Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Казакова Любовь Сергеевна

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Педагогическая цель

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых

Тип, вид урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности,   предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные

Регулятивные:     принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Основное содержание темы, понятия и термины

одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, части речи

Образовательные ресурсы

электронное приложение к учебнику, картинки с изображением зимы, зимних сугробов

Сценарий урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствие.

- Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел звонок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! Проверим готовность к уроку.

Фиксирование отсутствующих

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам

Наблюдение учителя

II. Повторение изученного материала.

- Поставьте имена существительные в начальную форму и запишите их. Обозначьте в словах орфограммы.

Тетради, морозов, городами, в рассказе, заводом, медведю, лошади, берёзу, ногами.

Учащиеся записывают существительные в нужной форме

Наблюдение учителя. Ответы на вопросы

III.Самоопределе

ние к деятельности (Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности)

Фронтальная беседа

Самостоятельная работа

Физкультминутка

Работа над стих-м

- Какое время года сейчас хозяйничает на земле? (зима)

- А какой месяц?  (февраль)

Мы видим наяву: какая сейчас изменчивая погода: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья, за ночь наметает очень большие сугробы, такие, что людям трудно пройти. И мы сейчас преодолеем такие сугробы.

- На каждом из нарисованных сугробов написаны  элементы. - Сейчас мы повторим написание строчной и прописной букв Р р (показ написания)

-Какие звуки обозначает эта буква?

-Дайте характеристику этим звукам  (согл, звонк., мягк., твёрд.)

- Пропишите строчку букв прописной и строчной

- А теперь подберите зимние слова, в которых встречаются эти звуки.

(Мороз, берёза, февраль, январь, сорока, декабрь, ветер)

- Запишем их на следующей строке

-На какие группы можно разделить эти слова? Почему? –К какой части речи относятся они?

-Что вы знаете об имени сущ-м?

- Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать в нём?  

-Представьте, что мы входим в заснеженный лес. Что же мы видим?

-В сугробах спрятались слова, прочитайте их. (Слова:  зима, мороз, снег, птицы, кормушка)

-К какой части речи они относятся? Почему?

-На какие 2 группы можно разделить эти слова?    (одуш-е и неодуш-е)

-На какие вопросы они отвечают?

-Давайте с любым из них составим несколько предложений. (сост. предложения)

Отдохнем с тобой дружок,

Ставим руки дружно в бок,

Наклонились влево – вправо,

Влево-вправо, влево-вправо,

Потянулись мы на славу,

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

Комментированное письмо

-Запишем  предложение с комментированием   (у доски и в тетр.)

              Ребята сделали большую кормушку для птиц.

Беседа над предложением

-Для чего ребята сделали кормушку?

-Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?  

-Кто из вас сделал кормушку?

-А из чего вы её сделали?  

-Какой корм вы сыпете в неё?

-Какой частью речи являются слова, которые вы сейчас назвали?

-На какой вопрос они отвечают?

Работа над предложением

-Давайте поработаем над предложением, которое записали.

-Подчеркните главные члены, укажите части речи.

-Птицам нужно помогать, но помните: чёрный хлеб вреден птичкам, сало нужно давать не солёное, а свежее, семечки лучше жареные.

-Послушайте стих-е. которое называется «Как птице перезимовать» и выпишите им. сущ-е, которые вам встретятся, подчеркните знакомые вам орфограммы.

Сугробами засыпаны.

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки!

-Назовите одушевлённые им. сущ-е….

-Какие неодушевлённые им. сущ-е выписали?

Дети отвечают на вопросы учителя

Подбирают нужные слова

Учащиеся дают хар-ку звукам

Выполняют минутку чистописания

Ребята по очереди пишут на доске эти слова

- Одуш-е и неодуш-е и т.д.

Дети выполняют физкультминутку

Записывают предложение с комментированием   (у доски и в тетр.)

              Ребята сделали большую кормушку для птиц.

Подчёркивают главные члены, указывают части речи.

Отвечают на вопросы учителя

Закрепляются знания о имени существительном

Различают од-ые и неод-ые существительные

Закрепляются знания об именах существительных

Оценка и самоконтроль

Наблюдение. Ответы и вопросы

Планирование и контроль

Наблюдение учителя. Вопросы и ответы

Контроль

IV. Работа по теме урока

-Живёт зимний лес. Почему я говорю: живёт? Докажите, что я права-Продолжаем любоваться картинами зимней природы. Будем работать так: я читаю предложения, а вы дополняете их подходящими именами сущ-ми и записываете их в 2 столбика

ед. ч.                       мн. ч.    ( 2 уч-ся у доски)

-Прежде , чем записать слово, покажите карточку: на какой вопрос отвечает  сущ-е?      (кто? или что?)  

Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой ……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………... (грибки и орешки) Стучит по

стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу. 

Проверка.

ед.ч.                                мн.ч.        

заяц                              грибки

лисица                         орешки

дятел

медведь

- Что общего в этих словах?  (все сущ-е)

-Что вы знаете об имени сущ-м?

-На какой вопрос отвечают сущ-е 1 столбика?

- 2 столбика?

Выполняют задание в 2 столбика

Взаимопроверка

Работа с карточками

Ответы детей

Проверка, кон

троль

Наблюдение

V. Закрепление пройденного материала.  Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Работа в группах

-Русский лес зимой очень красив! На хрупких ветвях берёз серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Волшебница-зима вступила в свои права.

-А теперь давайте прочтём предложения  (на слайде):

На белой скатерти сн..гов в..дны сл..ды рыси. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка. На б..рёзе л..жат пуш..стые ша..ки снега. Ветки пригнулись к з..мле от такой тяж..сти.

-Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

- Как озаглавим его?   (Зима в лесу)

3 группа (слабый уровень): списать текст, вставив пропущенные буквы

2 группа (средний уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить текст, обозначить им. сущ-ые

1 группа(сильный уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить и продолжить текст 2-3 предложениями.

Проверка выполненной работы:

3 группа: -Какие пропущенные буквы вставили в словах?

2группа: - Назовите им. сущ-ые

     -Как определили, что это имена сущ-ые?

1 группа: -Прочитайте, какими предложениями дополнили текст.

2.Работа по учебнику (упр.17, с.13)

3.Работа над загадками (поурочные разработки с.212-213)

Работают в группах

Выполняют задания в рабочей тетради

Выполняют задание по учебнику

Формируются умения работы в группах

Контроль

Проверка

Взаимоконтроль

V. Итог урока. Рефлексия. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

 «Выбери пословицу».

Учитель предлагает ряд пословиц.

Например:

  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Ленивому лениться лень.
  • Ученье – путь к умению.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Учащиеся выбирают из предложенных пословиц ту, которая наиболее полно отражает их работу на уроке.(самооценка)

Формулируют собственное мнение.

Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Даёт развернутые ответы

VI.Домашнее задание. 

Комментирование задания

Записать 5слов существительных одушевлённых и неодушевлённых

Записывают в дневники домашнее задание

Планируют выполнение задания

Наблюдение и контроль учителя

Учитель Казакова Любовь Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование знаний о признаках имени прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" ( 2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия об изменении имён существительных по числам, умения определять число имен существительных.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак...