1 класс, Русский язык, Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

1 класс_Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_1_klassa_po_russkomu_yazyku.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 1 классе

Автор: Гребнева Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №8» г.Рязани

 Урок русского языка, 1 класс

Тема: Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек.

 Тип урока: Открытие нового знания;

 Учебник «Русский язык», 1 класс, Н.А. Чуракова

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

Цели: 1. Научить отличать  имена собственные и имена нарицательные;  2.Научить употреблять заглавную букву в именах собственных;  3. Формировать умения записывать слова и предложения с именами собственными, находить их в тексте, отличать имена собственные от  других слов.  4. Способствовать развитию самостоятельности мышления.5. Воспитывать  культуру общения.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся отличать имена собственные, писать их с заглавной буквы.

Личностные:  проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, формировать позитивную самооценку, понимать причины успеха в учебной деятельности.        

Метапредметные ( УУД):

Познавательные: формируют  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока;  развивают умения строить речевое  высказывание в устной форме.

Регулятивные: развивают умения высказывать свои предположения, оценивают  результаты своих действий в соответствии с поставленной задачей, вносят соответствующие коррективы;  определяют успехи и трудности.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте,  развивают умения слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа, оформляют мысли в устной форме.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, способствовать развитию самостоятельности мышления;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Образовательные ресурсы: мультимедийная установка, презентация, раздаточный  дополнительный материал для групповой работы (конверты с текстами).

                                                                                  Ход урока:

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

Готовность к деятельности, положительно-эмоциональный настрой. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Создание  эмоционального настроя.

-Урок русского языка. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка. Постарайся всё понять. Будем грамотно писать. (слайд 1) Надеюсь,  этот урок подарит вам радость общения.

Откройте тетрадь, запишите число.

Настраиваются на работу

Читают число, записывают в тетрадях.

Актуализация знаний. Формулирование темы и целей  урока

Формируют умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока,

умение строить речевое  высказывание в устной форме, развивают умения высказывать свои предположения.

Чистописание. Написать 2 строчки букв:

---Л М А  Чем похожи?  Как вы думаете есть ли среди этих букв лишняя?

---Т П Г Чем похожи? А какой ещё есть общий признак у этих букв?

Подготовка пальчиков к чистописанию. Пропишите эти буквы до конца строчек.

Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу урока). Перед вами картинка. (слайд 2.) Кто изображен на картинке? Что она держит в руках? Давайте составим предложение по этой картинке. Запишем предложение с комментированием, обращая внимание на ошибкоопасные места.

Посмотрите на другую картинку. Девочка держит тоже шарик. Но кто такой Шарик на этой картинке? Как напишем слово шарик в этом предложение? Составим вместе предложение. девочка держит Шарика. Запишем на доске.

 

Как вы считаете какова тема нашего урока? (слайд 3). Как вы считаете мы можем по другому назвать все эти слова. Каким словосочетанием? Мы с вами уже знакомы с этим понятием из букварного периода.

 Каких целей мы должны добиться сегодня на уроке?

Высказывают предположения: они заглавные, похожие элементы ( палочка с закруглением внизу),

Лишняя буква А, потому что она обозначает гласный звук.

Они заглавные, одинаковые элементы, парные по звонкости-глухости.

Прописывают буквы.

 На картинке изображена девочка. Она держит шарик. Девочка держит шарик.

Учащиеся записывают предложение.

Шарик – это кличка собаки.

C  большой буквы, т. к. это кличка собаки.

Ученик пишет на доске, другие в тетрадях.

Это имена собственные.

Формулируют тему и цель урока

Изучение нового материала

 Развивают умения строить речевое  высказывание в устной форме,

формируют новые способы действий, развивают самостоятельность мышления, развивают умения высказывать свои предположения, слушают и понимают речь других.

Чтобы добиться этих целей  выполним следующее задание. По картинкам составляем словосочетания из 2 слов. Объясняем написание заглавной буквы в словосочетаниях. ( корова Зорька, мальчик Никита, учитель Ольга Николаевна, город Рязань, река Ока, улица Щедрина). Обратите внимание мальчик – это слово название, оно пишется с маленькой буквы. Мальчиков много, а Никита – один, это его собственное имя, имя которое принадлежит только ему. Поэтому имена мы пишем с большой буквы. Это же касается и кличек животных, отчеств, названий городов, рек, улиц. ( записываем словосочетания по очереди на доске, все остальные у себя в тетрадях).(слайд 3, 4)

Дети вместе с учителем выясняют как пишутся слова в словосочетаниях. Записывают эти слова, обращая внимание на ошибкоопасные места.

