Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Учебник Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 1 класса. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык.  Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-2 классы. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

Программы Поглазова О. Т. Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс. Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2011.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Рабочая программа

по  русскому языку

Учитель   Лаптева С. В. 

Класс        1

Общее количество часов в год   50

Учебник Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 1 класса. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык.  Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-2 классы. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

                   

с. Виткулово

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. С. Соловейчик «Русский язык», утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 50 часов (10 недель). Из расчёта 5 часов  в неделю.

Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония»:

1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-2 классы. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 1 класса. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

3. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык.  К  тайнам  нашего  языка:  1 класс. Методические рекомендации к учебнику и тетради: пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса.  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка,

для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,

становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: «родной язык», «устная и письменная речь», «слово», «звук», «буква».

В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения.

Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и

графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.

Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».

Особенности в решении вопросов развития речи:

1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой

письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.

2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

3. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

4. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребёнка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического

мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД, формируются предусмотренные программой личностные качества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения

следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного

развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА

Ученик научится:

В области речи, речевой деятельности:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;

– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения);

– выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе

по толковому словарю, их значения;

– под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;

– осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;

– создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;

– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.

В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):

– различать слово и предложение;

– выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);

– различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.;

– различать звуки и буквы;

– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.

В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):

– обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи–ши (ча–ща, чу–щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);

– обозначать пробелами границы слов;

– писать большую букву в собственных именах;

– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

– правильно писать ударные слоги жи–ши, ча–ща, чу–щу;

– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);

– под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо;

– использовать приобретённые каллиграфические умения.

Ученик получит возможность научиться:

В области языка, речи, речевой деятельности:

– соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

– замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;

– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

– фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);

– читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквенные;

– различать деловые сообщения и словесные картинки; формулировать, о чём и что в них говорится;

– создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;

– использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.

В области письма (графики, орфографии, каллиграфии):

– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и собственных записях;

– соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА НА КОНЕЦ 1 КЛАССА

Личностные результаты: общее представление о русском языке как языке своей страны; положительное отношение к учению (к урокам русского языка), наличие элементов познавательного интереса.

Регулятивные УУД:

– понимать и принимать учебную задачу;

– использовать выделенные учителем ориентиры действия;

– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своих действий;

– выполнять действия проверки.

Познавательные:

– слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении учебника нужные сведения;

– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму;

– в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом указанных критериев, делать умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки.

Коммуникативные:

– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Календарно – тематическое планирование

Название курса        

Русский язык

Класс  

1

Программа    

Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 2 классы. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

Учебник 

Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 1 класса.  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Количество часов    

50 (5 часов в неделю)

Планируется   

Контрольных диктантов – 1, письмо под диктовку – 3, тренировочных диктантов – 1, проверочных работ – 1.

Учитель

Лаптева С. В.

                 

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с графиком промежуточной аттестации,

утверждаемым приказом руководителя образовательного учреждения

МБОУ Виткуловская СОШ Прониным А. А.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения)

Деятельность учащихся

Дата проведения

Предметные умения

УУД

План

Факт

Язык и речь (16 ч)

Знакомство с учебником русского языка (1 ч)

1

Знакомство с учебником.

1

Ориентироваться на странице учеб-ника, понимать его

условные обозначе-ния; списывать, вы-

полняя определён-ную последователь-ность действий.

– Учебно-познавательный инте-рес, желание учиться. (Л.)

– Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. (Р.)

– Осуществлять поиск инфор-мации в учебнике. Выполнять анализ, сопоставление инфор-мации, представленной в раз-ной форме. (П.)

– Вступать в общение, выра-жать свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать прави-

ла общения. (К.)

Рассматривают обложку, стра-

ницы книги, вычленяют отде-льные элементы, распознают детали, несущие незнакомую информацию. Читают письмо авторов, анализируют его по-строение, выбор cлов, соблюде-ние правил речи. Просматри-вают учебник, находят под-тверждения слов из письма ав-

торов, определяют своё мне-ние. Обнаруживают в записи «опасные места». Планируют процесс списывания и действу-

ют по плану.

10.03

О нашей речи (2 ч)

2

Повторение изу-ченного о речи.

