Конспект урока по русскому языку 3 класс Школа России Л.М. Зеленина на тему "Упражнение в склонении имен существительных и в распознании падежей"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Попова Екатерина Петровна

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка, я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час!

-А сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише мальчики.

Слушать вступительное слово.

Личностные  воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

Мотивационный

Практический: минутка чистописания

Словесный: отгадывать загадки.

Практический:

Записывание падежей

5 мин

Минутка чистописания.

– Как называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение.)

– Запишите красиво и аккуратно это слово на следующей строке три раза.

-А сейчас послушайте загадки о падежах и называйте мне отгадки.

1) Предлогов с детства не люблю,

    С собою рядом не терплю.

    Мои вопросы – кто? и что? –

    Ни с чем не спутает никто.

                        (Именительный падеж.)

2) Кого же нет?

    Я очень беспокоюсь,

    Чего же нет?

    Отправлюсь я на поиск.

    Прошу, друзья, скорее помогите!

    И как зовут меня, скажите!

                        (Родительный падеж.)

3) Я работаю старательно.

    Кому отдать? К чему призвать? –

    Лишь только я могу сказать.

    С предлогом «к» порой дружу,

    Но и один гулять хожу.

                        (Дательный падеж.)

4) Кого винить, мне видно сразу!

    Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.

    Ведь я важней министра!

    Все это знают тут!

    А ну скорей скажите:

    Как меня зовут?

                        (Винительный падеж.)

5) Творите – чем? Творите – с кем?

    Я подскажу вам – нет проблем!

    Предлогам «перед», «под» и «над»

    В любой момент я очень рад.

                        (Творительный падеж.)

6) Мне без предлогов свет не мил.

    Пусть будут «в», и «о», и «при» –

    Ты их случайно не сотри!

    Тогда смогу я рассказать,

    О чем мечтать и в чем гулять.

                        (Предложный падеж.)

– Запишите падежи по порядку. Рядом укажите их вопросы.

-Итак, назовите тему нашего урока. (Склонение имен сущ. определение падежа у сущ.)

-Какие цели поставим перед собой? (Научиться склонять имена существительные, определять падеж существительных.)

Каллиграфическое списывание.

Отгадывать загадки.

Записывать падежи.

Определять тему и цели урока.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Коммуникативные:- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Решение частных задач

Практический:

Списывание упражнения.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический:

Выполнение физ.упр.

30 мин

-Откройте учебник на стр.96.

-Откройте тетради, отступите от последней записи 2 строчки запишите сегодняшнее число (16 марта. Классная работа.)

Упражнение 105

-Прочитайте предложения. У каждого существительного с помощью вопроса определите падеж. Подумайте, по цепочке начнем с первого предложения.

Что? -дождь-и.п.

Чему? – улице – д.п.

По чему?- по стеклу-д.п.

Что? - струйки- и.п.

Что?- осень-и.п.

Что?-пора-и.п.

-Спишите предложения, и сверху над существительными укажите падеж.

-А теперь скажите, в каком падеже перед существительными не употребляются предлоги. (В именительном падеже.)

-Сейчас все вместе прочитаем сведения о языке. Подтвердились наши суждения? (Да.)

Физминутка.

Ну а сейчас настало время отдохнуть.

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь. 
Раз – наклон, два – наклон, 
Словно буква “О” свернусь. 
И попрыгаю немножко, 
И руками покручу, 
Постою на правой ножке 
И головкой поверчу… 
Тихо сяду, улыбнусь 
И работою займусь!

-Прочитайте строки из стихотворения Георгия Ладонщикова.

-Составьте словосочетания с выделенными словами с помощью вопроса. (Устроил под чем? под березой, устроил на чем? на пригорке, устроил что? норку, спит под чем? под корягой, спит в чем? в буреломе, спит в чём? в доме. сущ. предлож. падежа.). (В предложном падеже существительные всегда употребляются с предлогами.)

-Сейчас спишите данное стихотворение и сверху укажите падеж каждого существительного.

-Прочитайте сведения о языке.

Существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами. В остальных косвенных падежах существительные могут употребляться и с предлогами, и без предлогов.

Открывать тетради.

Записывать число.

Читать предложения.

Работать по цепочке у доски.

Указывать падеж.

Делать вывод.

Читать сведения о языке.

Выполнять разминку.

Читать стих.

Составлять словосочетания с помощью вопроса.

Делать вывод.

Списывать упражнение, указывать падеж.

Коммуникативные:- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Рефлексия

Практический:

диктант

Итог урока

Словесный:

ответы на вопросы

10 мин

Запись под диктовку.

На лесной полянке, варит из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолете, подлетел к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

-Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.)

-В каком падеже существительные никогда не употребляются с предлогами? (В именительном.)

- В каком падеже существительные всегда употребляются с предлогами? (В предложном.)

Записывать под диктовку словосочетания.

Указывать падеж существительных.

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

Домашнее задание

1 мин

Откройте дневники, запишите домашнее задание просклоняйте существительное море, солнце.

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «А»

Тема урока: Упражнение в склонении имен существительных и в распознании падежей.

Цели урока: закреплять умения ставить падежные вопросы к существительным и определять падеж существительных.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся ставить падежные вопросы к существительным и определять падеж существительных.

  • Личностные: ценностные отношения к умению выполнять деление с остатком и проверку, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам.

Тип урока: закрепление

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.М. Зеленина. Школа России. «Просвещение» 2013.

И.п   кто? пчела

Р.п

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

И.п   кто? пчела

Р.п

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

И.п   кто? пчела

Р.п

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

И.п   кто? пчела

Р.п

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

И.п   кто? пчела

Р.п

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

И.п   кто? пчела

Р.п

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...