Урок русского языка в 1 классе на тему: "Алфавит, или азбука. Значение алфавита"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Бажутова Наталья Викторовна

Технологическая карта урока русского языка по программе "Школа России". К сожалению, не смогла добавить в папку фильм "Алфавит" (сл.И.Резника). Специально к уроку обрезала начало и конец фильма. Можно попробовать скачать этот фильм по ссылке http://vk.com/video293839503_456239017 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл алфавит710.35 КБ

Предварительный просмотр:

Бажутова Н. В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №  358 г.Санкт-Петербурга

Тема урока

Алфавит, или азбука. Значение алфавита.

Цель урока

Познакомить детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названий букв и порядка букв в алфавите; формировать интерес к происхождению слов, ввести в активный словарный запас термины алфавит, азбука и слово с непроверяемым написанием хорошо; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Основные понятия темы

Алфавит, азбука;  согласные буквы; гласные буквы; звуки; буквы, не обозначающие звуков

Словарь: хорошо

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Правильно называть буквы в алфавитном порядке; запоминать последовательность букв в алфавите; располагать заданные слова в алфавитном порядке

Личностные: понимать и сохранять учебную задачу урока.

Познавательные: познакомиться с этимологией слов алфавит и азбука; научиться применять знание алфавита в жизни.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; высказываться о значимости изучения алфавита.

Организация пространства

Межпредметные

связи

Формы работы

Ресурсы

Музыка. ИЗО. Литературное чтение (использование видеофрагмента песни – фильма из иллюстраций к алфавиту).

Фронтальная работа

Работа в парах

Индивидуальная работа

Учебник «Русский язык»

Таблица «Лента букв»

Таблица «Алфавит»

Интерактивный кроссворд «Словарные слова»

Презентация для работы в парах

Интернет-ресурс http://learningapps.org

I этап     Мотивация к деятельности.  Постановка темы. Целеполагание

Цель этапа — повторить изученные словарные слова, познакомить с новым словом хорошо; мотивировать учащихся на изучение темы  

Словарная работа. Разгадывание интерактивного кроссворда.

Учащиеся отгадывают слова, записывают их на доске, делают транскрипцию слов:

пальто [ п а л` т о] – 6 б., 5 зв.

весело  [в`э с`э л а] – 6 б, 6 зв.

хорошо [х а р а ш о] – 6 б, 6 зв.

- Какое новое словарное слово нам нужно запомнить?

Мотивация. Просмотр фильма- песни «Алфавит» (сл. И.Резника)

 

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Каковы наши цели?

II этап   Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

Диагностические задания

Знакомство с алфавитом. Работа с учебником

Цель —  познакомить детей с алфавитом, его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названий букв и порядка букв в алфавите

 Упражнение 1. С. 52 

- Кто знает наизусть алфавит и может его рассказать?   (Ответы учащихся)

- Давайте найдём на с.52 учебника упр.1 и сравним,  правильно ли были названы буквы алфавита.   (Ответы учащихся)

- Кто знает, что такое алфавит?  (Ответы учащихся)

- Проверим, верно ли вы объяснили, что такое алфавит. (Работа с рубрикой «Сведения о языке», с.52)

 Упражнение 2. С.53.

1.Сколько всего букв в русском алфавите?

2.Для чего нужны буквы?

3.Какие две буквы не обозначают звуков?

Работа с лентой букв. Дополнительные вопросы:

Сколько гласных букв? Сколько согласных букв? Гласных букв или гласных звуков больше? Согласных букв или согласных звуков? Почему? А может быть, можно обойтись без алфавита? Достаточно ленты букв? Для чего же нужен алфавит?

 

                Упражнение на развитие орфографической зоркости.

Цель – закреплять умение списывать без ошибок и находить ошибки на изученные правила

 Упражнение 3, с.53. («Ловушка»)

- Спишите предложение из упражнения. Кто сомневается, правильно ли преобразовали печатный текст в письменный,  можете проверить себя по записи на доске:

как харашо уметь читать

Учащиеся должны найти ошибки и назвать правила, на которые они допущены.

Упражнения на закрепление знания алфавита,

знакомство с этимологией слов азбука, алфавит 

Цель -  закреплять знание алфавита; умение определять гласные буквы, буквы твёрдых и мягких согласных; познакомить с этимологией слов азбука, алфавит.

 Физминутка. Игра «Алфавит»

- Ведущий рассказывает алфавит, а вы просто поднимаете руки, если ваша фамилия не начинается с этой буквы, а если звучит первая буква вашей фамилии, вы встаёте и тут же садитесь.

Упражнение-пазл. Интернет-ресурс. http://LearningApps.org/display?v=phifown3c16 

 

Подсказка на доске: алфавит [а л ф а в`и т]

Учащиеся по цепочке выходят и открывают буквы.

- Странно, было слово алфавит, а тут появилось слово азбука. Ребята, вы не знаете, почему? (Ответы учащихся)

Работа с рубрикой «Страничка для любознательных» (с.53 учебника)

Чтение, ответы на вопросы: Из какого языка пришло слово алфавит? Из какого языка пришло слово азбука?

 

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель –  формировать умение работать  в парах; располагать слова в алфавитном порядке.

 

Работа в парах. Презентация на экране. Задания на листочках у детей.

Самопроверка

Поднимите руку, у кого получилось всё правильно.  Молодцы!

IV этап   Подведение итога. Рефлексия.

Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

 -  Какие новые знания приобрели сегодня?

- Какие трудности возникли?

- Какое задание было наиболее интересным?

- Все ли цели достигли?

- Для чего же нужен алфавит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом....

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных  в речи»...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...