1

Строить высказы-вания на основе различных источ-ников; осознавать признаки и качест-ва речи, различать

виды речи. Нахо-дить орфограммы (без термина), спи-сывать, в т. ч. вы-борочно, приме-нять известные правила письма.

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.)

Планировать свои высказыва-ния; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

Понимать информацию, пред-ставленную в модельной, слове-сной и изобразительной форме, переводить информацию из одной формы в другую.  Осу-ществлять анализ, сравнение, группировку материала по за-данным критериям. (П.)

Участвовать в диалоге, в об-щей беседе, выполняя принятые

правила речевого поведения (не

перебивать, выслушивать собе-

седника), вступать в общение дома на темы, поднятые на уро-

ке. (К.)

Анализируют модель речи, с опорой на неё строят сообще-ния. Участвуют в беседе, соб-людая правила общения. Всту-пают в общение с персонажа-ми, отвечают на их вопросы. Сравнивают записи, различа-ют правильные и неправиль-ные, группируют их, аргумен-тируют решение. «Озвучива-ют» рисунки, математические записи, используют средства выразительности устной речи. Конструируют предложения. Анализируют высказывания, квалифицируют их как «дело-вое сообщение», «словесный рисунок». Вступают в беседу со взрослыми дома, задают вопросы, выслушивают отве-ты, планируют свою речь с помощью опорных слов, стро-ят сообщения, рассказы.

11.03

3

Роль слов в речи.

1

12.03

Какие бывают слова? (6 ч)

4

Знакомство с тремя группами

слов: названия-ми, указателями,

помощниками.

1

Наблюдать за зна-чением и назначе-нием слов, осозна-вать наличие разли-чных групп слов. Замечать слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, смотреть их значе-ние в словаре учеб-ника. Ставить воп-росы к словам, раз-граничивать слова по значению и воп-росам, относить их к определённой группе слов (части

речи). Вычленять среди слов-назва-ний собственные имена, писать их с большой буквы. Списывать и писать под диктовку. Об-ращаться к словарю и правильно писать осваиваемые «сло-варные» слова. Со-ставлять предложе-ния и короткие мо-нологи.

Учебно-познавательный ин-терес, желание решить учебную

задачу и готовность выполнять

для этого определённые дейст-вия. (Л.)

Участвовать в постановке учебной задачи, осознавать и принимать её. Последователь-но выполнять задания учителя,

точно следовать инструкции, фиксировать результаты; учас-

твовать в оценке правильности выполнения. Планировать оп-ределённые действия, в том чи-сле умственные, осуществлять взаимо- и самоконтроль; испо-льзовать речь для регуляции своих действий. Оценивать тру-дность для себя выполненных заданий. (Р.)

Читать и извлекать необходи-мую информацию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осо-знавать их как новые; осозна-вать возникающие вопросы, за-давать их, пользоваться слова-рями учебника для поиска отве-тов. С помощью приобретённой информации проверять и оце-нивать свои предположения, действия. Переводить информа-

цию, представленную в таблич-

ной, модельной форме в словес-

ную. Осуществлять наблюде-ние, анализ, сравнение, класси-фикацию, группировку, конст-руирование, моделирование, умозаключения, обобщения. (П.)

Участвовать в коллективной беседе, отвечать на задаваемые

вопросы, строить понятные для

партнёра высказывания, выра-жать свою точку зрения, аргу-ментировать её, соблюдать пра-

вила общения. (К.)

Анализируют предложения, выявляют причины его неяс-ности. Читают вопрос-заголо-вок, ставят задачи урока. «Рассыпают» предложения на слова, классифицируют их в зависимости от вопроса и зна-чения. Делают вывод о нали-чии в языке групп слов, обоб-щают сведения. Анализируют значения слов, ставят вопросы к словам, классифицируют их. Конструируют предложения, находят «опасные места», спи-сывают, действуя по алгорит-му; моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на мо-дель. Выявляют слова, значе-ния которых требуют уточне-ния; обращаются к словарю, находят в нём нужные слова. Анализируют слова, выбира-ют написание. Читают сооб-щения, находят необходимые сведения. Отвечают на вопро-сы персонажей, аргументиру-ют ответы. Находят в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений, объясняют свои действия; оценивают их правильность; определяют своё отношение к выполняе-мым заданиям, оценивают их

трудность.

