ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ
статья по русскому языку на тему

Особенности постановки ударения в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_russkogo_slovesnogo_udareniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

   Очень важно правильно ставить ударение. Пока мы слышим речь , в которой произносятся слова с правильным ударением , мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Стоит нам услышать слово с непривычным для нас ударением и внимание наше задерживается на этом слове.

   К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с неправильной постановкой ударения у младших школьников. И с этим очень трудно бороться  .Основной их причиной являются просторечие и семейные речевые традиции.

Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурного человека.

  В русском языке много особенностей постановки ударения.

       Место ударения в словах русского языка не фиксировано.Ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему- приставку, корень, суффикс и окончание :выпустить , домик , дорога , столовая , дела , дорогой .Такое ударение называется свободным.

 Ударение может выполнять смысловую функцию. Так по месту ударения различаются:

-разные слова во всех их грамматических формах: мука и мука , хлопок и хлопок , парить и парить.

-некоторые формы разных слов ,пища .пищи , пищу (сущ.) и пища (деепр.) , пищи (пов.накл) .

-неизменяемое слово от одной из форм другого- изменяемого слова , например: потом  и потом(ТВ.п. ед.ч.) или различаются неизменяемые слова ,например уже(сравн. Степень нар.) и уже

-разные форы одного слова : ноги и ноги , волос и волос.

Разно местность ударений делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельного слова. В большинстве случаев изменение  места ударения дает другое слово или другую форму слова ,но в некоторых случаях наблюдается колебания в месте ударения , которые не имеют  различительной функции. Это объясняется сложностью словарного состава русского языка. В ряде случаев отсутствует единая норма.

Литературный язык стремиться избежать колебаний. Один вариант соответствует норме, а другой считается неверным. Бывает и два варианта.

-в лексическом отношении , острота (остроумное выражение ) и острота (св-во по пилаг. Острый)

- в грамматическом отношении: мало(нар.) и мало (кр. Прил.)

- в стилистическом отношении  различают варианты слов:

А) общеупотребительный и профессиональный : добыча ( общеупотребимо.) и добыча (проф.), искра и искра , компас и компас.

Б) литературный и диалектный: вьюга (лит.) и вьюга (диал.) , крапива и крапива.

В) литературный и просторечный : квартал (лит.) и квартал (прост.) километр и километр , красивее и красивее. , магазин и магазин.

Г) литературный и нар- поэтический: молодец и молодец . девица и девица , серебро и серебро.

Учащиеся не всегда правильно ставят ударения .Это бывает по ряду причин :

Причинами появления ошибок Р.И.Аванесов считает :

-неизжитые особенности диалекта;

-родной язык говорящего ( в речи нерусских ) ;

-не усвоение норм ударения  в словах иноязычного

-происхождения. Так как в Москве проживают люди разных национальностей  и дома дети разговаривают на своем языке , это создает трудности в обучении русскому языку. Как правило учащиеся вторых классов в устной речи правильно ставят ударения в словах , а на письме применить его не всегда могут. Такие ошибки могут быть связаны с слабо развитой функцией самоконтроля.

  Многие дети допускают ошибки в постановке ударения на письме , хотя произносят их правильно.

 Предлагаю несколько упражнений ,направленных на формирование умения правильной постановки ударения.

 Вывесить в классе список слов , которые дети будут произносить с правильным ударением.

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО :

Звонит

Портфель

Положить

Начади и т.д..

Больше внимания уделять устным упражнениям.

Например проводить орфоэпический разбор на уроках русского языка в 3 и 4 классах.

А. Бондаренко выделила три направления при работе над ударением.

  1.  Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
  2.  Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения- разноместностью и подвижностью.

   3  Формирование у учащихся умения находить и выделять ударный слог.

 Автор говорит , что необходим комплексный подход к изучению ударения в начальной школе , который закладывает  основу лдя совершенствования умений школьника в старших звеньях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в русскую словесность

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-3 класса. Дети познакомятся с первыми летописцами, с основоположниками русской письменности,выполнят занимательные задания....

Истоки русской словесности. Кирилл и Мефодий- день погружения.( апрель 2014)

В материале представлена разработка дня погружения и дана стартовая презентация...

Программа "Русская словесность и культура русского народа"

   Цель программы – формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, ч...

КВН по русской словесности: «Чудеса в стране Слов»

Цель: открыть перед учащимися могущество и богатство русского языка, углублять и расширять знания о многозначных словах, развивать орфографическую зоркость и словарный запас, прививать интерес к русск...

Логопедическое занятие "Работа над словесным ударением"

Дифференциация звуков [ж-ш] в интервокальной позиции на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. Узнавание слов и предложений в слитной речи....

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение

А) ПроизношениеТема:   Звуки [С-З]. Словесное ударение.Цель:   Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.Тренировка в умении соблюдать в речи  словесное ударение.Об...

Дифференциация [П -Б], работа над словесным ударением . Различение и опознавание на слух фраз, словосочетаний и слов связанных с организацией занятий. Текст №2

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в подготовительном классе. План занятия:1.Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.2.Тре...