Конспект урока русского языка "Буквы О и Ё после шипящих и Ц", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Буквы О и Ё после шипящих и Ц56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Буквы о/е/ё после шипящих и Ц».

Цели урока: повторить и расширить знания о правописании букв о/е/ё после шипящих и Ц.

Планируемые результаты

  • предметные: знать о правописании о/е/ё после шипящих и Ц, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УКИЗ

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: устное упражнение.

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: устное упражнение.

Словесн.: формулировка темы урока.

≈10

- Ребята, как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова грош_вый и деш_вый?  

- В чем же тут дело?

- Вы верно заметили, что в обоих словах интересующая нас буква находится под ударением, но только ли это главное?

- Давайте попробуем разобрать эти слова по составу.

- Вспомним вначале, что значит разобрать слово по составу и в каком порядке выполняется такой разбор (определить все части слова; вначале выделяется окончание, затем основа, в которой, в свою очередь, выделяются корень, приставка, суффикс.)

– Итак, состав этих слов, как видите, разный.

- В одном случае искомая буква находится в корне, в другом – в суффиксе.

- Именно это и будет влиять на выбор написания.  

- Каким образом?

- Посмотрите на слова на доске и вставьте пропущенные буквы.

птиц…й, свеж…, пч…лка, больш…й, ландыш…вый, ш…рох

- С какими частями речи будем работать?

- Сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

- Повторение написания (букв о, е, ё после шипящих и ц в различных частях слова)

Выполнять устное упражнение.

Разбирать слова по составу.

Формулировать свои мысли, рассуждать, отвечать на вопросы учителя.

Выполнять устное упражнение.

Определять тему урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: чтение правила в учебнике.

Словесн.: дополнение правила.

Практич.:  работа с учебником, письменное упражнение.

Практич.: взаимопроверка на основе фронтальной.

Практич.: работа по рядам над письменным заданием, фронтальная проверка.

Практич.: работа с обратным словарём, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка, подведение итога.

≈25

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Теперь запишите в столбик слова (свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, вещь, биржа, дворец)

- От данных существительных образуйте прилагательные с помощью суффиксов – ов-/- ев-.

- Поставьте ударения.

- Давайте проверим какие слова вы образовали (свинцовый, кумачовый, парчовый, ситцевый, песцовый, грошовый, камышовый, грушевый, плюшевый, вещевой, биржевый, дворцовый)

- Откройте учебники на странице 88 и прочитайте правило.

- Давайте сделаем вывод.

- Исходя из прочитанного и выполненного упражнения дополните это правило.

- Теперь выполните упражнение 89.

- Вам нужно записать прилагательные из словосочетаний в два столбика – прилагательные, которые родились прилагательными; прилагательные, которые образованы от существительных.

- Рядом с прилагательными второй группы напишите в скобках существительные, от которых они образованы и выделите у прилагательных суффикс.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и давайте проверим.

- Какие прилагательные записали в первый столбик? (лохматый, хороший, весёлый, мокрый, тусклый, тёплый, сладкое, горький)

- Какие прилагательные записали во второй столбик? (ватный, огуречный, аптечный, песочные, черничное, табачный, кулачный, капустный)

- Ребята, согласны ли вы с тем, что все прилагательные во втором столбике образованы с помощью одного и того же суффикса?

- Какой это суффикс? (-н-)

- С помощью этого суффикса первый ряд образует прилагательное от существительного звезда, второй ряд от существительного победа, третий ряд от существительного клубника.

- Выделите суффикс.

- Какие прилагательные получились? (звёздНый, победНый, клубничНый).

- А теперь откройте обратный словарь на –А, на –на.

- Запишите в столбик все слова.

- С помощью суффикса –н- от этих слов письменно образуйте прилагательные и разберите их по составу.

- Давайте проверим.

- Ребята, а почему в этих прилагательных пишется две буквы Н?

- Сделайте вывод.

Работать над письменным заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.

Читать и дополнять правило в учебнике.

Выполнять письменное упражнение, выполнять взаимопроверку на основе фронтальной проверки, отвечать на вопросы, делать вывод из упражнения.

Работать с обратным словарём, выполнять письменное задание, разбирать слова по составу, проводить фронтальную проверку, подводить итоги.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

Практич.: самооценка работы на уроке.

≈5

- Ребята, подведём итоги урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой суффикс под ударением пишется в прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящий или Ц? (-ев-)

- Какой суффикс пишется без ударения? (-ов- -ёв-)

- Сделайте вывод (для того, чтобы определить какую букву написать, нужно поставить ударение)

- Оцените свою работу на уроке.

- Нарисуйте на полях лесенку с тремя ступеньками.

- Нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и хорошо работали.

- На средней, если не до конца поняли тему урока и допускали небольшие ошибки в заданиях.

- На нижней ступеньке, если не поняли тему урока и допускали грубые ошибки в заданиях.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке.

Оценивать свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха».

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...

Технологическая карта урока русского языка «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений об обозначении фонемы <о> после шипящих в личных окончаниях глаголов.Задачи урока:Дидактические: вспомнить правило правописания окончаний имён существитель...