Сочинение-рассуждение как вид грамматического разбора в 4 классе.
статья по русскому языку (4 класс) на тему

В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение как вид грамматического разбора в 4 классе.

Из опыта. Н.А.Дурыманова, учитель начальных классов, Краснодарский край.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Проблемы выбора эффективных приемов обучения грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий.

Фонетический, грамматический, орфографический и другие виды разбора в начальной школе практикуются широко, приемы их проведения разработаны достаточно полно, поэтому они здесь рассматриваться широко не будут.

Учащиеся начальной школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Хочется сделать лишь одно замечание: производя разбор, учащиеся должны не только констатировать соответствующие факты, а и объяснять их.

В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).

Некоторые методы и приемы развития мыслительных и речевых навыков:

1.Вопросы причинно-следственного характера.

2.Ответ-рассуждение.

3.Составление плана параграфа учебника.

4.Составление алгоритма к правилу.

5.Выборочный ответ.

6.Сочинение- рассуждение.

Кроме названных методов и приемов, формирование развития мыслительных речевых навыков, как известно, способствуют свободные и творческие диктанты, изложения, сочинения-рассуждения и др. Они описаны в методической литературе и широко используются в повседневной учительской практике.

Эффективным методом формирования мыслительных навыков является сочинение-рассуждение на материале изучаемой темы по языку. Рассуждение помогает автору сочинения сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. В качестве примера приведу сочинение на тему «Мягкий знак в глаголе в 4-ом классе».

Сочинение-рассуждение.

План.

1.        Разделительный мягкий знак.

2.        Мягкий знак после шипящих.

3.        Правописание  -тся и –ться.

Мягкий знак в русском языке употребляется для обозначения мягкости согласных и как разделительный мягкий знак. Например, в слове галька мягкий знак обозначает, что звук [л] здесь мягкий, а в слове колья еще и показывает раздельное произношение звука [л] и  [йа].

Мягкий знак может играть и другую роль. Например, в глаголах идешь, учишься, съешь мягкий знак служит для обозначения 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся  и  -ться пишутся с мягким знаком, когда стоят в неопределенной форме, например: Клуб будет строиться. Если же глагол стоит в 3-ем лице, то мягкий знак не пишется: Клуб строится.

Сочинение-рассуждение на тему: «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).

Вступление.

Чтобы определить границы предложения, употребляются такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Но почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?

Основная часть.

Раньше всех, как утверждают учёные, появилась точка. Это слово образовано от слова «точь», которое этимологически связано с глаголом «ткнуть». В древнерусских текстах точка иногда ставилась не только в конце предложения, но и между словами и даже внутри слов. В наши дни этот знак препинания ставится после повествовательных или побудительных предложений, если в них дополнительно не выражено чувство.  Таких предложений в прочитанном нами тексте большинство. Например: (указать номера предложений …).

Вопросительный и восклицательный знаки стали употребляться в XVI веке. Причём известно, что восклицательный знак появился несколько позже, чем вопросительный.

В конце предложения, выражающего вопрос, ставится вопросительный знак. Например: (указать номера предложений …).

В предложении могут выражаться сильные чувства. Согласно правилу, в конце таких предложений ставится восклицательный знак.  Найду в тексте такие предложения. Это (указать номер предложений).

Подобные примеры могу быть использованы при повторении нескольких тем одновременно.

Грамматический разбор относится к числу важнейших упражнений в начальной школе, он способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации. Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность.  

Современный урок- это урок, дающий высокий учебно-воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, урок, не оставляющий учащихся равнодушными.

__________________________________________________

1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф Талызина.  - МГУ, (М,1975, с.41-42,147).

2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2000.

3. Виды анализа языкового материала на уроках русского языка. Начальная школа.-1983.-№4.-С.24.

4. Баранова М.Т. Русский язык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложения для грамматического разбора, 3 класс

Предложения для полного орфографического и грамматического разбора. 3 класс. Можно использовать по всем программам....

Сочинение-рассуждение (мастер-класс для учителей)

Презентация для написания сочинения-рассуждения на тему "Каким должен быть современный мужчина", для любого класса....

Урок русского языка по теме "Сочинение-рассуждение". 2 класс

На этом уроке учащиеся 2 класса знакомятся с новым для них видом сочинения, с сочинением - рассуждением. В игровой форме дети  развивают умение сравнивать и анализировать, учатся отличать текст -...

Сочинение-презентация (сочинение-рассуждение)

В данный материал включен урок с презентацией.Дан подробный план урока с дополнительным материалом:стихи, пословицы, поговорки, высказывания великих о слове, о языке.Урок сопровождается презентацией, ...

Русский язык. Климанова Л.Ф. 4 класс. Сочинение - рассуждение о знаках препинания

Русский язык. Климанова Л.Ф. 4 класс. Сочинение - рассуждение о знаках препинания. Презентация...

Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»

       Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос...

Презентация к сочинению- рассуждению "Нужны ли человеку настоящие друзья?" 4 класс

Нужны ли нам друзья? Да, нужны. Ведь без друзей наша жизнь была бы ничем. Но возниает еще один вопрос: "А друг один или их несколько?" Именно этот вопрос. Ведь друг - это тот, который всегда...