Учебно - методический комплект по русскому языку на тему "Заглавная буква в географических названиях"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_v_geografiyach_nazvaniyah.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка

Предмет: русский язык

Класс: 2 «А»

Тема урока: «Заглавная буква в географических названиях»

Цели урока:

  • формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;
  • учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании географических названий своего края;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

предметные:

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • обосновывать правильность определения собственных имён существительных;

личностные:

  • оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, стр.59 – 60., презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

≈ 1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

2

Мотивационный

Словесный: ответы на вопросы, слово учителя

Чистописание.

≈ 2

Прозвенел сейчас звонок.
Он сказал: “Начнем урок!”

Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд

Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). 

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд .

РРР Ро Ре Рье

Моя Родина-

Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] )

В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье)

Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости).

В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)?

Пропишите до конца строки.

Спишите начало предложения (Моя Родина)

Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

Контролировать правильность записи.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

П.: строят речевое высказывание.

3

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Работа по теме урока.

Словесный: ответы на вопросы

Практический: анализ слов

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Словесный: ответы на вопросы

Практический: запись неодушевленных слов

Итог урока.

Рефлексия. 

Домашнее задание

≈ 7

≈ 10

Вставьте маленькую или заглавную букву в слово. Объясните, как записали одинаково звучащие слова.

1 группа.
Высоко летает (о?О) .рёл. В нашей стране есть город (о?О) .рёл.

2 группа.
В Азии есть река (т?Т) .игр. В лесах живёт (т?Т) .игр.

3 группа.
Ребята приехали в город (л?Л) .ьвов. В Африке живёт много (л?Л) .ьвов.

Группы распределяют на доске предложения по двум группам и оценивают работу.

Какие слова в предложениях ещё записаны с заглавной буквы?

Азия, Африка, город Орёл, город Львов, река Тигр – это?

Значит, тема урока?

1) Работа над правилом.

Как пишутся географические названия?

Что относится к географическим названиям? (Названия городов, посёлков, проспектов, деревень, улиц, рек, морей.) Прочитайте об орфограмме на стр.60.

Словарная работа.

Имя собственное нашего государства? (Слайд 4)

Россия – страна, расположенная в Европе и Азии.

Подчеркните имена собственные.

Имя собственное нашего города? (Трёхгорный.) (Слайд 5)

Работа в группах: исправить текст, подчеркнуть имена собственные. (Работа с деформированным предложением.)

Сегодня вы познакомимся  с новыми словарными словами. Чтобы отгадать первое слово _______________

Допишите предложение, укажите орфограммы:  Моя Родина-Россия. Слайд 11.

Определите “опасное” место. (Россия: ударная гласная “и” во  втором слоге. Значит в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС )

Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, город в котором мы живем, город….Трёхгорный.

Определите слабое место в слове ГОРОД.

Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города)

Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах)

Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия.

-Что такое существительное?

-К каким существительным мы задаём вопрос  КТО?, ЧТО?

-Что такое собственные имена существительные и нарицательные?

-Как изменяются существительные по числам?

-Что обозначают сущ.в единственном числе и во множественном? (один или два и более предметов).

– Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга)

– Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные).

– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек?

(Названия стран, городов, деревень, улиц, площадей , рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные).

– Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок?

Как нужно писать имена собственные. Выполним задание в карточках!

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

Игра “Самый внимательный”

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зеленый светофор, если нет – красный, если не знаете ответ - желтый.

– Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
– Названия животных пишутся с большой буквы.
– Клички животных пишутся с маленькой буквы.
– Географические названия пишутся с большой буквы.
– Я называю имена собственные:

Вы сегодня все хорошо работали. Слайд

Спасибо за урок! Сегодня вы все “Молодцы!”

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Работать со словами. Выполнять задание

Определять тему урока, цель.

Выполнять упражнения данные учителем.

Читать правило, знакомиться с неодушевленными существительными.

Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал

Подводить итоги.

Записывать домашнее задание

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Л. Настрой на ЗОЖ

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

Приветствие учителя.

Прозвенел сейчас звонок.
Он сказал: “Начнем урок!”

Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд

Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). 

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд .

РРР Ро Ре Рье

Моя Родина-

Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] )

В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье)

Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости).

В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)?

Пропишите до конца строки.

Спишите начало предложения (Моя Родина)

Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова.

Вставьте маленькую или заглавную букву в слово. Объясните, как записали одинаково звучащие слова.

1 группа.
Высоко летает (о?О) .рёл. В нашей стране есть город (о?О) .рёл.

2 группа.
В Азии есть река (т?Т) .игр. В лесах живёт (т?Т) .игр.

3 группа.
Ребята приехали в город (л?Л) .ьвов. В Африке живёт много (л?Л) .ьвов.

Группы распределяют на доске предложения по двум группам и оценивают работу.

Какие слова в предложениях ещё записаны с заглавной буквы?

Азия, Африка, город Орёл, город Львов, река Тигр – это?

Значит, тема урока?

1) Работа над правилом.

Как пишутся географические названия?

Что относится к географическим названиям? (Названия городов, посёлков, проспектов, деревень, улиц, рек, морей.) Прочитайте об орфограмме на стр.60.

Словарная работа.

Имя собственное нашего государства? (Слайд 4)

Россия – страна, расположенная в Европе и Азии.

Подчеркните имена собственные.

Имя собственное нашего города? (Трёхгорный.) (Слайд 5)

Работа в группах: исправить текст, подчеркнуть имена собственные. (Работа с деформированным предложением.)

Сегодня вы познакомимся  с новыми словарными словами. Чтобы отгадать первое слово _______________

Допишите предложение, укажите орфограммы:  Моя Родина-Россия. Слайд 11.

Определите “опасное” место. (Россия: ударная гласная “и” во  втором слоге. Значит в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС )

Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, город в котором мы живем, город….Трёхгорный.

Определите слабое место в слове ГОРОД.

Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города)

Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах)

Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия.

-Что такое существительное?

-К каким существительным мы задаём вопрос  КТО?, ЧТО?

-Что такое собственные имена существительные и нарицательные?

-Как изменяются существительные по числам?

-Что обозначают сущ.в единственном числе и во множественном? (один или два и более предметов).

– Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга)

– Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные).

– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек?

(Названия стран, городов, деревень, улиц, площадей , рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные).

– Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок?

Как нужно писать имена собственные. Выполним задание в карточках!

__ндрей (С,с)негирев любил читать книги. Иногда у (В,в)еры было плохое настроение. У (Р,р)озы было много друзей. У моего брата ___ьва был кот по имени (Ш,ш)арик и собака по имени ___ружок. Мой друг ___ртём жил в (Т,т)уле, а потом и в ___ариже.

Игра “Самый внимательный”

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зеленый светофор, если нет – красный, если не знаете ответ - желтый.

– Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
– Названия животных пишутся с большой буквы.
– Клички животных пишутся с маленькой буквы.
– Географические названия пишутся с большой буквы.
– Я называю имена собственные:

Вы сегодня все хорошо работали. Слайд

Спасибо за урок! Сегодня вы все “Молодцы!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Буква Л" (УМК "Перспектива")

Представляю Вашему вниманию конспекты уроков и презентации по русскому языку, надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...