Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный ь знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

шаумян каринэ георгиевна

Урок предназначен для формирования правил написания разделительного ь знака в словах. Умения различать разделительный ь знак от показателя мягкости. Пополнять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный мягкий знак»

Шаумян Каринэ Георгиевна, учитель начальных классов

Разделы: Русский язык

Цель урока: формирование умений грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.

Задачи урока:

Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

Пополнять словарного запаса учащихся.

Развивать монологическую речь.

Совершенствовать базовые знания и умения учащихся:

Формировать обще – учебные умения:

 а) умение самостоятельно добывать знания;

 б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

 в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, позитивное отношение к себе.

Технология: проблемного обучения, дифференцированный подход, ИКТ-технология, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Ход урока

  1. Организационный момент

 

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Мин. чистописания

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

- Откройте тетради, запишите число.

- Посмотрите на строку чистописания

 На доске записаны буквосочетания: НЯ   НЬЯ   НЬ   ЛЬ  ЛЬЕ   ЛЕ 

Цель чистописания?

- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.

- Подчеркните самое красивое сочетание букв.

- Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и ЛЬ?

- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?

Тема урока: Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

(Разграничение слов с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным)

III.Словарная работа.    

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.                                      

К…ньки, т...традь, мальч…к, м…рковь, п...льто, м…дведь.

 Проверка: сигнал-о,е,и,о,а,е                                                                                                     

-Что объединяет все слова? (ь знак)

- На какие 2 группы можно разделить?   (1.Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине).

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?                                                    

 -Где  может стоять ь знак, который смягчает согласный?    

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?                                                                                                                            

 -Тогда за работу!

 Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Как понимаете смысл?

1.Здоров будешь - все добудешь.                                                      

2.Ум да здоровье дороже всего.

3.Чистота - залог здоровья.

-  А как вы понимаете слова: "Моё здоровье  в моих руках!"                                            

-Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни.

-Какое слово повторяется во всех предложениях? (здоровье)                       

- Какую роль играет ь в этом слове?

-Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)

- Какая проблема стоит перед нами?

                                                                         

- Перед Вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.

На доске записаны слова:                                                                             Слайд

коньки                                            шитьё

пеньки                                        ульи

деньки                                        деревья                                                                                                                          

крыльцо                                            счастье

редька                                                   вьюга

- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).

- По какому принципу я разделила слова в столбики?                                                      

- В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали?

- А с разделительным ь?

Прочитаем слова 2 столбика.

- Послушайте, как звучат эти слова.

- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)

-Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…)

- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный)

- Давайте найдем ответ на нашу проблему:                                                                                                                           Когда же пишется   разделительный ь?

-  Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами.

VI. Открытие нового знания.

Итак, что получилось? .                                                                            

- Что дала проверка?

Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга.

-  Попробуйте сформулировать  правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

составление опоры: Разделительный мягкий знак  пишется после……..(согласных)

 перед гласным…….(гласными е,ё,ю,и,я)

-Что скажите о словах 1 столбика

Мягкий знак показатель мягкости пишется…

на конце слова и в середине слова

Между буквами согласными

Какую работу он выполняет в этих словах? (для обозначения мягкости согласного звука)

– Так какой это мягкий знак?

Вывод: правильно в данных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука стоит в конце слова или в середине слова между согласными буквами.

Физминутка

Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье
.

-Если  услышите в словах разделительный мягкий знак хлопайте в ладоши

Работа по учебнику

Упр 201 стр 132

(По заданию. Двое учащихся работают у доски)

-Посчитайте количество букв и звуков в слове вьюнок из 1 столбика и пеньки из 2 столбика.

-Сделайте вывод.(Количество букв  одинаковое, а количество звуков различается, так как мягкий знак звука не обозначает, но в слове вьюнок он стоит перед гласной ю, которая обозначает два звука)

Упр 202

-Почитайте задание.

-Запишите пословицу, в  которой есть слово с разделительным мягким знаком.(Маленькое дело лучше большого безделья)

-Объясните смысл данной пословицы. В какой ситуации можем ее употреблять?

-Как нашли слово с разделительным мягким знаком? Когда он пишется?

Упр 200

-Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

_Спишите понравившуюся пословицу. Подчеркните слова с разделительным ь.

С.133 Задание профессора Самоварова

(Резервное задание. Работа в парах)

-Прочитайте задание. Какое правило нужно повторить Ване? (Написание слов с разделительным мягким знаком)

Включение нового знания в систему знаний

Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные упражнения.

Работа с электронным тренажером (Помоги сове развесить таблички со словами на деревья с разделительным мягким знаком и показателем мягкости)

Рефлексия деятельности.

Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.

Перед е, ё, и, ю, я,                                                                        

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё —

Перед я, ю, и, е, ё.

Каменья, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

- Чему научились сегодня мы на уроке?

- Что сегодня было легко?                  

-В чем испытывали затруднения на уроке?

- Почему? Какие задачи поставим на последующие уроки?

Домашнее задание: стр 133 упр 203


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях

Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...

Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Презентация к уроку русского языка 4 класс" Развитие умения ставить знаки препинания в простом, в сложном и предложениях с прямой речью"

Тема: " Развитие  умения  ставить знаки препинания в простом предложении,  в сложном и  в предложениях с  прямой  речью"Презентация к уроку....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....