«Обобщение об известных опасностях письма. Тепло родного дома» Интегрированный урок по русскому языку в 3 классе по программе «Гармония»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шурова Людмила Симоновна

 Урок обобщения и закрепления изученных знаний, подготовительный к диктанту.Это  урок-игра "Умники и умницы".  На уроке был создан эмоциональный настрой. Было дано значение слова "дом". Какое емкое, многозначное слово «дом». Дом – это вселенная, место, куда вселились люди вместе с нужными им вещами, растениями, животными.   Всякий дом – это постройка, здание. Многие здания – это жилища. Но не все здания и жилища – это дом. Дом – это семья Дом – это хозяйство. Жизнь в доме, в семье тоже строится, как и сам дом.   Тем самым был вызван интерес к работе. Ребенок может сказать: «Хочу!» - создан мотив работы.

Но встает другой вопрос: «А могу ли я?» Чтобы ребенок мог ответить на этот вопрос учитель помогает своим ученикам и проводит актуализацию знаний – повторение ранее изученного материала, который направлен на тему урока. Схемы опоры помогали тем, кто на уровне: «Знаем – повторим. Не знаем – узнаем».

 

Теперь ребенок может сказать: «Могу!» Задания, которые предлагались учащимся на уроке, соответствуют их возрасту и знаниям.  Помимо тренировочных знаний использовались упражнения творческого характера, развивающие.   Все это стимулировало работу учителя и учащихся. Активность учащихся возрастала по мере проведения урока. Ученики постоянно стояли перед выбором.  Формы и методы, используемые на уроке могут пригодиться учителям при подготовке уроков гна повторение и закрепление орфограмм корня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обобщение об известных опасностях письма. Тепло родного дома»

Интегрированный урок по русскому языку в 3 классе по программе «Гармония»

Шурова Людмила Симоновна, учитель начальных классов ВКК  МБОУ “Гимназия им. И.С.Никитина» г. Воронежа, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного проекта «Образование», «Почетный работник

Цели:

а) дидактические:

  • формирование орфографической зоркости;
  • закрепить знания о лексическом значении слова – это главное в слове. Без значения нет слова, нет речи;
  • наблюдение над многозначностью слов;
  • упражнять в подборе однокоренных слов;
  • развивать фонематический слух, умение делать звуко-буквенный анализ;
  • отрабатывать умение находить части слова, участвующие в образовании новых слов.
  • Познакомить учащихся с понятием русская изба как традиционного русского жилища:

б) развивающие:

формировать познавательные процессы: память, внимание, речь, мышление, смекалку, умение сравнивать, сопоставлять, находить сходства, отличие, способность к аналитической деятельности, творческую и познавательную активность

в) воспитывающие:

  • воспитывать интерес к окружающему нас миру, слову, богатству русского языка на примере межпредметных связей;

              - воспитывать любовь к Родине, ее традициям и народной культуре

Организационный момент

Мы сегодня на уроке поиграем в игру под названием «Умники и умницы». Эта игра для всех. В ней нет зрителей. Вы ее участники. Послушайте правила игры. Чтобы получить орден «Умника», вы должны ответить на поставленные вопросы. Получив орден, вы становитесь «теоретиками». Но на путь практика вступают лучшие из лучших. Каждый лучший теоретик пойдет по своей «дорожке практики». И если он справится с заданиями на своем пути, то станет финалистом. Итак начнем встречу в интеллектуальном клубе.

Мы будем подниматься по лестнице знаний. Первая наша ступенька:

«Знаем – повторяем.

Не знаем – узнаем».

(учитель прикрепляет ступеньку на магнитную доску)

II. Актуализация знаний

 – Что такое опасности письма?

(  Это опасное место в слове, где можно допустить ошибку.)

            – Какие главные опасности письма вы знаете?

           ( Безударные гласные, парные по глухости и звонкости согласные, непроизносимые       согласные, удвоенные согласные;)

 – В какой части слова встречаются эти опасности?

