Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Тема урока: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Планируемый результат урока: сформировать умение переносить слова с мягким знаком в середине слова.

Основные ресурсы:

1.     Программа: рабочая программа составлена на основе авторской программы «русский язык» образовательной системы «Гармония» издательство «Ассоциация 21 век», Смоленск 2011 год

2.      УМК: «Гармония» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

3.      Русский язык : Учебн. для 2 класса общеобразоват. Учреждений в двух частях.» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко издательство «Ассоциация 21 век», Смоленск 2011 год

Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях

Дополнительные ресурсы:

·        Аппаратура: компьютер, м/м проектор, интерактивная доска, раздаточный материал в печатном виде .

Кол-во часов в неделю: 5 часа.

Кол-во часов в год: 170 часов.

 

Краткая характеристика  2  класса

(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития):

       В классе обучаются 25 человек. Из них 13 девочек и 12мальчиков. Почти все дети пришли в школу, достигнув возраста 6,5 лет. 2 ребенка 2006 года рождения, 23 учащихся 2005 года рождения.

      Леворуких детей в классе один: Бачурка  Николай.

      Посещают внешкольные детские учреждения 15 человек. Не посещают 10 человек.

      Воспитывается в неполной семье 3 человека: Бачурка Николай, Горячко Александра, Панасенко Мария.

      Анализируя анкеты родителей, опрос детей и, принимая во внимание личные наблюдения, можно сделать вывод: большинство учащихся ходят в школу с большим желанием, охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни класса и школы.

      Есть в классе дети замкнутые (Колобов Анатолий), эмоционально-неуравновешанные (Клоконос Яна,Токмаков Виталий), гиперопекаемые (Григорьев Роман), неуверенные в себе (Крамаренко Дарья, Старик Анастасия, Хроненко Сергей), не умеющие организовывать себя ни в учёбе, ни в быту (Григорьев Роман, Тонкий Сергей, Токмаков Виталий).

      В самом начале учебного года в классе создан родительский комитет из числа самых активных родителей. Помощь родителей выражается в организации внеклассной работы, общественного питания, быта учащихся.

 

Этапы урока: (1) мотивация к учебной деятельности, (2) актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, (3) выявление места и причины затруднения, (4) построение проекта выхода из затруднения, (5) реализация построенного проекта, (6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, (7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, (8) включение в систему знаний и повторение, (9) рефлексия урока.

 Методики, применяемые на уроке:

1.     иллюстрация – реализуется на 1, 2,  5 этапах урока;

2.     видеометод – реализуется на 1, 3 этапах урока;

3.     познавательные игры – реализуются на 3 этапе урока;

4.     устный контроль – реализуется на 1, 3 этапах урока.

 

 

 

 

Активная форма обучения: классно-урочная форма организации учебной работы, характеризующаяся тем, что:

1.     имеется постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности;

2.     учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих она за одной частей;

3.     постоянным чередованием уроков (расписание);

4.     руководящей ролью учителя;

5.     вариативностью деятельности на уроке.

 

Технологии, применяемые на уроке:

1.     Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – реализуется на 1,7 этапах урока;

2.     Исследовательские и проектные методы в обучении – реализуется на 4  этапе урока; при выполнении домашнего задания;

3.     Технология обучения в сотрудничестве – реализуется на 2, 3 этапе урока;

4.     Технология развивающего обучения - реализуется на всех этапах урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx346.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

 

         Цель урока:

-научить переносить слова с мягким знаком в середине слова;

Планируемый результат:

-научиться переносить слова с мягким знаком в середине слова;

Задачи урока:

1) Воспитательная

  • Уметь построить взаимодействие  со сверстниками и учителем при общении

2) Развивающая

  • Построить логическую цепь рассуждений по переносу слов с Ь в середине слова типа «пеньки» и переводить в письменную речь при помощи плана действий.

3) Обучающая

  • Уметь вносить  необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, в случае расхождения с эталоном при переносе слов с мягким знаком в середине слова.

Тип урока

Урок  «открытия» нового знания.

Этапы урока

Цель этапа/деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I    этап.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Я прошу вас по рисунку  узнать пословицу.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся)

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Решают поставленную задачу

Учатся устно высказывать свои мысли

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)       

     

Смыслообразование «для чего человеку трудиться»    

( ЛичностныеУУД)

II  этап.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  

  1. Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
  2. Организовать  самими  уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Запись на доске:

  Пеньки     деньки    

     - Прочтите слова.

   -Определите значение этих слов.

- Определите количество гласных и согласных звуков.

-Определите количество слогов в данных словах.

- Разделите эти слова по слогам.

- Каким звуком заканчивается первый слог?

-Это открытый или закрытый слог?

У каждого ребенка на столе узкие полоски бумаги из тетради, на которых они должны записывать слова.

Два человека работают у доски.

Проверка результатов работы, сравнивание с доской.

