Урок-исследование по русскому языку «Неизвестное и известное». Слово «счастье»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Волкова Ирина Александровна

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Неизвестное и известное. Слово "Счастье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_schaste.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 4 класс, тип урока – урок рефлексии.

Тема: урок-исследование «Неизвестное и известное». Слово «счастье»

Цель: создание условий для творческой работы над словом

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебной задачи;

-готовность целенаправленно использовать  знания, умения и навыки  в учебной деятельности;

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия  в громкоречевой и умственной форме;  

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; обобщать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания,

- задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- организовать повторение о грамматических функциях имени существительного;

- познакомить со способом  творческой работы над словом;

- совершенствовать коммуникативные навыки общения при работе на уроке;

- совершенствовать навыки контроля и самоконтроля при выполнении практических заданий над словом..

Оборудование: Smart доска, ноутбук учителя, проектор, задания, построенные в программе Notebook, листы с планом по составлению «Биографии слова»,словари

Технологии: системно-деятельностного подхода, компьютерные, здоровьесберегающие.

Методы: частично-поисковый,  самостоятельная работа, беседа.

Формы: парная, фронтальная, групповая.

1.Оргмомент.

Цель: формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в учебной деятельности, на овладение способами деятельности.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. 
А счастье всюду. Может быть, оно 
Вот этот сад осенний за сараем 
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем 
Встает, сияет облако. Давно 
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, 
А счастье только знающим дано.
(страница 1 со шторкой)

- Сегодняшний урок обещает быть очень интересным и увлекательным, потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование.

- Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое). 
- Ребята, хочу предложить вам  сегодня на уроке стать исследователями.
- Чем хотели бы заниматься на уроке?

- Какие задачи ставите для себя на этот урок?

Психологическая установка на работу, эмоциональный настрой, снятие напряжения.

Создание у детей хорошего настроения, их включение в совместную деятельность («хочу»). Формирование самоконтроля.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: планирование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Этап актуализация знаний.

Цель: формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников, создание для учащихся «ситуации успеха».

- Чтобы определить  предмет нашего исследования  отгадайте загадку и попробуйте назвать этот предмет: 
«Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?» (
Слово).

- Правильно, ребята, это слово. 
 А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». Как вы думаете, почему? (Высказывания детей). 
- Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово».

Но слово это не простое, а очень важное и нужное.



Коммуникативные УД: навыки учебного сотрудничества, форма ученик-ученик; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Формирование познавательной мотивации.

Познавательные УД: структурирование знания, логические операции анализа и синтеза, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УД: коррекция.

Личностные УД: смыслообразование. нравственно-этическое оценивание.

Воспитательный аспект урока.

3. Этап проблематизации, целеполагания и планирования. Постановка учебной задачи.

Цель: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретно практической задачи в УЗ, к планированию предстоящей работы.

- Посмотрите на доску  и составьте  из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово.                       

Ч С Ь Е С Т А (страница 2)

 - Верно, ребята, это слово «СЧАСТЬЕ». И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка. 
- Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения. 

Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Постановка учебной задачи.

Мотивационный компонент учебной деятельности: формирование познавательной мотивации через элемент дидактической игры.

Развитию операционного компонента учебной деятельности – формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

4. Этап концептуализации знаний. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

Цель: подведение учеников к овладению обобщёнными отношениями в рассматриваемой области знаний, к овладению новыми способами деятельности.

1)- Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого сейчас вам нужно назвать по 2 пословицы о счастье и объяснить их. (Дети называют и комментируют свои пословицы). (страница 3)
- Молодцы, справились с заданием. Всем вручаются карточки – разрешения для исследовательской работы на уроке. (Раздаются карточки-разрешения они же помощницы).

- Ты живешь в мире слов. Каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек оно рождается, растет, стареет и умирает. Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка.

- Раз уж мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова СЧАСТЬЕ.

2)На партах план работы  (страница 4)

Мы будем составлять БИОГРАФИЮ СЛОВА по такой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова.

3. Подбор однокоренных слов.

4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.

5. Фонетический разбор слова.

6. Орфография слова.

7. Морфологический разбор.