          ( В корне слова)

             – Что такое корень слова?

( Общая часть родственных слов, которая хранит в себе общее значение всех слов семьи, называется корнем)

 – Что мы знаем о правописании корней в родственных словах?

(Корни родственных слов пишутся одинаково.)

 – Как проверить безударную гласную в корне слова? Парную согласную?

 ( Чтобы правильно выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Найти его поможет:

  1. Изменение проверяемого слова (по числам, по команде вопросов)
  2. Подбор однокоренных слов)

(С опорой на схемы за каждый правильный ответ ученики получают орден.)

- Итак, чтобы избежать опасности письма, для орфограмм корня нужно такое проверочное слово, в котором корень тот же, но опасное место стало безопасным.

III. Поднимается на следующую ступеньку нашей лестницы знаний:

«Что в слове главное?»

 – Ребята, что в нашей речи главное?

( В нашей речи главное слово.)

 – А в слове?

 ( Его значение.)

 – Правильно, нет слова, нет значения, нет смысла – нет настоящих слов, нет настоящей речи.

От значения часто зависит даже то, как нужно сказать и написать слово. Сейчас мы поработаем со словом и убедимся в его многозначности.

Ребята, отгадайте загадки:

        Книги- раздвиги о четыре листа,

                                                   а середка пуста.        (Изба, дом)

         

Курица на курице,

А хохол на улице.      (Изба, дом)

 – Какое значение имеет это слово в загадке?

(  Постройка, здание.)

 -  А в каких еще значениях можно употребить слово «дом»?

( Жилище. В нем идет жизнь.)

-  Дом – это вселенная, место, куда вселились люди вместе с нужными им вещами, растениями, животными. Есть такое слово домочадцы. Первая часть его вам понятна. А вторая – «чадцы» - связана со словом «чадо» - дитя, ребенок. «Домочадцы» - это дети дома. Причем не только ребятишки, но и взрослые. Дом прочно соединяет людей общими заботами и работами.

( Дом – это семья.)

 -  Всякий дом – это постройка, здание. Многие здания – это жилища. Но не все здания     и жилища – это дом. Дом – это семья. Такое значение слова отразилось в выражении дружить домами. Это значит дружить семьями. У слов «постройка» и «здание» такого значения нет.

 – Ребята, послушайте внимательно и найдите в моем рассказе другие значения слова «дом».

         Дом – это хозяйство. Жизнь в доме, в семье тоже строится, как и сам дом. В старину об этом была написана целая книга. Она так и называется «Домострой». Учила книга наших предков тому, как управлять хозяйством в доме. До сих пор у нас есть слово «домоводство» - ведение хозяйства в доме. Наука важная. О том и пословицы молвят: Всякий дом хозяином держится. Не наряд жену красит, а домоводство.

          Мудрая книга «Домострой» учила и как строить отношения в доме, в семье: между мужем и женой, между родителями и детьми. Это тоже очень важно. Ведь само домоводство, домашнее хозяйство от  этого зависит.

          Издавна люди считали: тот, кто содержит в порядке свой дом, свое хозяйство, может поддерживать порядок и в родном крае, в стране. Недаром говорится: «Земля – наш дом», «Родная страна – наш дом».

- Итак, какие же значения слова «дом» вы узнали?

(Ответы детей, получение орденов)

 – Посмотрите, какое емкое, многозначное слово «дом». Пора записать это чудесное слово, и мы поднимаемся на следующую ступеньку нашей лестницы:

«Пройдем по тропке»

IV. Чистописание

- Тропа – это наша строчка. Догадались, какую букву мы будем писать сегодня?

(Букву Д д.)

(Учитель на доске показывает образец написания буквы и соединений.)

- Давайте запишем слово «дом», «домик»

 – Ребята, а есть ли в этих  словах опасные места?

( В слове «домик» безударная гласная  в суффиксе - ик. Чтобы правильно выбрать нужную гласную,  изменим слово по команде вопроса. Нет чего? Домика. Гласная не выпадает. Пишем букву и.)

