Конспект урока по русскому языку на тему: "Жизнь корня" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку на тему: "Жизнь корня" 3 класс. ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_kornya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3-9

Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут относиться к разным частям речи

Планируемые результаты:

Предметные: проконтролировать знания и  умения обучающихся определять части речи; сформировать у обучающихся умения и навыки работы  в группах; продолжить формирование у обучающихся следующих общих учебных умений и навыков: владение приемами устной и письменной речи; работать с учебником; умение строить определения понятий, сравнения, доказательства, делать выводы,

           Личностные: формирование этических норм поведения; формирование у обучающихся через работу в

         группах  коммуникативных компетенций; содействовать формированию у обучающихся интереса к знаниям.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Этап урока

Хронометраж

Ход урока

Деятельность ученика

УУД

1.

2.

Орг. Момент

Словесный: 1.побуждающий диалог

Мотивационный

2

5

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Садитесь.

Откройте  тетради, запишите число, классная работа. Кто готов, руку на локоток.

Минутка чистописания

Откройте П. т. на стр. 33 Работа со словарным словом горячий. Какое новое словарное слово вы видите? (победа). Сейчас прочитаем слово, выделяя ударный слог. (побЕда)  Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните в нем орфограммы. В какую группу вы запишите это слово? Что обозначает это слово? П.т. с. 36 упр 37. Что нужно сделать? Проверяем!

Хорошо! Ребята, посмотрите на эти слова, какая орфограмма объединяет все эти слова? (пирог, винегрет, обед, овощи, свет, огурец, пирожное, помидор)

 (это словарные слова) Какое слово лишнее? (свет) Почему? (потому что, в этом слове ударение падает на  гласную,  она слышится четко, значит это не словарное слово)

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Записывают число

Записывают слова через запятую

Размышляют, отвечают на вопросы

Осуществляют взаимоконтроль

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

П: строят рассуждения

3.

4.

5.

6.

Актуализация знаний

Физ. минутка

Закрепление

Итог урока

13

3

15

4

Давайте вернемся к слову «Свет». К какой части речи относится это слово? (имя существительное) Почему? (обозначает предмет, отвечает на вопрос что?) А кто сможет из данного слова образовать другую часть речи? (светить, светлый) Какая это часть речи? (глагол, прилагательное) А почему? (обозначает действие предмета и отвечает на вопрос, что делает; обозначает признак предмета, и отвечает на вопрос какой?) Я тоже подобрала слова!

Светить, осветить, светлый.

Разберем все эти слова по составу! Кто нам прокомментирует?

Посмотрите на слова которые мы с вами образовали от слова свет, как можно назвать все эти слова? (однокоренные)  Почему? (потому что один корень «свет») А что такое корень? (часть слова, в котором заключено лексическое значение слово) А с помощью каких частей слова образовались эти слова? (приставка, суффикс) А что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов) А суффикс? (часть слова, которая стоит после корня, и служит для образования новых слов)

  Молодцы, ребята! А я подобрала еще одно словосочетания, (нет) света, это же тоже однокоренное слово? (нет, это форма, одного и того же слова, так как меняется только окончание)

Ребята, вы молодцы. Очень внимательные! Попробуйте сформулировать тему урока.

Откроем учебник на странице 64, и прочитаем как в учебнике звучит тема нашего урока. Сформулируйте цели.

-Прочитайте упражнение 72. Что нам нужно сделать? (выписать слова в три столбика, выделить корни) Задание всем понятно? Работаем в парах! Кто готов руку на локоток! Кто прочитает слова первого столбика?  (гроза, цвет, зелень, побелка, сторож, чистота, даль, низина). У кого по-другому? Кто прочитает слова второго столбика?( грозный, цветной, зеленый, белый, сторожевой, чистый, дальний, нижний) Кто сделал так же? Кто прочитает слова третьего столбика? ( погрозить, цветёт, зеленеет, побелить, сторожить, почистить, удалить, снизить) У кого так же? У кого все правильно? Поставьте себе плюсик! Молодцы!

Давайте сделаем вывод, Могут ли однокоренные слова быть разных частей речи?

Следующее упражнение 73. Прочитайте. Что нужно сделать? Кому не понятно задание?

Снеговик, снежный, снег, Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снеговичок.

Молодцы!

Прочитайте задание 74. Что нам нужно сделать?. Воздушный, от какого слова образовалось? (воздух) Какой части речи это слово? (существительное) Почему? (отвечает на вопрос что)

Жадность – жадный, ходьба – ход, домашний – дом, серость – серый, книжный – книга.

С помощью, каких частей слова образуются новые слова? На что ещё нужно обратить внимание в однокоренных словах? Молодцы! Переходим к следующему упражнению.

Прочитайте 75 упражнение. Что нудно сделать? Всем понятно? Давайте сделаем его устно, все вместе!

Рыба, рыбный, рыбачить.

Мир, мирный, мирить.

Белизна, белый, белить.

Прочитайте упражнение 76. Что нужно сделать. Задание понятно? Выполняем самостоятельно. Проверяем!

Молодцы, ребята! Переходим к следующему упражнению.

Каково значение корня в разных частях речи? Зачем он нам нужен? Чем отличаются однокоренные слова и формы слова? Какие части слова нам помогают образовывать однокоренные слова? Важны ли они в русском языке?

Отвечают на вопросы

Размышляют, выполняют задание

Отвечают на вопросы

Рассуждают, работают, отвечают на вопросы учителя, работают в парах

Повторяют движение

Размышляют, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания

Отвечают на вопросы, подводят итог урока, анализируют

К: выслушивать разные точки зрения

П: строят речевые высказывания

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осуществлять подведение под понятие

К: выслушивать разные точки зрения

Л: определяют конкретный смысл понятий

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: строят речевые высказывания

Р: планирую свои действие в соответствии с задачей

К: аргументируют свою позицию

П: строят рассуждения

К: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников

П: осуществляют синтез

7.

8.

Рефлексия

Домашнее задание

3

1

На уроке было все понятно и все получилось, нарисуйте зеленый кружок на полях. Нужна помощь желтый кружок.

С. 65 упр 77, 78 П.т. с. 37 упр. 38

 подводят итог урока

Р: осуществляют итоговый контроль

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка 45 группы

Елисеева Кристина

Проверил: Гаспер О.А.

Отметка:____________________

Челябинск, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знанийФорма урока: урок- соревнованиеЦель: обобщение знаний учащихся о составе слова.Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...