Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Червонова Татьяна Михайловна

Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС.

 В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip32.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского  района   Оренбургской области

Конспект урока  

По русскому языку

 в 1 классе

  УМК  «Гармония»

Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

Выполнила:

Червонова Татьяна Михайловна,

учитель  начальных  классов

2016

Технологическая карта урока

Класс  1                      

УМК «Гармония»                                  Предмет: Русский язык

Название раздела

Звуки русского языка

Урок

№3

Тема урока

Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Педагогическая цель

 содействовать развитию фонетических умений, внимания, мыслительных операций, речи.

Задачи урока

  • мотивировать введение транскрипции; создать условия для тренировки умения записывать звуки новым способом;
  • способствовать формированию умений записывать слова «звуковой» записью, выделять отдельные звуки, осознавать, какие из них ошибочны, и исправлять их; повышать культуру речи и грамотность,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать мыслительные операции (анализировать, делать выводы).
  • создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

 -находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею. (П-1.)

-анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. (П-2.)

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

 - выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совместных действиях. (К.)

Личностные:

- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.)

Технологии

ИКТ, игровая,  здоровьесберегающая.  

Методы, прием

По источнику знаний:

  • словесные (беседа - взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся);
  • наглядные;
  • практические.

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

  • беседа;
  • самостоятельная работа.

По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные;
  • частично-поисковые;
  • постановка проблемы, поиск решений, подтверждений выдвинутых предположений;
  • методы стимулирования;

-создание ситуации успеха, поощрения.

Основные понятия, термины

Звуки, речь

Ожидаемый результат

Предметные: выполняют звуковой диктант, слого-звуковой анализ слова, отвечают на вопросы по темам: «Звуки и буквы», «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?», «Слова-названия, слова-указатели, слова-помощники», читают слова в «звуковой» записи, структурируют знания о звуках и буквах русского языка, о словах, отвечающих на вопросы кто? что? о словах-названиях, словах-указателях, словах-помощниках.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, понимают личностный смысл учения, оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, отбирают средства ее осуществления, проявляют начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

общеучебные - участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях;

логические - осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.

Организация пространства

Формы   обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные (цифровые) ресурсы

учебник: М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

презентация, мультимедиапроектор

        Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный момент.

Цель: мотивировать школьников на изучение темы, создание проблемной ситуации; выполнение действий для приобретения недостающих знаний; организовать деловой ритм работы, проверить готовность учащихся к уроку; создание ситуации успеха.

Слайд №2

Слайд №3,4

Вот книги на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж

Больно важный.

Будьте внимательны, а ещё старательны

Ждут задания интересные вас

Чтоб дружно работал весь первый класс.

Желаю вам, ребята, удачи

Оформляем работу в тетради.

  • Каким вы хотите увидеть сегодня урок?
  •  что же нас сегодня всех объединило?

-Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы

Коммуникативные умения:

- учиться работать в группе, договариваться с одноклассниками, слушать и понимать речь других

Этап актуализации опорных знаний

Цель: актуализировать знания о предложении, об интонации, таким образом подвести детей к постановке учебной проблемы.

Слайд №5

Слайд №6

  • Перед уроками многие из вас показали, что научились говорить скороговорки.(№78)

 (Учитель использовал «минутки общения» в начале учебного дня.)

  • Давайте сейчас по одному разу произнесём каждую скороговорку.
  • Какие звуки многократно повторяются.
  • Можете назвать в каждой скороговорке звуки, которые создают затруднения в их произношении?
  • Правильно, они достаточно очевидны: [с]-[ш], [м]-[м’], [Д]-М, [т]-[п].
  • Укажите звуки-подсказки.
  • Найдите и назовите в этих скороговорках имена собственные.

 (Саша, Саше, Милу.)

  • Какие группы слов знаете?

Работают над скороговорками

Слова-названия, слова-указатели, слова-помощники.

Коммуникативные  умения:

- слушать и понимать речь других

Регулятивные умения:

- учиться высказывать свое предположение

Постановка  цели урока

Цель: включить учеников в учебную ситуацию, мобилизировать умственную активность;  стимулировать осознанное желание самостоятельно поставить учебную задачу.

