Урок русского языка в 4 классе. Обобщение по теме "глагол".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе. Обобщение по теме "глагол". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx49.77 КБ
Office presentation icon shablon_draganddrop_1.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 4-м классе.

Учитель: Дубовицких Марина Викторовна

Государственное Бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «образовательный центр»  с. Борское муниципального района Борский Самарской области.

УМПК: «Начальная школа 21 века»

Издательство: М.:«Вентана – Граф», 2010.

Тема урока:   Глагол. Повторение и обобщение изученного материала в 4-м классе

Номер урока

Тип урока: Повторение и обобщение изученного материала в 4-м классе

 – 40 минут

  • Цели и задачи  урока: обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи;
  • развивать лексическую и орфографическую зоркость;
  • умение проверять безударные окончания глаголов;
  • развивать мышление, речь, внимание, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование

Деятель-ность учащихся

Деятельность учителя

1.Доска

1.Запись числа

Тема:

1.Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка, открываем тетради, садимся правильно и записываем  число

2.Вводная беседа.

Сегодня у нас урок – обобщение по теме, а тему  урока вы узнаете, разгадав кроссворд.  Тема зашифрована в ключевом слове кроссворда.

2.кроссворд

Слайд№1

Слайд№2

Словарная работа.

Дорога, библиоте-ка, аллея, город, хозяйство, коллектив.

Ребята, откройте тетрадь. Вы будете записывать слова в тетради.http://festival.1september.ru/articles/520308/img1.jpg

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения.   (дорога)
  2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.  ( библиотека)
  3. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим  её сторонам. (аллея)
  4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. (город)
  5. То же, что и экономика. (хозяйство)
  6. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. (коллектив)

-А ключевое слово по вертикали под цифрой 7. Итак, это слово - глагол.

Ответы детей

-Что такое глагол?

Ответы детей

А сейчас мы поиграем в  грамматическую игру «Да-нет».

Игру проводит учитель.

а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Все глаголы изменяются по числам.
в) Все глаголы изменяются по родам.
г) Глагол изменяется по временам.
д) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.
е) Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.
ж) Есть  глаголы 3 спряжения.
з) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».
и) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.

-Молодцы, ребята, хорошо справились со вторым заданием

4.слайд№4

Дети:
-К имени существите -льному

4.Самостоятельная работа.

Дети :  
-Гореть, желать, сверкать
 Дети:
-Стоят в начальной форме, отвечают на один вопрос
 Дети:
-Блестеть, сиять, искриться, светиться
-Нет.

 Слово «сверкать» надо разобрать по составу и ещё придумать с ним предложение

Запись на доске и разбор по членам предложения

- А теперь третье задание.
- К какой части речи относятся словарные слова, которые мы с вами написали в    кроссворде?


-А теперь среди словарных слов найдите и запишите только глаголы. Откройте словарь в учебнике

Учитель  :
- Какие слова вы записали?

Учитель :
-Чем похожи эти слова?

Учитель:
-Какой глагол лишний?

Дети: - Желать. Гореть, сверкать слова-синонимы.

Учитель:
-В толковом словаре Ожегова написано: «Сверкать-ярко  сиять переливчатым светом» 
-А какие ещё слова-синонимы можно подобрать к этому слову?

Учитель:
-Давайте запишем эти слова.
-Мы все задания выполнили по словарной работе?

А я нашла у К. Паустовского предложение со словом «сверкать». 
«Одинокая яркая звезда сверкала над лесами». Запишите это предложение с комментированием.

Слайд№5

Работа в тетради.

Работа в группах

 -А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить как вы умеете определять время глагола.

Все слова, которые записаны на доске, распределите в три столбика по временам.

Наст.в

Буд.в

Прош.в

видит

топчешь

смотритслышит

сушишь

работаетсидит  

начнет

упадет

бросит

заплатим

заплачешь

Верил

клеил

строил

сияло

сеяли

таяли

Поменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа

 

Физкультминутка

Дети:
-Это личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. - Дети говорят: 
«ете, ут,ют, ите, ат, ят».
Дети записывают в тетради.

Это упражнение по чистописанию! Ребята, чем оно интересно? 
Ешь ет ем …
Ишь ит им..

Учитель:
- Спишите это упражнение и допишите недостающие окончания 1 и 2 спряжения.
- Какие окончания надо дописать?
Учитель записывает на доске.

Слайд№6

Работа с графиком

-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График». 
(Детям раздаются листочки с системой координат)

http://festival.1september.ru/articles/520308/img2.jpg

Учитель:
- Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.

1.В.
смотрит 
строишь 
едем 
думает
красит 
бегаешь 
чертит 
сияет 
ругает 
зеленеет 

http://festival.1september.ru/articles/520308/img3.jpg

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет 
схватит 
плавает 
делает 
оденут

-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:

Самостоятельная работа:
-Работаем с перфокартами.

(Самопроверка.)

7.Задание. Самостоятельная работа.

2.Ученик:
-Работаем с перфокартами. Вставьте пропущенные окончания.

(Самопроверка.)

-Какое окончание вставили?
-У кого другое?
-Объясните, почему?

-Ой, что-то здесь непонятно.


-А тут одно слово выпало. Да вот оно! Это частица –не!

- Дети называют правило о правописании частицы «не» с глаголом.

Объясните, как вы понимаете пословицу?

Без труда   вытащишь и рыбку из пруда.

-Ребята, а как пишется частица  «не» с глаголом?.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Послушайте задание. Запишите глагол «не вытащишь» Откройте учебник на странице 253 и разберите это слово, как часть речи.


-Комментирует 

9.Итог урока

 

Слова на перфокартах

Стро..т,  ед..шь,  вер..шь, смаж..м,  кол..шь,  бре..т,  посад..т,  гон..т,  дыш,.шь, урон..м.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de Д О Р О Г А Б И Б Л И О Т Е К А А Л Л Е Я Х О З Я Й С Т В О К О Л Л Е К Т И В Г О Р О Д

Слайд 3

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Слайд 4

«Сверкать - ярко сиять переливчатым светом»

Слайд 5

Сверкать –- блестеть, сиять, искриться , светиться Подбери синонимы

Слайд 6

Настоящее время видит топчешь смотрит слышит сушишь работает сидит Будущее время начнет упадет бросит заплатим заплачешь Прошедшее время верил клеил строил сияло сеяли таяли

Слайд 8

Вставь пропущенные буквы Стро..т, ед..шь, вер..шь, смаж..м, кол..шь, бре..т, посад..т, гон..т, дыш,.шь, урон..м. и е е е и и и е и и

Слайд 10

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс. "Обобщение знаний о падежах".

Тема урока: обобщение знаний о падежах, 3 класс. программа "Школа России".Цель урока: закрепить знания я о падежах имён существительных;Задачи:Обучающие:·           ...

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке....

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Изменение имен существительных по падежам»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Изменение имён существительных по падежам" УМК "Перспектива"...