Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему

Маркина Екатерина Александровна

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenie_2013g.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединение по теме:

 «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами»

Маркина Е.А.

26 декабря  2013г.

«Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами»

Проблема активизации интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.


1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.
ДЕЖУРНЫЙ (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику.

Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
2."НЕМОЙ" СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
3."ТОЛКОВЫЙ" СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
4."КАРТИННЫЙ" СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
5.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
6.СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)
_______СС__ ( касса, масса…)
7.КОПИЛКА - МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
8."ЛИШНЕЕ СЛОВО".
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Название предмета».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже!
10.БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
11. "ШИФРОВКИ".
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.

Шифровка "слоговое сложение".
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА У ГОН ВА ГОН
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно объявляю, чью шифровку мы отгадываем.

Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

Шифровка "Убери лишнее".
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).

Шифровка "Добавь гласные".
(Или «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)

13. КРОССВОРДЫ.
Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе и в качестве домашнего задания.
14."НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ" 
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
15."ГОЛОВОЛОМКИ" 
Составление и разгадывание ребусов.
16.ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

   Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Формирование познавательной деятельности младшего школьника на уроках русского языка

Формирование познавательной деятельности младшего школьника на уроках русского языка...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...