Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

урок русского языка в 3 классе программа Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 95                                                                                                                        Методист: Кондратьева И.И.

Учитель: Устьянцева Н.Д.                                                                                             Студентка: Якупова Лилия

Класс: 3-6

Тема: «Склонение имен существительных»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с понятием « склонение имен существительных», научить определять склонение существительного; формирование навыков правописания и самоконтроля.

Планируемые результаты:

Предметные:

- продолжат формировать умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными    орфограммами, группировать слова по типу орфограммы; осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы

- получат первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;

- научатся  изменять имена существительные по падежам;

Личностные: воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; научатся осознавать свои возможности в учении.

Оборудования к уроку: учебник, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный

1 мин

Здравствуйте, ребта. Меня зовут Лилия Владиковна, и сегодня я у вас буду вести урок русского языка. Проверьте все ли у вас готово к уроку. приведите в порядок свое рабочее место. Садитесь.

Проверка рабочего места.

К.: приветствуют учителя.

Р.: самоконтроль

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

Частичный звуко-буквенный анализ

Словарная работа

≈ 3

Минутка чистописания.

-Запишите каллиграфически.

на доске:   Открыли тетради. Записали число и классная работа.

 Минутка чистописания. Ая, Яа

 Что вы можете рассказать об этих буквах? (обозначают звук [а], буква Я может обозначать два звука). Пропишите эти буквы чередуя.

Асякаляоянаеянаияеа- вычеркни все буквы я и а. что получилось?

Я буду читать предложения, а вы скажете, как назвать это одним словом и записывать эти слова в именительном падеже через запятую.

Утренний приём пищи ( завтрак)

У природы нет плохой (погода)

Зимняя пурга, буран (метель)

Дерево со светлой корой, символ России (берёза). Человек, который совершает поездку на транспортном средстве (пассажир). Подчеркните орфограммы и выделите ударения.

Домашнее животное породы фокс (собака).

Что объединяет эти слова?(они все существительные)

на какие группы можно разделить слова? (одуш-неодуш, по количеству слогов, твердые согласные – мягкие согласные. на три склонения)

Читаем по очереди слова, выделяя орфограммы и ударения. Ошибки исправляем.

Хорошо, надеюсь все справились.

Писать каллиграфически.

Образовать форму ед.ч.

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

 Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, исходя из минутки чистописания и словарного работы, какая тема нашего урока?  

Какие цели вы для себя определите?

 

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: чтение правила.

Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

≈ 25

Изучение нового материала.

 Вам уже известно, что такое склонение имен существительных.
Кто может ответить на этот вопрос?

В зависимости от рода и окончаний все имена существительные делятся на 3 склонения.

Ребята, откройте учебники на странице 114. Найдите упражнение 106.

Кто прочитает слова? Распределите и запишите эти существительные в три группы по родам: ж., м., ср. и выделите окончания.  Кто пойдет записывать к доске?

Существительные каких двух родов имеют в и.п. окончания –а, -я? У существительных каких двух родов в и.п. нулевое окончание? У существительных какого рода в и.п. окончания –о, -е?

А теперь распределите эти же слова в другие три группы так, чтобы:

-в первой группе были слова м., ж. с окончаниями –а, -я;

- во второй группе – слова ср.р. с окончаниями –о, -е и слова ж.р. с нулевым окончанием;

- в третьей группе – слова ж.р. с нулевым окончанием. Слова запишите столбиками. Везде выделите окончания.

Где получилось меньше всего слов? Над каждым столбиком напишите с помощью римских цифр : 1скл., 2 скл., 3 скл.

Сравните  свои работы с доской.

Кто прочитает правило? Что такое склонение имен существительных? Сколько типов склонения существует в русском языке? Что общего у слов, относящихся к одному склонению? (они одинаково изменяются по ч. И имеют один.окон.)

Итак, идем дальше учиться склонять и наблюдать за окончаниями.

Упражнение 107

Прочитайте задание про себя. Кто прочитает задание громко, четко? Выполните задание в тетрадях, выделите во всех словах окончания и поставьте ударения.

 Вы заметили, что окончания слов одного и того же склонения могут быть ударными и безударными?

Кто прочитает правило? Как пишутся окончания стоящие под ударением? Какие окончания должны быть у слов, принадлежащих к 1 скл в одном и том же падеже? Обменяйтесь тетрадями и проверьте сравнивая со слайда.

Физ.минутка

Упражнение 108

Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? Кто пойдет записывать к доске? нужно 4 человека. Окончания везде выделите.  Поставьте ударение. Безударные окончания проверяйте по ударным. А затем посмотри, какое слово у тебя записано в столбике 3 скл. В упражнении 106. К какому роду оно принадлежит? А почему же оно записано не в том столбике, где другие существительные ж.р.? в чем его особенность? Сравните работы с доской? Есть ошибки? (разбираем ошибки, если есть)

Упражнение 109

Прочитайте задание. Просклоняйте слово степь в ед.ч., выделите окончания.  

Кто прочитает

Что интересного вы можете сообщить об окончаниях этого слова? Теперь вы понимаете, в чем особенность изменения по падежам слов 3 скл.?

Кто прочитает правило? Какие существительные относятся к 1-му скл? Ко 2-му? К 3-му?

Ребята, давайте вместе составим алгоритм, как определить склонения имен существительных? (на экране появляется алгоритм поэтапно)

Слушать учителя.

Распределять слова по родам.

Отвечать на вопросы.

.

Склонять письменно существительные из 1-го столбика.

Проверять работу.

Читать правило.

Склонять письменно существительные из 2-го столбика.

Проверять работу.

Склонять слово степь в ед.ч.

Читать правило.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

 

≈10

Ребята, какая тема была сегодня у нас на уроке? Какие цели ставили перед собой? Достигли мы их?

Что нового узнали? Как определить склонение существительных? Какие существительные относятся к первому склонению? Ко второму какие? К третьему склонению?

Что было трудным на уроке? Что давалось легко? Покажите какое у вас настроение?

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода,  формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...