Слайд №7

Слайд №8

  •  К этим скороговоркам мы ещё вернёмся, а пока вспомните наш самый первый урок русского языка. На нём мы рассматривали обложку учебника и обнаружили на ней какую-то тайну, которую тогда не смогли разгадать.
  • Посмотрите на обложку.
  • Что же мы тогда не поняли? Мяч  [м, а ч, ]
  • А теперь вы понимаете, что это за запись?
  • Чем отличаются эти записи?
  • Вот видите, мы с вами открыли ещё один секрет нашего языка. Вы теперь знаете, как можно точно показать звуки любого слова: нужно обозначить их условными значками и взять всю запись в особые, квадратные, скобки.
  • Как вы думаете чему, будем учиться на уроке?
  • Сегодня мы будем учиться «расшифровывать» звуковые записи и записывать слова значками звуков.

Конечно, тайны языка

Открыли мы не все пока.

Сегодня запись слов значками звуков

мы продолжим.

Ребятам всем, кто в этом затрудняется,

поможем.

Работают по обложке учебника

Выводят тему

урока

Познавательные умения:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для установления  учебной проблемы

Учебно-познавательная деятельность.

Цель: учить выполнять учебные задания в паре и группе; согласовывать позиции и находить общее решение; выполнять самопроверку и взаимопроверку; формировать речевые высказывания и аргументировать свое мнение.

Слайд № 9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд № 15

Упражнение в чтении звуковых записей слов и соотнесении звуков с буквами. Повторение классификации слов-названий

Звуковой диктант. Загадки

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. Морковь

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …Лук

Он кусает – но не пес.
Зубок есть. Но, где, же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это…Чеснок

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке …Репка

  • Как одним словом можно назвать слова – отгадки? Овощи

Проверка

  • Мы учились выделять звуки, теперь усложним работу и будем работать с целыми словами, которые записаны звуковыми значками.

Повторение

  • Давайте попробуем. Откройте учебник на странице  и найдите столбики слов. УПР. № 79
  • Первое слово, я думаю, вы легко прочитаете. (Нос.)
  • На какой вопрос оно отвечает? (Что?)
  • Как вы думаете, какая картинка подходит к этому слову? ( Буратино.)
  • Почему? (У него длинный нос.)    
  • Прежде чем попытаться прочитать второе слово, посмотрите на его звуковую запись и скажите, каким звуком это слово отличается от слова нос? (Отличается первым звуком: в слове нос твёрдый, а в этом - мягкий.)
  • Произнесите сначала первый звук, а потом и всё слово, ([н'], нёс)
  • На какой вопрос оно отвечает? (Что делал?)
  • К какой картинке вы отнесли бы это слово? (Тоже к картинке с изображением Буратино.) Почему? (На ней нарисовано, что Буратино несёт книгу.)        
  • Что называет слово нёс? (Действие.) (Учитель в мощь детям открывает приготовленную таблицу «Слова-названия».) 
  • Перед нами слово нёс, записанное значками звуков.
  • А как оно будет записано буквами?
  • Какая буква гласного звука понадобится? (Буква ё. Учитель письменными буквами пишет на доске: нёс.)

Нёс  

  • По какому правилу письма я написала в слове букву ё? (Для звука [о] после мягкого согласного звука нужна буква ё.)
  • Запишите в тетрадь слово нёс буквами.

-        Вернёмся к учебнику.

  • Произнесите третье слово. (Спать.)
  • Как показано, что последний звук мягкий?
  • На какой вопрос слово отвечает? (Что делать?)
  • К какой картинке оно подходит? (К нижней, где изображены дети, которые легли спать.)
  •  Раз слово спать отвечает на вопрос что делать?, то о нём говорят, что оно называет действие.
  • Прежде чем произносить четвёртое слово, скажите, каким в нём должен быть первый звук. (Мягким.)
  • Произнесите его, а потом и всё слово, ([п'], пять)
  • Есть ли картинка к этому слову? (Карточка с  цифрой пять)
  • На какой вопрос отвечает слово? (Сколько?) 
  • Что оно называет? (Количество.) 
  • Давайте обозначим звуки этого слова буквами.
  • Какая понадобится первая буква?
  • Какая нужна вторая буква? Почему я, а не а? (Чтобы показать мягкость согласного.)
  • Какая третья буква? Получилось слово? (Нет, нужен ещё ь)

Зачем? (Постепенно на доске слово пять оказывается сложенным из букв.)

