на ошибками

Уметь применять их.

Вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Объяснитель-ный диктант

50-51резерв

30.05

31.05

резерв

Чему мы научились за год

1

Знать изученный в течение учебного года материал и уметь его применять

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планиров...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс

Планирование уроков по учебнику Соловейчик М.С. 4 класс из расчета 5 уроков в неделю....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Образовательная программа "Школа России".

КТП по русскому языку составлено на 4 часа в неделю, всего 136 часов в год, соответствует требованиям ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому 3 класс "Школа России"  (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)...