- У всех слова полностью поместились на строке? (Нет)

- Как вы разделили слова? (Каждый ученик озвучивает свой вариант)

Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знаем, как переносить слова с мягким знаком в середине слова.

Выбирают   основания и критерии  для сравнения ,

самостоятельно делают выводы, грамотно формулируют

высказывания 

Индивидуальная работа на листе, взаимопроверка работ

     Уметь выбирать основания и критерии  для сравнения  (Познавательные УУД)

Уметь самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)

Умение находить и формулировать проблему (Познавательные  УУД)

III этап
          Выявление места и причины затруднения.

 Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

-Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (переносить слова типа «пеньки» «деньки» )

-Какая цель нашего урока? ( научиться переносить слова типа «пеньки» «деньки»)

Постановка цели урока

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Уметь соотнести то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)

IV этап
 Построение проекта выхода из затруднения.

   Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения проблемы.

-Прочитайте слова.

Пальто, письмо.

-Какие слова непонятны? Что вы можете сказать об этих словах?( С мягким знаком в середине слова)

-Какую роль выполняет мягкий знак в слове «пальто»? (Обозначает мягкость согласного)

- Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)

-Какой звук?

- Можно ли разделить звук? (Нет)

- Сделайте вывод.

Вывод: звук мягкий согласный нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.

Работа со вторым словом «письмо» выполняется по алгоритму (ученик у доски)

- А теперь давайте сравним с эталоном.(учебник, правило)

Строят логическую цепь рассуждений

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя       (Познавательные УУД)  

Уметь построить логическую          цепь рассуждений   (Познавательные УУД)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

V этап

Реализация построенного проекта

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму.

горький, огоньки, кольцо,

Повторить правила работы в группе.

  1. Говори негромко.
  2. Один говорит, другие слушают.
  3. Мнение группы представляет один человек.

Проверка  самостоятельной работы.

Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранного способа переноса слов   горький, огоньки, кольцо, коньки

 и сравнивает с эталоном (на доске)

Работают в группах

Умение договариваться, работая  в группе, выполнять правила работы в группе (Личностные УУД)

Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного  способа   действия, уметь сравнивать с эталоном   (Познавательные УУД) 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)       

VI этап.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи  тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику в парах.

Фронтальная проверка выполненной работы.

Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые результаты, так как знаем, что делать и как делать.

Работают с учебником в микрогруппах

Уметь вносить необходимые дополнения и кррективы в план и способ действий в случае расхождения с  эталоном (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)       

Уметь проговаривать во внешней речи последовательность действий (Регулятивные УУД)

Физминутка

Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя  и снятия напряжения.

(Регулятивные УУД)

VII этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

1. Самостоятельная работа по зеленой карточке, сверка по эталону оранжевая карточка

.Задание: Найдите в тексте слова с мягким знаком в середине слова и разделите как для переноса.  (Сравните с эталоном.)

(Настали теплые деньки.
Синеют в поле васильки.
Словно шустрые зверьки,
Побежали ручейки.
Быстро мчат меня коньки,
Лишь мелькают огоньки.)      

(Настали теплые день-ки.
Синеют в поле василь-ки.
Словно шустрые зверь-ки,
Побежали ручейки.
Быстро мчат меня конь-ки,
Лишь мелькают огонь-ки.)

                                                                     

Находят основания и критерии для классификации объектов

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)

Уметь определить качество и уровень усвоения материала (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания.

Базовый уровень.

1.Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для  переноса.

Коньки, линьки, Булька, крыльцо.

Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.

- Ребята, кто допустил ошибки? - Как ещё можно перенести слова беленький, стебельки? Почему?

Повышенный уровень.

2.Исправь ошибки в карточке и докажи.

Бор-ьба, зорь-ка, мел-ьница,   альб-ом,

окунь-ки,    огон-ьки,

угольк-и,    конь-ки

Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.

- Ребята, кто допустил ошибки?

-Давайте вернемся к эталону и хором проговорим.

Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.

Оценивание своего результат по эталону

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)       

     

Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного  способа   действия, уметь сравнивать с эталоном   (Познавательные УУД) 

IX  этап.
  Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности 

-Какова же цель нашего урока?

-Почему мы научились?(работали  в группах, по правилу, самостоятельно)

-Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились?(Обращаемся к пословице)

-Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)

-Как мы еще с вами работали?(по плану)

-Где вы можете применить полученные знания?

Анализируют деятельность за урок

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Перенос слов с мягким знаком в середине слова"

Цели: обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягим знаком в середине слова....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

«Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине перед согласными»

Урок русского языка, целью которого является развивать умение распонавать в слове мягкие согласные звуки и правильно оозначать их на письме с помощью мягкого знака...

Урок русского языка во 2 классе Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»

Урок русского языка по ФГОС. Образовательная система "Школа 2100". Безотметочное обучение. Использование технологии оценивания образовательных достижений...