  • Сравните звуковую запись в книге и запись буквами.
  • Они -одинаковые или разные? (разные) 
  • Будьте всегда внимательны, не путайте записи слов значками звуков, которые мы слышим, и буквами, которые нужны при письме. Запишите словно пять буквами
  • Продолжим расшифровывать слова.
  • Вы легко узнаете первое слово второго столбика. Произнесите его. (Кислый.)
  • На какой вопрос оно отвечает? (Какой?)
  • Есть ли для него картинка? (Такой картинки нет.)
  • Что называет слово? (Признак. При ответе ребята опираются на таблицу слов-названий.)
  • Какое следующее слово? (Кисель.) Задайте к слову вопрос. (Что?)
  • Есть  картинка к этому слову? (Есть. Нарисован стакан киселя.)
  • Как вы думаете, а слово кислый можно отнести к этой картинке?

 (Можно, кисель может быть кислым.)        

  • Назовите первый звук в третьем слове и скажите всё слово, ([д], дети)
  • На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)
  • Какую картинку вы отнесли бы к этому слову? (Нижнюю. На ней нарисованы спящие дети.)
  • Назовите букву гласного звука, которая понадобилась бы вам в первом слоге при записи слова дети буквами. (Буква е.)
  • Расшифруйте последнее слово. (Пряник.)
  • Задай те к слову вопрос. (Что?)
  • К какой картинке можно отнести слово; (Вторая) 

Работа над каллиграфией, запись слова буквами

  • В слове пряник есть интересное сочетание букв: пр. 

Чем интересны эти буквы? (Они очень похожи.

 Какие элементы у них одинаковые? (Прямая линия и линия с закруглениями вверху и внизу.)

А чем они отличаются? (У буквы п прямая линия короткая, а у буквы р - длинная.)        

  • Давайте красиво и правильно напишем сочетание этих букв в тетради (2 раза). Старайтесь, чтобы все элементы были написаны с одинаковым наклоном.
  • А теперь запишем слово пряник полностью. Но сначала обозначьте его слоговыми дугами и найдите «опасные места».
  • . Назовите букву ударного гласного звука, которая вам понадобится. (Буква я.)

 Запишите слово буквами. Следите за их правильностью и красотой.

Отгадывают загадки.  Анализируют данные слова

Записывают первые и последние звуки звуки

Работают по заданию учебника

Анализируют и  сравнивают слова

Самостоятельно работают по учебнику

Работают с опорой на карточку - подсказку

Класс называет букву, а  ученик берёт её из разрезной азбуки и выставляет у доски

Работают с опорой на карточку – подсказку

Сравнивают элементы букв

Учащиеся ставят точки на месте двух последних звуков, безударного гласного и парного по глухости-звонкости согласного

Записывают слово

Познавательные умения:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- высказывать предположения.

Коммуникативные умения:

- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

-формулировать собственное мнение;

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;

Регулятивные умения:

-ориентироваться  в разных способах выполнения задания;

-контролировать процесс выполнения учебного задания.

Физминутка

Упражнение «Буратино».

  • Выполняем стоя, с движениями по тексту.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся.

Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. (Движения сожаления.)

 Чтобы ключик нам достать, (Поворот вправо-влево.)

Нужно (Руки вверх.)

На носочки встать.

(Подъем на носочки.)

Первичное закрепление

Упражнения в записи слов значками звуков

  • Вы научились расшифровывать звуковые записи слов и даже пробовали переводить их в буквенные. А теперь поучимся сами быть шифровальщиками и записывать слова значками звуков. Будем делать подписи к картинкам, которые даны ниже на той же странице учебника

Задание № 80

  • Посмотрите на картинки и докажите, что нам предстоит делать подписи именно значками звуков. (Под картинками есть квадратные скобки.)
  • Что нарисовано на первой картинке? (Шарф.)
  • Произнесите это слово, выделяйте каждый звук, рассказывайте о нём и обозначайте его условным значком.
  •  Каким будет первый звук? ([ш]) Расскажите, какой он. (Согласный, твёрдый, глухой.) Обозначим его. (Вызванный ученик под наблюдением учителя работает у доски.) 
  • Каким будет второй звук? ([а], гласный.) Обозначим его. И т.д.
  •  Сколько слогов в этом слове? (Один.) Нужно ли ставить знак ударения? (Нет, так как слог один.)

