Конспект урока по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленны имена существительные" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коновалова Елена Александровна

УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odush._i_neodush.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку

Тема:  "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных Выявить способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных.

 Планируемые результаты:

предметные: 

  • применяют орфографические правила

личностные:

  • ориентируются на понимание причин успеха в учёбе;
  • сохраняют мотивацию к учёбе.

Оборудование: учебник Русский язык 3 класс 2ч. "Начальная школа 21 века", рабочая тетрадь ,презентация.

Тип урока: закрепление

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

Мотивационный

Фронтальная

Слове.: слово учителя, работа с пословицей

= 2

Приветствие учителя

Проверка готовности к уроку.

- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

Приветствовать учителя

Работать с пословицей

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

П.: строят речевое высказывание.

2

Мотивационный

Практич.: работа с предложением

=3

Самые сильные спортсмены собрались на центральном стадионе.

- Запишите это предложение. Разберите по членам предложения.

- Слово "сильные" разберите по составу и сделайте фонетический разбор.

Работать со словами

Р.: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных ориентиров.

3

4.

5.

Постановка учебной задачи

Слов.: запись слов в два столбика.

Практич.: из первых слогов составить слова.

Словес.: формулировка темы и цели

Решение частных задач

Словес.: определение значений слов

Практич.: работа с упражнением

Практич.: работа с словарными словами

Практич.: игра "одуш. и

неодуш"

Практич.: превращение слов

Работа в парах

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

=30

Записать название картинок в два столбика: медведь, помидор, ракета, воробей, учитель, кастрюля.

Взаимопроверка (обменяться тетрадями)

- Что объединяет эти слова? (Имена существительные)

- Что такое существительное?

3. Разделить слова на группы по определенному признаку.(Кто?что?)

- Какие слова отвечают на вопрос кто?

- Какие слова отвечают на вопрос что?

- Так над чем мы сегодня будем работать на уроке? Сформулируйте цель урока.

Как вы думаете, может ли одно и тоже имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным. Предлагаю вам провести исследование.

2. Расшифруй слова. 

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
  • мышцы+катер=….(мышка)
  • рога+забор=…(роза)
  • сова+баня+капуста=…(собака)
  • коза+лето+сова=…(колесо)
  • сито+нива+царица=…(синица)

Получившиеся слова, записанные на карточках, фиксируются на доске.

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариантзапишите неодушевлённые существительные.

Работа выполняется самостоятельно.

- Какие слова выписал I вариант? Почему?

- Какие слова выписал II вариант? Почему?

- А теперь сверим свои ответы. 

- Что заметили?

- Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)

1 группа. - Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)

Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.(коса, коза, мак, рак, капля, цапля, сон)

2 группа. Даны слова: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный.

- Что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)

Образуйте от данных слов однокоренные неодушевлённые существительные.

- На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)сила-силач, гриб-грибник,  лыжи- лыжник ,пожар-пожарный.

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Что новое узнали на уроке?

- Чему учились?

- Какое задание вам больше понравилось?

- Где вам пригодятся полученные знания?

Работа с листами самооценки. Продолжите предложение: На уроке я…

Записывать слова в два столбика

Формулировать тему и цель

Определять значение слов

Превращать слова

Выполнять упражнение

Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П: извлекают необходимую информацию из учебника

К: формулируют ответы и выводы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...

Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)  Тема: Упражнения в правописании ...