5. Слово "СЧАСТЬЕ" во фразеологических оборотах.

3) Исследования по различным разделам языка.

страница Лексика
Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. 
Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Однако не всякие Все ли звуки будут словом? Попробуйте доказать это или опровергнуть. Сделаем вывод.

(Вспомните известное стихотворение И.Токмаковой:

А я придумал слово, простое слово «плим»…
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим
И ничего не значит – плим, плим, плим.

- «Плим»- это слово? (Нет).

- Почему?)
- Не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Помимо звуковой оболочки слово должно иметь лексическое значение, т.е. смысл.

- Что же обозначает слово СЧАСТЬЕ или прилагательное от этого слова – СЧАСТЛИВЫЙ? (Ответы детей)
В «Толковом словаре русского языка» Ожегова найдите определения слова СЧАСТЬЕ.
(
работа по группам в толковых словарях)
- Вы назвали несколько значений слова СЧАСТЬЕ. Значит, это слово
 многозначное. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений.
(Статья из «Толкового словаря…» Ожегова)

СЧАСТЬЕ, -я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье  созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье.

 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (поел.). * К счастью или по счастью, вводи, ел. - выражает удовлетворение по поводу чего-н.

СЧАСТЛИВЫЙ, -ая, -ое; счастлив и счастлив. 1. Полный счастья, такой, к-рому благоприятствует удача, успех; выражающий счастье. Счастливая жизнь. Счастливое детство. Если хочешь быть счастливым, будь им (шутл.). Счастлив, как дитя. Счастливое лицо. С. игрок (удачливый).

 2. Приносящий счастье, удачу, С. билет. Счастливая рука у кого-н. (говорится о человеке, чьи действия, почин приносят удачу; разг.).

 3. Благополучный, удачный. Счастливого пути! и Счастливый путь! (прощальное пожелание отправляющемуся в путь). Счастливая мысль. С.конец повести (благополучная развязка). Счастливо (нареч.) отделаться от чего-н. (удачно избавиться от чего-н. неприятного; разг.). 

4. счастливо! Пожелание удачи при прощании (разг.). * Счастливо оставаться (разг.) - прощальное приветствие остающемуся.


- Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: «Это книга».

-  А можно ли изобразить СЧАСТЬЕ? Как?

- Какие слова можно изобразить? (Дерево, ребенка, сапоги и т.д.) Все эти существительные обозначают конкретные предметы, их можно пересчитать. Поэтому их так и назвали – конкретные существительные. К ним можно подставить количественное числительное, например, 2 сапога, 5 тетрадей и т.д.

-А к нашему слову можно подставить числительное и посчитать? Попробуйте.

- Не получается? Так вот такие существительные называются отвлеченными. Они употребляются, как правило, в форме только одного числа – либо множественного, либо единственного.
- Но все-таки мы с вами попробуем  с помощью художественных средств изобразить СЧАСТЬЕ. (Дети рисуют).

- Посмотрите внимательно на рисунки. Большинство из вас выбрали рисование добрых улыбчивых  лиц. Почему? (Человек, испытывающий  счастье красив и улыбчив.)

(страница  Этимология со шторкой)

- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются?

- Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология.

Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов.

"Этимон" - истинное, исходное значение слова.

"Логос" - учение, наука.

- Впишите термин "этимология" в свои рабочие тетради.

- Прочитайте заметку из этимологического словаря, дайте ответ, как образовалось слово счастье.

Из этимологического словаря:

Что такое счастье? Русское слово счастье имеет тот же корень что слова часть. Счастье - это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. В славянской мифологии воплощением счастья выступала Доля. Иногда в фольклоре упоминается и Недоля, которая, наоборот, лишает человека удачи. А что же значит приставка с? На этот вопрос помогает ответить древнеиндийский язык санскрит, который, как и русский, произошел от индоевропейского праязыка. В санскрите есть приставка su - «хороший». Если kavi - «поэт», то su-kavi - «хороший поэт», pati - «супруг», а su-pati - «хороший супруг». Так что структура слова счастье отражает его значение.