13.03

5

Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?

1

14.03

6

Знакомство с со-бственными име-нами.

1

17.03

7

Расширение све-дений о собст-венных именах.

1

18.03

8

Упражнение в выявлении и на-писании собст-венных имён.

1

19.03

9

Обобщение по теме.

1

20.03

Разные языки: родной и иностранные (2 ч)

10

Какие бывают языки?

1

Отвечать на вопро-сы, находить отве-ты на вопросы в тексте. Составлять предложения и ко-роткие монологи. Ставить вопросы к

словам, азграничи-вать слова по воп-росам кто? что? (закрепление), вы-делять собственные имена и писать их с большой буквы. Списывать, выпол-няя известный план действий; выяснять написание слов по словарю.

Представление о понятии «родной язык», о русском язы-ке как государственном («язы-ке страны, где я живу»); осозна

ние языка как средства обще-ния, себя как носителя языка, своей гражданской идентично-

сти и этнической принадлежно-

сти. (Л.)

Действовать по инструкции, содержащейся в речи учителя, в

учебнике. (Р.)

Находить нужную информа-цию в учебнике, использовать её в беседе. Осознавать появле-

ние новых знаний, расширение

кругозора, положительно оце-нивать этот факт. Анализиро-вать, сравнивать, обобщать по-лученные сведения. (П.)

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зре-ния; стараться проявлять тер-пимость по отношению к дру-гим мнениям. Задавать вопро-сы, вступать в беседу, делиться приобретёнными знаниями с другими. (К.)

Сравнивают значения слова «язык», анализируют ответ персонажа, выявляют причину неправильности. Анализируют родственные связи слов, де-лают умозаключение о значе-нии слова. Задают дома вопро-сы по теме урока, ведут беседу, определяют свою точку зре-ния. Сравнивают слова, про-износимые на разных языках. Читают, «добывают» ответ на вопрос учебника. Рассматри-вают и сравнивают обложки книг, выявляют их авторов, квалифицируют книги как знакомые и незнакомые. Спи-сывают, действуя по освоенно-

му алгоритму. Находят слова в

словаре, выписывают их. Ана-

лизируют урок с точки зрения

приобретения новых сведений,

обобщают их.

21.03

11

Кто такие пере-водчики?

1

 2.04

Речь устная и письменная (5 ч)

12

Устная и пись-менная речь, оформление гра-ниц предложе-ния.

1

Находить границы предложений. Строить предложе-

ния, правильно ин-тонировать их в ус-тной речи и оформ-лять в письменной; читать предложе-ния, ориентируясь на знаки препина-ния в конце пред-ложений, наблю-дать за знаками препинания внутри предложений. Оп-ределять количест-во слов в предло-жении, узнавать слова-помощники и

писать предложе-ния под диктовку по введённой тех-нологии, применять орфографические правила (написания большой буквы, предлогов, ударных сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу). Группировать сло-ва по значению и вопросу (закрепле-

ние). Понимать со-держание текста, выбирать более то-чный заголовок из предложенных.

Познавательный интерес к предмету. Осознание себя носи-

телем языка; желание умело пользоваться устной и письмен-ной формами речи. (Л.)

Осознавать учебную задачу, принимать её, планировать и выполнять необходимые дейст-

вия для её решения, учитывать при этом выделенные учителем ориентиры. Оценивать прави-льность выполнения учебных действий, адекватно восприни-мать оценку учителя. (Р.)

Понимать информацию, пред-ставленную в различной форме, соотносить её, выражать в сло-весной форме. Читать информа-цию учебника, вычленять но-вые сведения, использовать их при решении практических за-дач. Осознавать учебные затру-днения, стараться преодолевать их. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозак-лючения, выводы. (П)

Рассказывать и слушать со-беседника, участвовать в диало-

ге; распределять роли и выпол-

нять совместную деятельность;

проявлять доброжелательное

отношение к одноклассникам.

(К.)