 – Давайте проведем звуко-буквенный анализ этого слова.

[д]  - д

[о]  - о        Взаимопроверка в парах. У кого без ошибок – орден.

[м’] - м

[э]   - и

[к]   - к

___________

Зв. -5; б-5

V. Физкультминутка

Две сестрицы, две руки

Рубят, строят, моют.

Дружно полют сорняки

И друг дружку моют.

Тесто месят две руки –

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(Ученики выполняют движения, изображая работу рук)

VI. Поднимаемся отдохнувшими, с новыми силами на следующую ступеньку нашей лестницы:

 «Собираем родственников.

 Словесный конструктор».

- Мы с вами узнали многозначность слова «дом», а теперь соберем родственников, придумаем однокоренные слова. А какие слова называются родственными?

( Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов обязательно есть общая часть, в которой хранится их общее значение (орден)

(В придуманных словах выделяем части слова. Эти слова пишутся учениками на доске и в тетрадях)

Дом, домишко, домик, домашний, домовитый, домовничать, домосед, домострой, домовладение, домовладелец, домочадцы, домоуправление, домофон, домовой.

Проверка -  фронтально. Аукцион.

(Орден тому, кто последний назовет слово. Объяснение значений некоторых слов.)

           - Посмотрите, ребята, сколько мы еще придумали замечательных слов, связанных со словом «дом». Как богат и разнообразен наш родной русский язык!

VII. Поднимаемся на следующую ступеньку нашей лестницы –

 «Своя хатка – родная матка»

 - Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о русской избе, изучая «Народоведение. Родная земля».

(На доске рисунок или макет русской избы. Дети рассказывают и показывают)

1уч. Русская изба – это одна большая комната. Самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже поговорка была: «Плясать от печи» ( то есть начать с главного) При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно.

2уч. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил  печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю и. т. д. Такой русская печка дожила и до наших дней.

3уч. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. В печи сушили одежду, обувь , грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано  ребятам на русской печке! На печке грели свои косточки старики. В печи можно было даже мыться. Печь занимала почетное место в доме, относились к ней с уважением.

4 уч. У окна, поближе к свету стояла прялка, а рядом к потолку подвешивалась колыбель – зыбка. У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали ложки и миски, долбили ковши, плели лапти, туеса, корзины. Каждая вещь несла в себе красоту и пользу.

- Ребята, откройте учебник «Народоведение. Родная земля» на странице 52-53 и узнаем, что еще было в избе.

(Ученики читают в учебнике М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение. Родная земля» тексты)

Бабий кут. Хозяйский кут.

Кут, куток – это угол. Место между печью и стеной с окном называется «бабий кут». Его часто отделяют от остальной избы цветастой занавеской или дощатой расписной заборкой, иногда посудным шкафчиком отгораживают. Хозяйничают здесь женщины: стряпают, прядут, шьют

Напротив – хозяйский кут, место, где работает глава семьи. Чего в хозяйстве не доставало – все мог сделать хозяин. Спал хозяин на конике – лавке у двери. Конец такой лавки тоже был вытесан в виде головы коня. Это добрый страж дома. Так же как и сам хозяин.

Красный угол

Часть избы, которая пользовалась самым большим почетом, называлась большим или красным углом. Об этом и загадка говорит: Четыре брата годами равные, один главный.

Если печь стоит слева от входа, красный угол – передний справа. И наоборот. Но всегда старались, чтобы он на восход смотрел, на ясное солнышко.

Красный угол – самое светлое место. Освещают его три красных лицевых окна.  Вверху, на полке – божнице – иконы, перед ними лампадка. Под божницей: Четыре братца под одним покровцем стоят. Это стол.

Лавка вдоль передней стены тоже называлась красной. Место на этой лавке в красном углу называется большим или княжецким. Сюда сажали самых почетных гостей. За обедом или ужином большое место занимал старший в семье: дед, отец или старший брат.

