Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Масюкевич Светлана Николаевна

Урок по русскому языку во 2 классе Школа России по Канакиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka_.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность

учителя

1.Создаёт эмоциональный настрой на урок.  

Встаньте ровно и красиво

                                         прозвенел уже звонок,

                                         Сядьте тихо и неслышно

                                         и скорей начнем урок.

- Сейчас у нас урок русского языка -сложный, требующий вашего старания, стремления к  знаниям, внимания, аккуратности и хорошего настроения.

- Улыбнитесь солнышку, мне и друг другу. Покажите своё настроение при помощи смайликов.

2. Проверяет готовность детей к уроку.

- Проверьте всё ли на столе в порядке?

- Книжки, ручки и тетрадки?

- А ещё нам поднимут настроение и порадуют ребята.

- Послушаем внимательно, что приготовили они нам.(Звучит музыка Чайковского  «Вальс цветов». Двое учеников читают стихи)

1 ученик.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

2 ученик.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы- и зима настала.

- Что вы себе представили, слушая данные стихи?

  1. Чистописание.

Учитель предлагает задания, показывает образец написания.

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

- Начнём с минутки чистописания.

Пришла зима. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе  подружек-снежинок. Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой  узор поможет вам овладеть скоростью. Пропишите одну строчку снежных узоров.

- Прочитайте слова на экране ( ЗАПАД, ЗЕМЛЯНИКА)

-Составьте из букв этих слов новое  слово.

Первая буква – первая буква  слова «запад»;

Вторая буква – ударная гласная слова «земляника»

Третья обозначает согласный, звонкий, твердый звук слова «земляника»

Четвертая- ударная гласная в слове «запад»

-Какое получилось слово? (зима)

- Зима пожаловала к нам в гости на урок.

1.Актуализация знаний.

-Подберите однокоренные слова к слову «зима»

-Почему эти слова мы называем однокоренными?

-Какое слово проверочное?

-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих словах?(и,ь)

-Спишите, выделите корень, подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом.

  1. Словарная работа

Учитель предлагает задание для словарной работы.

- Зима приготовила для вас свои зимние слова. Отгадайте их:

1) Первый зимний месяц называется… (декабрь)

2) С этого месяца начинается год… (январь)

3) Последний зимний месяц… (Февраль)

4)Верхняя одежда. Без него зимой не ходят… (пальто)

5) -И мальчишки, и девчонки

очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким,

не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)

6)Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – 
(снегиря.)

-  Прочтите слова, которые  вы записали в тетрадь, что  в них одинакового? Что это за слова?

- Есть среди них слова с мягким знаком на конце слова? Прочитайте.

- А слова с мягким знаком в середине?

3. Целеполагание.

Подводит учеников к формулировке цели урока.

- Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Откройте с. 124 учебника и посмотрите, верна ли ваша догадка? Поставьте перед собой цель на этот урок.

- Прочтите как нам формулирует это правило Мудрая сова на с.124 учебника.

- Хотите уметь грамотно писать слова с мягким знаком? Это вам обязательно пригодится в жизни. Тогда движемся к намеченной цели.

1 Особенности мягкого знака.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак особенная и талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали ?

- у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова

– не имеет заглавной буквы.

Учитель читает стихотворение:

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

ЭТО СДЕЛАЛ  МЯГКИЙ ЗНАК!

-А как он это сделал?

1.Работа в парах.

Игра «Фокусник».

Учитель объясняет задание.

- Наш друг – мягкий знак приглашает нас в цирк, где он работает фокусником. Вам, ребята, он даёт возможность поучаствовать в его номере. У вас на столах – волшебная карточка для работы в парах. Положите  её перед собой. В каждое слово вместе с другом вставьте мягкий знак и превратите слово в новый предмет, объясните друг другу значение каждого слова.

Организует проверку.

Выслушивает доказательства, объяснения.

Дополнительное задание:

- Мягкий знак хочет поиграть с вами в прятки. Спрячьте его в следующих словах в середину:

1.Работа над деформированным предложением.

-Похозяйничала зима над предложением. Разбросала слова. Ваша задача восстановить связь слов в предложении.

снежинки Пушистые в воздухе. закружились  

Спишите это предложение каллиграфически правильно.)

- Какие орфограмма встретились в этом предложении?

-Разобрать предложение по членам. (взаимопроверка)

Физминутка

1.Самостоятельная работа

- Выполните самостоятельно  упр. 204 (с. 125).

2. Проверка самостоятельной работы по эталону.

- Какие слова записали?

- В чём различие слов каждой пары?

- В каких словах все согласные звуки мягкие?

- Какую пару слов можно назвать лишней?  Почему?

- Сравните с эталоном на доске.

2.Вставить  там, где надо мягкий знак.

Было очен… холодно. Лена бегал…а без пал…то. Теперь она бол…ет. Врач дал… девочке гор…кие капли. Лена не хочет их пить, но нужно лечит…ся. Нел…зя без пал…то ходит… зимой.

1.Задание в группах.

- Представители групп, возьмите, пожалуйста, конверты. Достаньте из них  слова, составьте из этих слов предложение. Найдите и  назовите слово на орфограмму, с которой мы сегодня работали.

- Вспомните ранее изученные орфограммы. Объясните их.

2. Проверка задания.

1.Фиксация содержания, которое было уточнено и закреплено.

- Как вы думаете, научились ли вы писать слова с мягким знаком? Не потеряете его в словах?.

2. Рефлексия учебной  деятельности

-Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске…

4. Домашнее задание

 Выполнить упр. 205 на с.125.

- Кому не понятно задание? У кого есть вопросы?

- Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс

Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...

Урок "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. "

Урок    "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. "...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".

Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Цели: - совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.УУД:Регулятивные: - учиться принимать у...

Конспект урока по русскому языку 2 класс .Тема «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»

Конспект урока по русскому языку 2 класс .Тема «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»...