Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Род имён существительных" 3 класс (конспект + презентация)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока и презентация на тему: "Род имён существительных" 3 класс. ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

                                                                                                                                                                                       Учитель - методист школы: Гаспер О.А.

Школа: № 95                                                                                                                                                            Методист ЧГПК № 1: Кондратьева И. И

Класс: 3 - 9                                                                                                                                                                Студентка 45 группы: Елисеева Кристина                      Кабинет: 210

                                                                                     Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: повторение изученного материала;

Цель: закрепить понятие «род имен существительных»; обобщить, закрепить ранее изученный материал.

Планируемые результаты:

предметные: закрепить понятие «род имен существительных»; научиться контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

личностные: -осознавать смысл изучения рода имен существительных;

  формировать интерес к учению; проявлять эмоционально-ценностные отношения к учебной проблеме, уметь общаться с одноклассниками и взрослыми, уметь обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.

 Оборудование: Учебник Н.А Чуракова: Русский язык: 3 класс: 1 часть, презентация

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный.

≈ 1

- Здравствуйте, ребята! Я студентка педагогического колледжа № 1. Меня зовут Кристина Вячеславовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Присаживайтесь!

Приветствовать учителя.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

2.

Мотивационный

Актуализация знаний

Практический: словарный диктант

≈ 7

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

Сейчас я диктую вам слова, а вы в строчку, через запятую записываете в тетрадь:

Телефон, тетрадь, тишина, лето, ужин, урожай, чудо, фиалка, море.

Теперь давайте проверим!

-Кто допустил ошибки?
-К этим словам мы ещё вернёмся в конце нашего урока.

Работать в тетради

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

≈ 10

-   Ребята, сейчас я вам прочту сказку.  Из этой сказки вы узнаете, как у слов-существительных род появился.

-Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.
А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.
И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.
Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.
Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.
Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и следующее: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».
Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:

Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род — оно, моё:
Моё окно, село моё.

Давайте сформулируем тему нашего урока (Род имён существительных).

Вы уже немного знакомы с этой темой. Какую же цель мы можем поставить на урок? ( закрепить понятие «род имен существительных).

Молодцы!

Слушать сказку

Формулировать тему и цели урока

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Р:Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке

4.

 

Решение частной задачи

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с учебником

Практический: письменное упражнение

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы

≈ 15-20

Открываем учебник на странице 29. Выполните упражнение № 21. Кто-нибудь один читает в слух ( Запиши предложение : В лесу росли дубы, сосны и ели. Определи, какие существительные являются главными членами предложения, а какое существительное – второстепенным членом. Подчеркни основу предложения) .

-Запишите существительные в два столбика:

1) существительные в форме ед. ч,

2) существительные в форме мн. ч.

Определи род существительных и распредели их в два столбика по родам.

-Чтобы вспомнить, как определить род существительных, стоящих во мн. числе, мы обратимся к плакату летучей мыши.

-Приступаем к выполнению задания.

-Итак, какие слова вы выписали в первый столбик? (лес, дуб) Какого они рода? (м.р.). Какие во второй? (сосна, ели) Род? (ж.р.).

-Что же можно сказать о такой части речи, как имя существительное?

-Прочитайте определение на плакате летучей мыши.

-Попробуйте подтвердить это определение своими примерами.

-Молодцы!

Следующее упражнение №22. Прочитайте текст.

Выпишите выделенные слова ( для верблюда, блюда, сыр, сметану, котлету) дважды: в той форме, в какой они стоят в тексте, и в начальной форме. Определи их одушевленность и неодушевленность, число, род.

(для верблюда – верблюд (одуш., ед.ч., м.р.).

-Если нет вопросов, приступайте к выполнению задания.

-Давайте проверим.

-Молодцы!

-Внимательно рассмотрите картину и назовите имена существительные мужского, женского и среднего рода. ( на слайде картина «Зима в лесу»).

(Мужского рода: снег, лось, снегирь, тетерев, след. Женского рода: лиса, ель, береза, сорока. Среднего рода: небо, дерево, облако).

Подберите и запишите подходящие по смыслу имена прилагательные ( слайд):

Снег – ........
Небо – ........
Воздух – ........

 (Снег – пушистый, искристый, хрустящий.
– Небо – синее, пасмурное, облачное.
– Воздух – свежий, морозный, бодрящий).

От чего зависит выбор формы имени прилагательного? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде).

- Над какой частью речи мы сегодня работали?

- Что такое имя существительное?

- Как узнать род имени существительного?

- Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?

-Что интересного для себя извлекли? В чем были затруднения?

-Как бы вы оценили свою работу? Почему?

-Вы сегодня очень хорошо поработали. Каждый из вас добился определённого успеха.

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!  До свидания!

Выполнять упражнение в тетради

Оценивать результат выполнения

Обобщать изученное.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Л: поддержание здорового образа жизни

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Р: осуществлять итоговый контроль

П:Умение логически рассуждать, делать выводы

К:Умение слушать и понимать речь других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Телефон, тетрадь, тишина, лето, ужин, урожай, чудо, фиалка, море.

Слайд 2

Сказка «О том, как у слов-существительных род появился».

Слайд 3

Род имён существительных

Слайд 4

Цель: - Закрепить понятие «род имён существительных».

Слайд 5

Ед. ч . Мн.ч. В лесу дубы сосны ели

Слайд 6

м.р. лес д уб ж .р. с осна ели

Слайд 7

В учебнике – учебник ( неодуш ., ед.ч., м.р.).

Слайд 9

м .р. ж .р. с р.р. Пень Гриб Белка Рябина Дупло Дерево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Падеж имён прилагательных" (УМК "Школа России")

Представляю Вашему вниманию конспекты уроков и презентации по русскому языку, надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Изменение имён прилагательных по падежам"(УМК "Школа России")

Представляю вашему внимаю конспекты уроков и презентации по русскому языку. Надеюсь, данный материал будет вам полезен....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Число имён прилагательных"(УМК "Школа России")

Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по русскому языку. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Зимние развлечения" 2 класс. (конспект + презентация)

Урок нацелен на умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Понимание красоты в жизни человека....

Учебно - методический комплект по классному часу на тему: "Качества ученика" 2 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация классного часа на тему: "Качества ученика". 2 класс....