Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Миляева Ирина Владимировна

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_r.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 152                                                                                                                                     Учитель: Миляева И.В.
Класс: 1 «В»                                                                                                                                    

Кабинет: 214                                                                                                          

Дата: 06.10.15                                                                                                                                                                                

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р.

Цели деятельности учителя: формировать навыки правильного слогового, выразительного и сознательного чтения; познакомить с новыми буквами и звуками; учить узнавать графический образ букв; воспитывать интерес и любовь к чтению; способствовать развитию литературно грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха. 

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • распознают на слух звуки [р],[р'], обозначают их на письме буквами Р,р; находят буквы в словах и предложениях;
  • характеризуют звуки  [р],[р']; прописывают буквы Р в «Прописи»;
  • составляют рассказ по вопросам/опорным словам;
  • совершенствуют диалогическую форму устной речи в ходе дискуссии и монологическую в ходе пересказа сказок.

Личностные:

  • осваивают социальную роль обучающегося, развивают мотивы учебной деятельности и формируют  личностный смысл учения;
  • приводят примеры справедливого поведения из личного опыта, оценивают поведение героев «Сказки о рыбаке и рыбке».

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Азбука: 1 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2014, пропись, презентация, таблички со словами.

Этап урока

Метод и приемы

Время


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Ирина Владимировна. И сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!
- Улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение. Кто же мне покажет, как должен сидеть настоящий ученик?

Приветствовать учителя
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы

Практический: игра

Решение частных задач

Словесный: анализ иллюстрации, ответы на вопросы, пересказ сказки

Практический: физические упражнения

Практический: выполнение упражнений в прописях (работа в прописях)

5 мин

10 мин

3 мин

17 мин

- Ребята, с какими звуками вы познакомились на прошлом уроке? ([р],[р']) Кто может охарактеризовать каждый из этих звуков? (Звук согласный, звонкий, мягкий/твердый) Молодцы! А теперь давайте проверим, узнаете ли вы этот звук в словах. Если вы слышите звук [р] – хлопаете; а если звук [р'] – топаете. (Красота, верность, ромашка, лепесток, звук, охрана, море, рыба, одуванчик, подросли, красный, укроп, радость, прялка, рявкнуть, упрямство, прямая, лесная). Хорошо, вы отлично поработали!

- А кто мне подскажет, с какой буквой вы познакомились на предыдущем уроке? (р) Как вы думаете, с написанием какой буквой мы будем знакомиться на этом уроке? (р строчная буква, а какая еще есть? (Заглавная - Р) Молодцы!

Но прежде, чем мы познакомимся с заглавной буквой Р, давайте откроем учебники на странице 64. Как называется сказка? Кто ее написал? Ребята, кто читал сказку? (Демонстрация книги)

Что изображено на рисунке? (Море, берег, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро).                                                                                                                                                               Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку).                                                                        Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).

Прочитайте слова с буквой «р» и определите звук.

Давайте прочитаем начало этой сказки. Кто может рассказать, что произошло дальше? Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?  ( Нельзя жадничать, стремиться получить больше того, что ты заслуживаешь, иначе останешься у разбитого корыта.)

Ребята, какие еще произведения А.С. Пушкина вы знаете? (Песнь о Вещем Олеге, Сказка о золотом петушке, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Молодцы, обязательно прочитайте сказки А.С. Пушкина и обсудите с родителями чему они учат.

Ребята, а сейчас давайте подготовимся к письму, для этого разомнем наши пальчики.

Тесто pучками помнем (сжимаем-pазжимаем пальчики)

Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками)

А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола)

И кокосовою кpошкой

Мы пpисыплем тоpт немножко...(«сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)

А потом заваpим чай (большой пальчик соединяем с остальными, в виде чашечки)

В гости дpуга пpиглашай. (двумя ладонями делаем движения по направлению к себе – «зовём» друга)

Откройте прописи на странице 27. Посмотрите на 1 строчку. Сначала мы будем тренироваться в написании элементов заглавной буквы Р. 1 элемент: прямая наклонная с закруглением внизу влево. От середины вспомогательной строки проводим длинную линию с закруглением влево. 2 элемент: полуовал, открытый снизу. Теперь обведите по 3 элемента. Обведите карандашом ту пару элементов, которая получилась у вас лучше всего. Теперь посмотрите на 2 строчку, мы будем прописывать заглавную букву Р. Для этого нужно соединить 2 элемента. Посмотрите, как пишется буква Р.  От верхней дополнительной строки проводим длинную линию с закруглением влево.  (Раз, и; и). Сначала обведите буквы, а затем напишите еще 3. Теперь переходим к 3 строке.  Вам нужно обвести и прописать букву Р. Рефлексия. Молодцы! 

Прочитайте первый слог. Какое соединение? Какие звуки в этом слоге? Прочитайте слово по схеме. Сколько слогов? Прочитайте с ударением. Почему мы пишем слова с большой буквы?

Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении? Списывание. Кто прочитает предложение? Какой знак стоит в конце предложения? Почему? Прочитайте с правильной интонацией.

Работа по ленте памяти. Звонкий согласный, указывает на мягкость предшествующего гласного.

Вспоминать и характеризовать звук

Систематизировать звуки

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Анализировать изображение

Систематизировать изображенное на иллюстрации

Отвечать на вопросы

Читать сказку

Пересказывать сказку

Рассуждать о главной мысли сказки

Вспоминать произведения А.С. Пушкина

Выполнять физические упражнения

 Готовиться к письму

Прописывать элемент в воздухе

Обводить и прописывать элементы в прописи

Выделять лучший элемент

Прописывать букву в воздухе

Обводить и прописывать букву в прописи

Выделять лучшую букву

Прописывать слоги, предложение

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: строят речевое высказывание.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы; четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Личностные:

установка на ЗОЖ.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

  1. мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Над каким произведением работали? Какая основная мысль сказки? О каких звуках говорили? Какая буква обозначает их на письме? Охарактеризуйте их. Продолжи предложения:

-Сегодня  я узнал________ .

-Было  трудно_______________ .

-Было   интересно__________ .

- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу.                                                                               До свидания.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Конспект и презентация урока обучения грамоте по теме " Согласные звуки [к ], [к\' ], буквы К, к".

Конспект урока для 1 класса, УМК " Школа России" В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская,М.В.Бойкина....

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс «Согласные звуки [м ], [м\']. Буквы М, м»

Тип урока: изучение нового материалаКласс: 1 классТема урока: «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» . Методы: продуктивный, частично-поисковый. Цель: создать условия для овладе...