Анализируют речевые ситуа-ции, изображённые на рисун-ках, разграничивают их с точ-

ки зрения использования разно-

видностей речи. Читают, выяв-

ляя новые сведения. Определя-ют границы предложений при зрительном восприятии текста, передают их с помощью язы-ковых средств в устной речи и при письме. Соотносят текст и его модельную запись, схема-тически записывают текст, воспринимаемый на слух. Соз-

дают на основе рисунков сло-весную картину, разыгрывают

ситуацию, используя средства

выразительности устной речи.

Списывают и пишут под дик-

товку, выполняя необходимый

алгоритм действия.

Сравнивают слова с одинако-во звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулируют способ их раз-граничения и применяют его при письме.

3.04

13

Выразительность устной и пись-менной речи.

1

4.04

14

Раздельное напи-сание слов в пре-дложении. Запя-тая при перечис-лении.

1

7.04

15

Разграничение приставок и пре-длогов (без тер-минов).

1

8.04

16

Закрепление уме-ния определять границы слов и предложений, оформлять их при письме.

1

9.04

Фонетика. Графика. Орфография (25 ч)

Звуки русского языка (5 ч)

17

Звуки речи. Но-вый способ их обозначения.

1

Разграничивать по-нятия «звук» и «бу-ква». Различать звуки гласные и со-гласные; гласные ударные и безуда-рные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; вычленять отдель-ные звуки в словах и слышать всю пос-ледовательность

звуков слова. По-нимать записи, сде-ланные условными

значками звуков (транскрипцию), делать такие записи в отдельных прос-тых случаях, читать звуковые записи слов и оформлять их («расшифровы-вать и зашифровы-вать» слова).

Учебно-познавательный инте-

рес (к изучению русского язы-ка, к наблюдению за его устрой-

ством), желание изучать пред-мет «Русский язык», положите-

льное отношение к учению. (Л.)

Принимать и сохранять учеб-

ную задачу, выполнять после-довательность действий для её

решения; выполнять действия в материализованной громкоре-чевой форме. Осуществлять ко-нтроль за выполнением дейст-вий и их результатом; оцени-вать правильность выполнения

различных учебных действий.

(Р.)

Находить необходимую инфо-

рмацию в учебнике и практиче-ски использовать её, применять разные способы фиксации ин-формации; понимать информа-цию, представленную в модель-ном виде, работать с ней, вно-сить коррективы. Анализиро-вать, моделировать, сопостав-лять, группировать, обобщать. (П)

Отвечать на вопросы, зада-вать их; понимать затруднения

другого, правильно реагировать

на них; строить сообщения, по-нятные для партнёра; распреде-

лять роли в ситуации игры и со-вместных учебных действий; контролировать действия парт-

нёра; соблюдать правила обще-

ния. (К.)

Выделяют определённый звук,

последовательность звуков, ха-

рактеризуют звук по извест-ным признакам (по указанному признаку). Выявляют слово по характеристике его звуков (оп-ределённого звука); группи-руют слова с учётом характера звукового состава; составляют звуковые схемы слов, сравни-вают их. Осознают противо-речие: звуковые схемы одина-ковые, а слова и звуки в них разные. Слушают (читают) информацию для поиска спо-соба разрешения противоречия; осознают приобретённую ин-формацию как способ решения задачи. Применяют получен-ные знания, выявляют их воз-можную недостаточность, за-прашивают и используют до-полнительную информацию. Сравнивают и различают зву-ки по заданным характеристи-кам. «Читают» модельные за-писи слов; фиксируют звуко-вой состав слова значками тра-нскрипции («значками зву-ков»). Разграничивают буквы и звуки в словах, соотносят бу-квы и скрытые за ними звуки, классифицируют, группиру-ют слова в зависимости от ха-рактеристики указанных зву-ков, от их звукового состава; выполняют совместные дейст-вия.

10.04

18

Согласные пар-ные и непарные по твёрдости-мя-гкости, глухости-

звонкости.

1

11.04

19

Освоение нового способа обозна-чения звукового состава слов.

1

14.04

20

Звуковой анализ слов.

1

15.04

21

Упражнение в за-писи под диктов-ку, в соотнесении звуков и букв.

1

16.04

Буквы русского языка (4 ч)

22

Знакомство с ал-фавитом.