  • (страница  Словообразование)

- Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Это наука о языке, которая изучает ЧТО? ( образование новых слов ).
- Напомните, из чего могут состоять слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Без какой части слово не может существовать?
- Какие слова называются родственными или однокоренными?
Проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову. (Работают самостоятельно, затем через 2 минуты проверяем)

  • (страница  Фонетика)

- Отправимся дальше. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.
- Посмотрите внимательно на слово СЧАСТЬЕ и скажите, сколько звуков  вы слышите?
Сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто прав. (Один ученик у доски)

-Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово? Страница Орфография.  Посмотрим на слово с точки зрения ОРФОГРАФИИ.

- Что изучает этот раздел науки о языке?
Орфография изучает правила написания слов.

страница  Морфология 

- Что исследует раздел МОРФОЛОГИЯ? Это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов . Какой частью речи является слово СЧАСТЬЕ? (Существительным)
На доске схема  разбора имени существительного.

- Выполните разбор в рабочих тетрадях (У доски 1 ученик).
СЧАСТЬЕ – сущ., предмет.

  1. Н.ф.- (Что?) счастье
  2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, средний  род.
  3. Непостоянные признаки: ед. ч. (употребляется только в форме единственного числа, т.к. это отвлеченное имя существительное)

  • ( На доску: Фразеология)

Фразеологизм – особое сочетание слов. В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетание в целом.
- Обратимся вновь к словарю. Статья «счастье».  (Дети читают, объясняют).


СЧАСТЬЕ. 

 Считать, почитать за счастье (что-л. делать). — Знаете ли она, что есть человек, который счел бы за счастье сидеть с нею в одной комнате? Гаршин.

 Счастье везёт, привалило и т.п. кому-л. (разг.). . — Давно он зарился на моих голубей... а теперь вот счастье неожиданно привалило. В.Беляев.

 На счастье (датьприслатьсделать и т.п. ) — чтобы был успех, удача, чтобы повезло кому-л. —[Полина:] Позвольте вам на ручку надеть кольцо, на счастье. А.Н.Толстой. — Черные тараканы, которые бабка нарочно — на счастье — принесла к нам, шуршали на голодной плите. Каверин.

 Слепое счастье— Только слепое счастье избавит армию Меншикова от истребления. Станюкович.

~ Попытать, попробовать и т.п. счастья (счастье) — см. попытать.


- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Личностные УУД : формирование учебной мотивации.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Частично-поисковый метод.

Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучения понятия

Составление основы ориентировочной деятельности (второй этап по теории П.Я. Гальперина).

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Работа в группах способствует формированию коммуникативных УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, а также создается ситуация успеха для слабых и средне-слабых учащихся, которые тоже ощущают свою значимость.

Исследовательский метод: дети  самостоятельно анализируют учебный материал, что способствует развитию познавательной мотивации. Частично-поисковый метод: система вопросов и заданий в подсказке  ориентирована на самостоятельное разрешение проблемы. Предполагается, что дети самостоятельно с помощью аналитического плана решат проблему и подойдут к выводу.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, умение работать в малой группе.

Работа в группах.

Работа в группах.

Работа в парах

Этап рефлексии. Рефлексивно-оценочная деятельность.

Цель: оценка  учащимися своей учебной деятельности.

Мы сегодня рассмотрели с вами слово СЧАСТЬЕ  с разных точек зрения. С точки зрения каких наук? (Читаем)

- Чему учились на уроке?
- Благодарю
 за помощь!

- Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю.

Сегодня я узнал…

Было интересно …

Я почувствовал …

Я понял, что ..

 Теперь я могу…

Я попробую …

Меня удивило…

Мне захотелось …

Я научился ..

Было  трудно…

 

Формирование выводов по новой теме. Ситуация выбора и создания успеха.

Регулирующий   компонент учебной деятельности: рефлексия. Операционный компонент: обобщение с помощью зрительной и слуховой памяти.

Регулятивные УУД: формирование у детей саморегуляции: способности к рефлексии, к  планированию собственной деятельности, формирование адекватной и прогностической самооценки.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности.

 Осуществление обратной связи.

В завершении урока фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»

Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Урок – исследование «Неизвестное и известном». Слово «счастье».

Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.Познакомить с назва...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...