Технологическая карта урока русского языка "Сравнительная характеристика словооизменения и словообразования" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Фадеева Оксана Алексеевна

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО и ориентирована для работы по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в  3 классе по учебнику А.В.Поляковой

Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая цель: способствовать развитию умения отличать словоизменение от словообразования

Планируемые результаты:

Предметные: Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка. Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; вносят необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного.

Коммуникативные: умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины: Понятие о словоизменении. Словообразование – это образование новых слов, при словообразовании создаются однокоренные слова с другим значением и основа в таких словах различная. Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1. Мотивация учебной деятельности

Фронтальная.

словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – всё в порядке.

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,

Проявляют эмоциональную отзывчивость  

Наблюдение учителя        

2. Чистописание

Фронтальная. практический. письмо

—        Запишите, продолжив закономерность: Чч, Щщ, Чщ, Щч

- Что общего между буквами ч и щ 

выполняют письмо по образцу

вырабатывают каллиграфический почерк

Письмо букв, элементов букв

3. Словарно-орфографическая работа

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение

- Прочитайте пословицу «Живи для людей, поживут и люди для тебя».

- Объясните её значение.

- Спишите, подчеркните орфограммы

- Запишите названия зимних месяцев, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

- Составьте и запишите с данными словами предложения

Читают пословицу объясняют её значение. Списывают, подчёркивают орфограммы.

,- Декабрь, январь, февраль.

выполняют задание

Эмоционально воспринимают пословицу. Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других. Принимают учебную задачу

Беседа по вопросам, упражнение

4. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Что такое словообразование?

- Что такое словоизменение?

- Как меняются основы слов при изменении форм одного и того же слова, а как при образовании однокоренных слов?

отвечают на вопросы учителя

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Беседа по вопросам

5. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Вступают в диалог с учителем.

Договариваются и приходят к общему решению

Беседа по вопросам

6. Усвоение новых знаний и способов действий

Коллективная, групповая. Словесный, практический. Беседа, упражнение,

Предлагает коллективно выполнить упражнение 260.

Организует групповую работу

- Запишите данные прилагательные вместе с существительными, от которых они образованы.

Например, лебединая – лебедь.

1 группа: глубинный, аппетитный, шелковый, счастливый, говорливый, нарядный.

2 группа: французский, солдатский, талантливый, обидчивый, лучистый, длинный

3 группа: детский, разговорчивый, ежовый, коллективный, приветливый, речевой.

- Каким способом образованы прилагательные?

- Какие суффиксы вам встретились?

Коллективно выполняют упражнение. Выписывают слова: словоизменение и словообразование.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме

Беседа по вопросам

6. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре улетела.

Осуществляют профилактику утомления

7. Закрепление зияний  и способов действий

парная индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение

  1. Организует парную работу.

- Спишите, раскрывая скобки, выделите приставки

(Под) осинами вырос

Красный (под) осиновик.

(По) дорожке мы гуляем,

(По) дорожник собираем.

(Под) солнечник (под) солнышком

Весь день глядит на солнышко.

(Под) берёзку загляни,

(Под) берёзовик найди.

  1. Предлагает самостоятельно выполнить упр. 261

Читают предложения, списывают, раскрывая скобки, выделяют пристаки

2. При помощи суффиксов образуют однокоренные существительные с уменьшительным или ласкательным значением. различают словоизменение и словообразование

Принимают и сохраняют учебную задачу на данном

этапе. Умеют контролировать действия партнёра. Используют речь для регуляции своего действия

Упражнение,

8. Подведение итогов урока. Рефлексия. домашнее задание

Фронтальная. Словесный.

Беседа, объяснение учителя

- Что нового узнали на уроке?

- Закончите предложения:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • Было трудно…

Упражнение 263

Отвечают на вопросы.

Слушают объяснение учителя. делают соответствующие записи.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

принимают учебное задание

Беседа по вопросам. Саморегуляция. Упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс

Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи;            2)расширить представление учащихся о значении глагола...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...