1

Правильно назы-вать буквы русско-го языка; распола-гать буквы и слова по алфавиту. Поль- зоваться знанием алфавита для реше-ния языковых и ре-чевых задач. Пра-вильно (в соответс-твии с нормами) произносить слова. Находить орфог-раммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктов-ку. Писать освоен-ные «словарные» слова.

Положительное отношение к

учению, желание умело пользо-

ваться русским языком, грамот-

но говорить и писать. (Л.)

Осознавать учебную задачу и способ её решения. Планиро-вать свои действия, проверять их и оценивать правильность выполнения, контролировать результат. (Р.)

Находить нужную информа-цию в материалах учебника, в

словарях. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключе-ния, группировку, классифика-цию, преобразование материа-ла. (П)

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зре-ния, вступать в учебное сотруд-ничество с одноклассниками, договариваться и приходить к

общему решению; строить не-

большие монологи. (К.)

Различают буквы русского и иностранного языков. Слуша-ют (читают), выявляя нужные сведения. Сравнивают значе-ния слов, уточняют их по сло-варю; наблюдают за располо-жением слов в словаре. Делают

умозаключение о необходимо-

сти знания алфавита. Выявля-

ют алфавитный порядок слов, располагают слова по алфа-виту (применительно к разным жизненным ситуациям). Ана-лизируют порядок букв, слов, различают их последователь-ности как правильные или не-правильные. Находят в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выясняют (прове-ряют) буквы по словарю.

17.04

23

Освоение алфа-вита.

1

18.04

24

Продолжение ос-воения алфавита.

1

21.04

25

Тренировка в ра-сположении слов по алфавиту.

1

22.04

Звуки и буквы («Как работают буквы?») (9 ч)

26

Обозначение мя-гкости согласных звуков буквами гласных.

1

Осознавать буквы как значки для обо-значения звуков; обозначать звуки буквами (твёрдые и

мягкие согласные звуки и звук [й’]). Определять место-положение звуков в словах и выбирать способ их обозна-чения; применять правила графики и орфографии, поль-зоваться правилами переноса слов с ь и

буквой й в середи-не слова, списывать и писать под дикто-вку. Пользоваться орфографическим

словарём и прави-льно писать осво-енные «словарные» слова.

Учебно-познавательная и со-циальная мотивация учебных действий. Внутренняя готов-ность к выполнению учебных действий. Ориентация на соб-людение моральных норм: по-

мощь другому в случае затруд-

нения. (Л.)

Принимать и сохранять учеб-

ную задачу, осознавать необхо-

димость последовательных дей-

ствий, планировать их; исполь-

зовать речь для их регуляции; выполнять действия в громко-речевой и частично умственной

форме. Понимать и последова-тельно выполнять инструкции в устной и письменной форме. Контролировать выполнение последовательности действий и

их результат. (Р.)

Понимать информацию, пред-

ставленную в схематической форме, переводить её в словес-ную. Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл

прочитанного, выделять новые сведения, применять их в прак-тике пользования языком.  Ана-лизировать, строить рассужде-ния, устанавливать причинно-следственные связи, делать вы-воды, формулировать их; обо-бщать языковой материал по заданным критериям. (П)

Понимать трудности другого,

учитывать их; строить понят-ные для партнёра высказыва-ния. Участвовать в совместной деятельности, распределять вы-полняемые действия, взаимно контролировать друг друга, со-блюдать правила общения. (К.)

Сравнивают естественное зву-

чание слова и его звучание при

графической ошибке; вычле-няют неверно обозначенный звук, объясняют ошибку. Фор-мулируют (с опорой на мо-дель) способ действия при вы-боре буквы, выполняют нуж-ные действия. Планируют ре-шение задачи письма. Обоб-щают (с опорой на модель) правила русской графики; со-здают с помощью модели и ключевых слов деловые моно-логические высказывания. «Пе-реводят» звуковые записи слов в буквенные, анализируют и классифицируют слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обо-значения буквой. Сравнивают способы обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбирают нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различают правильные написания и неверные, прове-ряют написанное, а также кон-тролируют ход рассуждения персонажа (другого ученика), находят и исправляют ошиб-ки. Применяют правила в сво-бодном письме (под диктовку, при оформлении своих мыс-лей); проверяют собственные

записи.