Динамическая пауза.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Присели, отдохнули. По тропиночке пойдём

В школу мы опять придём.

Ученики сопровождают чтение стихотворения движениями.

Применение

полученных знаний

Развивают

умения строить речевое  высказывание в устной форме; планированию учебного сотрудничества с соседом; формируют  умения слушать и слышать друг друга; развивают

умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

  Организация работы в парах( работа с текстом)

  К нам на урок пришёл известный герой мультсказок богатырь Алёша Попович. Как вы думаете с какой буквы надо писать слова в слососочетании богатырь Алёша Попович.

Он приготовил для вас задание в конвертах. Посмотрите что лежит у вас на столах, найдите задание. Работать будете в паре со своим соседом. Как будете договариваться, чтобы выполнить работу правильно? Учимся слушать друг друга, уважать мнение своего соседа.

  Дан текст, в котором во всех предложениях пропущены имена собственные, задача детей выбрать подходящие слова и вставить в предложения. На доске даётся правильный текст.(слайд 5)

Поднимите руки те ребята, которые справились с этим заданием. А теперь выпишите из текста второе и последние предложения. Что мы должны сделать, чтобы найти второе предложение? Правильно, надо прочитать сначала первое. Как мы сможем определить, что закончилось первое и началось второе? В конце ставится точка, начинается следующее предложение с большой буквы. Последнее предложение надо искать в самом конце.

Вспоминают правила работы в паре. Выполняют работу.

Заслушивают и сравнивают свою работу с образцом.

Отвечают на вопросы учителя, выбирают предложения, зачитывают. Записывают выбранные предложения себе в тетрадь.

Физкультминутка для глаз

Ученики выполняют упражнения для глаз.

Применение полученных знаний на примере выполнения творческого задания

Развивают умения строить речевое  высказывание в устной форме; развивают умения высказывать свои предположения, вносить свои коррективы,

формируют умения слушать и слышать друг друга; умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей; определяют успехи и трудности.

У меня для вас есть очень интересное творческое задание.

Посмотрите на две картинки (слайд 6).Что на них изображено?

На первой картинке- цветок василёк, а на второй – мальчик, которого ласково называют Василёк. Подумайте, как мы с вами напишем первое слово –василёк.( да, с маленькой буквы, потому что это хоть и название цветка, но васильков похожих много. А мальчик Василёк он вот такой именно один).Ваша задача придумать имена собственные, которые можно образовать от слова «василёк».

Имя – Вася, Василий

Отчество – Васильевич

Фамилия – Васильев

Кличка животного – Васька

Можно придумать ещё название города, я вам подскажу - Васильков, есть село Васильевск.

Запишите себе в тетрадь на каждой строчке. Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, проверьте, всё ли правильно он написал, нет ошибок. Если ошибок нет нарисуйте маленький красный кружок, если есть ошибки – зелёный.

        

Обдумывают задание, высказывают свои предположения. Записывают в тетрадь. Проводят взаимопроверку. Оценивают свою работу и работу соседа.

5. Итог. Рефлексия.

Развивают умения строить речевое  высказывание в устной форме;

оценивают свою деятельность на уроке, определяют успехи и трудности.

Организация деятельности учащихся по анализу и оцениванию своей деятельности

Сегодня на уроке вы были молодцы. Вспомним какую тему мы изучали на уроке. Какие цели ставили?  Проверим действительно мы достигли целей. Перед вами два столбика слов, в первом – слова-предметы, во втором – имена собственные. Найдите пару.

Посмотрите в свои тетради, есть ли у вас ошибки.

Какое задание было интересным?

При выполнении какого задания испытывали трудности?

Оцените себя, как вы работали сегодня на уроке.Если вам было всё понятно – закрасьте кружок красным цветом, если были затруднения –зелёным, а если вы ничего не поняли – серым или чёрным.

Спасибо за урок, вы были молодцы.( слайд 7).

Высказывают свои предположения

Оценивание и рефлексия своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"

Тема: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Цель: Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Задачи:o   Обобщение...

Проект урока развивающего обучения по русскому языку "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Проект урока развивающего обучения по  русскому языку  ( система Л.В.Занкова)...

Презентация по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек".

Презентация по русскому языкуУМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек"...

Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....

Конспект урока русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек"

Урок русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (ПНШ)....

Тренажёр по русскому языку "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях и кличках животных""

Тренажёр по русскому языку для 1-ого класса, содержит анимацию, теоретический и практический материалы. Способствует более быстрому и осознанному усвоению темы....