Здесь сидеть значит высоко сидеть. А чем дальше по красной лавке от большого места, чем ближе к бабьему куту – тем ниже. Лавка была с красивой опушкой – тесаными фигурными свесами – краями.

VIII. Подведем итоги. У кого сколько орденов?

Выбираем лидеров. Они выбирают себе дорожку.

Красная – самая короткая. На ней нельзя ошибаться ни разу.

Желтая – длиннее. На ней можно ошибиться один раз.

Зеленая – самая длинная. На ней можно ошибиться 2 раза.

Дети выбирают дорожки и выполняют свои задания.

IX. Весь класс поднимается на следующую ступеньку:

 «Решаем орфографические задачи».

Желтая дорожка

 Вставить пропущенные буквы, объяснить опасные места.(Карточки)

Сем?я – это целый мир. (У) сем?и есть б.льшак. Он бол?ше всех знает,

 (по)нимает, умеет. И бол?ше всех  (за) все (от) в.чает.  Он  (.б)учал                       мал?ч.ков              мужской работе.

Все женские д.машние дела (р.с)пределяла среди женщин (в)доме б.л?шуха. Б.л?шак – г.л.ва, а б.л?шуха – сер?це с.м?и. Б.л?шак – дер.во, а б.л?шуха- крона. (П.д) их защитой (в) доме и стар и мал.

Зеленая дорожка.

 Соедини части пословиц. Некоторые объясни. (На доске, на карточках)

На что и кла.,                        как холодно, все к ней собираются.

Вся семья вместе,                        и землю превращает в зол.то.

Семья – печ?ка:                        коли в семье ла..

Дружная семья                        так и душа на месте.

В семье любовь да совет,                так и нужды нет

Семья крепка ладом.

Красная дорожка.

- А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой вашего рассказа станет синквейн.

        Учитель записывает понятие на доске.

        - Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором               человек       высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.

        Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

        Учитель открывает запись на доске.

        Порядок написания синквейна

        Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

        Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

        Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

        Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

        Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

- Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.

        Дети пишут стихи.

        - Прочитайте, что у вас получилось.

        1) - ( Дом

        Надежный, любимый.

        Охраняет, оберегает, защищает.

        Он нужен каждому.

        Любовь.)

        2)- (Дом.

        Красивый, надежный.

        Защищает, обогревает, любит.

        В доме уютно.

        Это главное).

Х  - Ребята, кто нашел все опасности письма? Молодцы! Вы поднялись на самую верхнюю ступеньку:

 «Теперь я знаю и умею»

 Вы научились преодолевать орфографические опасности. Большинство из вас готовы к диктанту.

        - Так что же такое дом?

        ( Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания…)

        -  И само слово «Родина» начинается здесь, в доме… Всё от этого корня, от дома отца, сработанное своими руками, на своей земле, в своей (и только тогда и своей) стране…

Рефлексия:

                                        

Учитель размещает на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.

      -  Вот мы построили дом, в котором тепло.

        Соберите в ладони свое тепло.

        Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом.

        -  Все старательно, с умом

Берегите общий дом

Под названием Земля,

Где живем и ты, и я!

 Молодцы! Вы поднялись на самую верхнюю ступеньку: «Теперь я знаю и умею»

Вы научились избегать орфографические опасности. Большинство из вас готовы к диктанту.

Выставление оценок

Оборудование урока:

  1. Опорные схемы
  2. Лесенка знаний
  3. «Орден шелкового умника»
  4. три дорожки – красная, желтая, зеленая
  5. Учебники  М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение. Родная земля»

            3    класс

  1. Карточки с заданиями
  2. Рисунок русской избы
  3. Бревна, для строительства дома (обобщение)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Урок по русскому языку 1 класс по программе "Школа 2100"

" Тема урока: "Слоги и ударение".Урок разработан в свете ФГОС НОО.Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 1 классе.Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового з...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"...

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....

Открытый урок по русскому языку 2 класс по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"...