23.04

27

Обозначение мя-гкости согласных с помощью ь.

1

24.04

28

Обозначение мя-гкости согласных разными спосо-бами.

1

25.04

29

Применение изу-ченных правил письма.

1

28.04

30

Буквы е, ё, ю, я как способ обоз-начения звука [й’].

1

29.04

31

Два способа обо-значения звука [й’] (закрепле-ние).

1

30.04

32

Обозначение зву-ка [й’] буквами.

1

2.05

33

Обозначение мя-гкости согласных и звука [й’] (обо-бщение).

1

5.05

34

Упражнение в письме под дик-товку и соотнесе-нии звуков и букв.

1

6.05

Что значит писать правильно? (7 ч)

35

Правильное пи-сьмо – письмо без описок.

1

Осознавать необхо-димость проверки написанного для облегчения его по-нимания. Находить описки и ошибки, выполняя для этого специальные дейст-вия проверки; исп-равлять описки и ошибки, выбирая нужный способ правки. Списывать и писать под дикто-вку. Правильно пи-сать освоенные «словарные» слова,

пользоваться орфо-графическим и дру-гими словарями учебника.

Положительное отношение к учению; принятие позиции уче-ника. Ориентация на социаль-ные мотивы, на понимание при-чин успеха или неудач. Чувство уважения к себе как носителю языка и к тому, кто читает на-писанное. (Л.)

Осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к ус-пешному её решению. Планиро-вать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию. Раз-личать способ и результат дейс-твия. Контролировать процесс и результаты чужой и своей дея-тельности, вносить коррективы, осуществлять самоконтроль. Оценивать свою и коллектив-ную деятельность; адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

Осуществлять поиск необхо-димой информации на страни-цах учебника, в том числе спра-вочных, в словарях. Владеть об-щими способами решения кон-кретных учебных лингвистиче-ских задач. Выполнять анализ, сравнение, преобразование язы-кового материала, текстов. (П)

Вступать в учебное сотрудни-чество с одноклассниками, вы-сказывать свою точку зрения, слушать чужую: оказывать вза-имопомощь, осуществлять вза-имоконтроль, проявлять пони-мание чужих затруднений, воз-можных причин ошибок, добро-

желательность. (К.)

Находят опечатки (описки) в тексте, выявляют их влияние на понимание мысли; делают вывод о необходимости прове-рки написанного. Участвуют в обсуждении «мнения» персона-

жа, высказывают свою точку зрения. Разграничивают опи-ски (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознают различия в способах

действия для поиска описок и ошибок, выполняют эти дейст-

вия. Находят на слух и зрите-ельно места на изученные пра-

вила, применяют их; обнару-живают другие «опасности пи-сьма», обращаются к словарю учебника для решения задач, находят в нём нужные слова, задают вопросы о написании слов. Различают звуки и бук-вы, анализируют звуки на ос-нове восприятия письменного текста; находят в тексте, груп-пируют слова по указанным признакам; выявляют недоста-точно понятные слова. Регули-руют свои действия при списы-вании, письме под диктовку и проверке написанного. Оцени-вают свои действия.

7.05

36

Правильное пи-сьмо – письмо без ошибок.

1

8.05

37

Обучение прове-рке написанного.

1

12.05

38

Повторение изу-ченных правил письма. Работа со словарём.

1

13.05

39

Проверочная  фо-нетико-графичес-кая работа и тре-нировочный  ди-ктант.

1

14.05

40

Письмо под дик-товку. Обучение самопроверке.

1

15.05

41

Контрольный ди-ктант с дополни-

тельными зада-ниями.

1

16.05

Язык. Речь. Практика речевой деятельности (10 ч)

Записки (2 ч)

42

Записка: её наз-начение и строе-ние.

1

Составлять и пи-сать записки разли-

чного содержания; кратко выражать в них свои мысли, чувства, проявлять правила вежливос-ти в письменной форме. Пользовать-

ся всеми освоены-ми правилами пи-сьма, проверять и улучшать написан-ное. Использовать записки как способ письменного обще-ния.

