Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».
методическая разработка по русскому языку ( класс) по теме

Романова Марина Васильевна

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.                                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья .        Романова Марина  Васильевна  ( МАОУ « Средняя школа  № 45)                                                                                                                                                        

Формирование  универсальных учебных действий у учащихся начальных классов  на уроках  русского языка по  УМК « Школа 21 века».

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.                                                                                                                                    

Начальный курс русского языка в  УМК  « Школа 21 века » представлен как совокупность понятий, правил , сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание  программы по русскому языку в данном  учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов , установленных Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий(УУД) : регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Рассмотрим  формирование УУД на примере урока русского языка в 4 классе по учебнику  Издательского центра «Вентана-Граф»,  авторы : Иванов С.В. , Кузнецова М.И.   из УМК «Школа 21 века» .

Тема урока : « Правописание  не с глаголами».

Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией , но и актуализация знаний , необходимых при изучении новой темы.

  1. Бб Бб бу  бл  бр об аб  Бу  Бл  Бр

          Бьёт, бежит, большой, разбудил

Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила , которые надо было вспомнить , чтобы правильно их написать . Учитель просит назвать слово , которое можно считать лишним (большой). Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным , а остальные- глаголы. Дети дают определение , какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.

На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, учащимся даётся  группа слов:

Говорил-                            

Пишет-

Сказали-

Поём-

Детям предлагается записать глаголы с такой же основой , но придать им противоположное значение. Одного ученика просим записать полученные слова за створкой доски , а остальные дети работают на местах. После самостоятельной работы сравниваем  полученные результаты. Выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет. Возникает вопрос :» Кто же прав? И что такое не

Проблемная ситуация , возникшая на уроке , позволяет учащимся сформулировать тему урока  : «Правописание глаголов со словом не». А цели урока они назвали следующие:

1.Научиться писать глаголы со словом не.

2.Узнать , к какой части речи относится это маленькое слово.

На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения , быть готовым корректировать свою точку зрения.

А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока ; планировать действия с учётом поставленной учителем задачи.

Проблемную ситуацию предлагается  разрешить с помощью материала учебника из рубрики «Давай подумаем». Учащиеся читают текст учебника и выясняют , кто же из них выполнил работу правильно , а кому надо будет исправить ошибки.

Вывод после прочтения текстовой информации сделан следующий : «Не- это частица и пишется она с глаголами отдельно.»

На данном этапе формировались познавательные УУД : умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы , строить рассуждения.

Регулятивные УУД : вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

На этапе закрепления полученных знаний   ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа .

( Дети в классе разделены на 2 группы . В 1 группу входят учащиеся с высоким уровнем  ЗУН по данному предмету, а во 2 группу – все остальные дети класса).

Учащиеся 1 группы выполняют упражнение повышенной трудности из учебника, где им предложено списать текст , раскрыв скобки. Выполняя это упражнение, учащимся надо будет не только помнить правило , изученное на данном уроке, но и вспомнить ранее изученный материал о правописании глаголов с приставками и предлогами.

Остальные дети выполняют упражнение из Рабочей тетради «Пишем грамотно», входящей в учебный комплект УМК «Школа 21 века » по русскому языку. Им надо будет в практической работе с текстом закрепить правописание частицы не с глаголами.

Проверка  самостоятельной работы также дифференцирована.

1 группа проверяет работу по готовому результату , проэктируемому  на интерактивную доску. А 2 группа комментирует свою работу вслух.

Средства обратной связи ( красно- зелёные сигналы)  помогают выявить детей, не усвоивших новый материал и именно с ними поработать при подведении итогов работы.

На этом этапе урока формировались регулятивные УУД : работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Подводя итог урока , учитель ставит перед учениками следующие вопросы:

- Какова была тема урока?

-Соответствовала ли наша работа теме урока?

- Чему должны были научиться?

- Достигли ли мы своей цели?

Докажите ,что достигли- расскажите, как пишутся глаголы с частицей не ?

Дома детям предлагается повторить новое правило , вспомнить правило о правописании приставок и предлогов с глаголами и выполнить упражнение из учебника.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли  в устной форме ; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД : осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

Средством формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в УМК «Школа21 века» являются тексты учебников, его методический аппарат; технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений ( учебных успехов).

Кроме  метапредметных результатов (формирования УУД) , содержание рабочей программы УМК « Школа 21 века»  по русскому языку позволяет достичь и высокий уровень предметных результатов , обеспечивающих учащимся возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» являются следующие умения и качества:

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Тезисы .DOC

Содержание рабочей программы по русскому языку учебно – методического комплекта «Школа 21 века » обеспечивает достижение личностных , метапредметных и предметных результатов,  установленных Федеральным государственным стандартом , и  успешное обучение учащихся на следующей ступени общего образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как метод развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Обобщение опыта работы по формированию универсальных учебных действий через проектную технологию в начальных классах....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Начальная школа XXI века»

В настоящее  время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учит...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения

В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов....

ОПЫТ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Материал раскрывает сущность УУД в начальной школе в условиях новых стандартов....

Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Конспекты уроков для 3 класса по темам:1. Решение текстовыъ задач.2. Решение задач. Закрепление.3. Решение задач на движение.4. Решение задач. Закрепление изученных видов.Могут быть использованы для к...

Программа развития универсальных учебных действий для обучающихся начальной ступени обучения.

Данная  программа является основой контроля за качеством деятельности по  формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов....