Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Цель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.

Планируемые результаты:

ü Предметные: искать необходимую информацию в учебных словарях;  формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний

ü Личностные: осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_i_e.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Цель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.

Планируемые результаты:

  • Предметные: искать необходимую информацию в учебных словарях;  формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний
  • Личностные: осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2

мин

Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись! Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Мотивационный этап

 

5мин

Посмотрите на доску что вы видите?(карточка со словами)

неуч…м

нож…м

свинц…м

Прочитайте слова.

Что у них общего?(пропущено окончание)

Какие окончания нужно вставить?(ом, ем)

Мы к этим словам потом вернемся когда узнаем правило.

Сформулируйте тему урока «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цели урока:

Узнать … (в каких окончаниях нужно писать букву о а в каких е)

Сформулировать … (правило правописание букв о и е после шипящих  и ц в окончания сущ.)

Закрепить … (правописание букв о и е после шипящих  и ц в окончания сущ.)

Смотреть на слайд

Читать слова

Отвечать на вопросы

Формулировать тему урока

Ставить цели на урок

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

III

Постановка учебной задачи

2мин

Откройте словарь  на Е стр 167. Посмотрите, какое окончание у всех слов с основой на Ц. Стоит ли окончание под ударением, или она безударное? (безуд.)

А какое окончание у слов с основой на Щ(окончание е). В этих словах оно также безударное?(да)

А теперь откройте словарь на букву О стр. 173. Найдите в конце списка слова с основой на Ц и Ч. Какое окончание у этих слов?(о). Является ли оно ударным? (да)

Теперь откройте учебник 3 часть на стр 57 и сформулируем правило все вместе.

В существительных с основой на шипящих или Ц пишем в начальной форме окончание Е если это безударное окончание, а окончание О пишется если окончание ударное.

Прочитайте еще раз правило.

Закройте учебники проверим правило наизусть.

Открывать словарь на Е

Отвечать на вопросы

Открывать словарь на О

Отвечать на вопросы

Формулировать правило

Рассказывать правило наизусть

Самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

П: Строят рассуждения.

IV

Решение учебной задачи

15 м

Откройте обратный словарь на Ц.

Устно ставьте каждое слово в форму Т.п. ед.ч. Произносите слова с ударением.

Запиши в форме Т.п. ед.ч. все слова, в которых буква Е не выделена, синим цветом, выделите окончание и поставьте ударение. (гребцом продавцом певцом ловцом пловцом).

Теперь выпишите 5 других слов выделяя окончание и ставя ударение (красавцем ленивцем торговцем очевидцем полководцем). Выполняем с доской.

Первое слово покажу я. Взаимопроверка.

Откройте учебник 3 часть на стр 58.

Упражнение 61. Выполняем самостоятельно. (горницей, волчицей, месяцем, ключницей, пыльцой, ношей, задачей, пшеницей, овцой).

Проверяем по цепочке.

Откройте словарь на Ч стр 175. Измените, падеж слов на Т.п. читаем по цепочке.

Окончания каких трех слов из списка отличаются от остальных?(плачем, царевичем, обручем)

Чем это можно объяснить?( что О мы пишем в словах, где окончание ударное, а Е – где безударное).

Запиши эти 3 слова в форме Т.п. ед. ч. выделяя окончания, затем выпишите еще 5 слов из списка с другим окончанием.

Открыть словарь на Ц

Отвечать на вопрос устно

Записать в тетради слова в форме Т.п. ед.ч

Выполнять упражнение 61 самостоятельно

Проверять по цепочке

Открыть словарь на Ч

Изменить падеж, читать по цепочке

Отвечать на вопрос

Записывать слова

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила.

IV

Физкультминутка

Решение учебной задачи

1-2

Мин

15мин

Видеоролик

Упражнение 64.

Что нужно сделать?

1)списать текст, правильно записать окончания и их выделить

Проверяем по цепочке.

Откройте слова на Ж стр 167. Давайте по цепочке поставим слова в форму Т.п. ед.ч.

Запишите их в два столбика. И поставьте ударение в словах.

Посмотрите как у меня записано, дальше продолжим самостоятельно.

багажом – пейзажем

гаражом – экипажем

этажом – стражем

рубежом - сторожем

мятежом - мужем

ежом  - пляжем

чертежом

стрижом

чижом

ножом

моржом

ужом

Выполнять упражнения

Выполнять упр.64

Проверять по цепочке

Открывать слорь на Ж

Отвечать на вопросы

Выполнять самостоятельно

выполнение действия по образцу

Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

V

Рефлексия

2-3

мин

Вернемся к словам, которые в начале у нас были. Вы видите их на доске.

неуч…м

нож…м

свинц…м

Перепишите эти слова, вставляя окончание.

Поменяйтесь тетрадью с соседом. Проверьте.

Вспомним правило.

Какие цели мы ставили?

Кто считает, что справился с целями, поднимите руку.

Анализировать свою деятельность

Вспоминать цели

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формирование навыка правописания букв О и Е в окончаниях существительныхТип ...