Социальная мотивация учеб-ных действий, ориентация на соблюдение морально-этичес-ких норм: внимательного отно-шения к близким, заботы о них, проявления к ним добрых чувств, благодарности. (Л.)

Осознавать и принимать учеб-ную задачу, учитывать выде-ленные учителем ориентиры действия. Планировать свои де-йствия, содержание и оформле-

ние высказывания с учётом по-ставленных задач и условий общения. Осуществлять конт-роль за результатом и вносить необходимые коррективы. Оце-нивать продукт своей деятель-ности, ориентируясь на адре-сата. (Р.)

Принимать информацию, по-лученную на слух или при чте-нии учебника, осмысливать её и применять для решения практи-ческих задач. Соотносить инфо-рмацию, представленную в сло-весной и схематичной форме.  Анализировать, сравнивать, де-лать выводы, конструировать, преобразовывать материал с учётом меняющихся условий. (П)

Строить монологические вы-сказывания определённых жан-ров, учитывая специфику как жанра, так и адресата (партнё-ра); использовать языковые сре-

дства с учётом коммуникатив-ных задач и условий общения, в том числе особенностей адреса-та. Использовать свойственные письменной речи различные способы проявления вежливос-ти, а также своего доброго от-ношения к адресату. (К.)

Анализируют записи, опреде-ляют цель их создания. Полу-чают информацию из учебни-ка о названии записей (записка,

телеграмма, письмо, поздравле-

ние), их строении и правилах оформления при письме. Соот-

носят средства языка (слова) со структурными частями: обра-щением, приветствием, проща-нием. Конструируют записки, поздравления из готовых эле-ментов, телеграммы из предло-жений; «сжимают» предложе-ние до телеграммы; развёрты-вают телеграмму в предложе-ние. Редактируют записки, те-леграммы, поздравления. Пи-шут свои поздравления, запис-ки, письма, выбирают обраще-ния, пожелания и другие средс-тва языка с учётом адресата ре-чи. Используют освоенные ре-чевые жанры в практике обще-ния. Обсуждают правила пись-менного общения, способы проявления вежливости.

19.05

43

Конструирование и самостоятель-ное написание записок разных видов.

1

20.05

Как пишут письма и телеграммы? (4 ч)

44

 Письмо, его со-держание, пост-роение и оформ-ление.

1

Написать короткое письмо, соблюдая правила жанра, вы-ражая в нём свои мысли и чувства, проявляя вежли-вость по отноше-нию к адресату. Пользоваться все-ми освоенными правилами письма,

словарём учебника; проверять и улуч-шать написанное. Использовать пись-мо как способ пись-

менного общения. Конструировать те-леграмму с учётом особенностей жан-ра. Свёртывать пре-

дложение в телег-рамму и развёрты-вать телеграмму в полное предложе-ние, соблюдая пра-вила письменной речи.

21.05

45

Написание пись-ма учителю.

1

22.05

46

Телеграмма и её особенности.

1

23.05

47

Составление  те-леграмм.

1

26.05

Поздравления (2 ч)

48

Как пишут позд-равления.

1

Написать элемента-

рное (по содержа-нию и форме) позд-равление с учётом особенностей адре-сата, выбирая соот-ветствующие сло-ва, выражения. По-льзоваться всеми освоенными прави-

лами письма, сло-варём учебника; проверять и улуч-шать написанное. Использовать позд-

равление как спо-соб письменного выражения своих чувств.

27.05

49

Написание позд-равлений друзь-ям, близким, учи-телю.

1

28.05

Перелистаем учебник (2 ч)

50-51

Перелистаем уче-бник.

2

Применять освоен-ные лингвистичес-кие знания для ре-шения практичес-ких языковых и ре-чевых задач.

Осознание своего отношения к изучению русского языка. (Л.)

Оценивать свои достижения и трудности; строить позитивные планы на будущее. (Р.)

Пользоваться справочными страницами учебника, находить

на них нужную информацию. Анализировать, сравнивать, классифицировать материал,  делать выводы, обобщения. (П)

– Соблюдать правила общения, проявлять доброжелательность.

Повторяют и обобщают изу-ченное, анализируют и оцени-вают свои достижения и труд-ности; осознают и высказыва-ют своё отношение к урокам русского языка.

29,

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...