-        Что видите на второй картинке, на нарисованном тетрадном листе? (Кляксу.) 

Вот слово клякса и запишем значками звуков.

Первый звук произнесите и обозначьте самостоятельно.

 Какой второй звук? Что о нём скажете? Как покажете мягкость?

 Протяните и послушайте третий звук. Назовите его. Обозначьте.

Помните: сейчас вы не пишете слово буквами, а показываете звуки, которые слышите.

Не забудьте указать ударение. Это надо делать всегда, когда записываете слово значками звуков.

  • На какой вопрос отвечают все слова, в которых вы слушали звуки? (Что?)
  • Что они называют? (Вещи.)
  • Вот вы и научились не только читать и понимать зашифрованные слова, но и сами делать записи слов значками звуков.

         

Работа по заданиям учебника

Называют слова.

Анализируют

Слово клякса записывают на доске значками звуков

Личностные умения:

- осознать ценность родного языка и его значимость для общения;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Подведение итогов урока

Цель: Организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке

Слайд №16

  • Чему учились на уроке?
  • Что нужно знать, чтобы правильно записать слово?
  • А как вы думаете, это вам нужно?
  • Вот давайте и посмотрим, как в жизни вы сможете применить свои знания.
  • А теперь мы отправимся в детский сад. Все вы (или почти все) там бывали. Кого водят в детский сад? (Малышей.) А малыши часто не умеют хорошо говорить. Особенно им трудно выговаривать отдельные звуки, и поэтому в их речи нередко бывают ошибки. Маленькие дети заменяют звуки, вместо одного произносят другой, а иногда и вовсе пропускают какой-то звук.

Работа по заданию № 81

  • под картинками значками звуков показано, как малыши в детском саду говорили некоторые слова. Я буду произносить эти слова за ребят, а вы слушайте, старайтесь понять слово и говорите его правильно. Мы будем искать и исправлять ошибки в звуках.

(Учитель произносит первое слово.)

  • Вы догадались, что за слово сказано? Картинка вам помогает. (Это слово зайка.)
  • Давайте исправим ошибку, но сначала поучимся. В голубой рамке справа есть подсказка, как надо исправлять ошибки в словах. Ребёнок сказал [сапка].
  • Какое слово он хотел сказать? ([лапка].)
  •  Какой звук неверный в слове малыша? ([в])
  • Каким его нужно заменить? ([л]) В образце показано, как мы должны зачеркнуть неправильный значок звука и сверху в квадратных скобках надписать верный. Давайте исправим ошибку, которую нашли в первом слове. Значок какого звука зачеркнём? А значок какого звука надпишем?
  • Послушайте ещё одно слово малыша. (Учитель произносит предпоследнее слово.)
  •  Скажите его правильно. Какой звук надо заменить? Зачеркните значок неверного звука и надпишите правильный. (Так же проходит работа с последним словом.)
  • Вот видите, какими вы стали взрослыми. Вы уже можете помогать малышам правильно выговаривать слова. А ведь совсем недавно вы были маленькими и тоже допускали похожие ошибки. Правда?

Подводят итог урока

  • Исправление произносительных ошибок малышей

Учащиеся исправляют ошибки

К-3

Л-4

Р-3

Рефлексия.

Слайд № 17

  • Продолжить предложения.

Дома спросите у мамы, у бабушки, какие звуки вы не умели выговаривать и в каких словах делали ошибки. Приготовьтесь рассказать об этом. Это будут ваши воспоминания. В учебнике на странице 56  № 82 есть такое задание, а внизу в голубой рамке подсказано, как можно начать рассказ. Составьте свои воспоминания и будьте готовы поделиться ими в наши «минутки общения» до уроков. Кто захочет, исправьте оставшиеся ошибки малышей.

Дают оценку своей работе

Р-3

Список использованной литературы:

  1. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс в трёх частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015г.
  3. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс.  – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.

     4.Загадки – сайт для мам малышей «Ну, мама!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

На протяжении всего урока  в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...

Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...

Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"

Цель деятельности учителя:углубление и закрепление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе.Задачи урока:Дидактические:1) повторить, что такое лексическое значение слова;2) закр...