Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме «Повторение и систематизация основных орфограмм корня».
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Пичугина Наталия Ивановна

Повторение и систематизация основных орфограмм корня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx24.65 КБ
Файл urok_v_4_kl.ru_._yaz.pptx335.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме

«Повторение и систематизация основных

 орфограмм корня».

Подготовила и провела Пичугина Наталия Ивановна

учитель начальных классов

Урок 52

Тема: Повторение и систематизация основных орфограмм корня.

Цели: систематизировать представление учащихся о  единообразии написания морфем; закреплять правописание изученных орфограмм.

ФормируемыеУУД:  п:-анализ объектов с целью выделения  признаков; к:- умения представлять и защищать результат совместной деятельности; р:.- распределение обязанностей при работе в группах;  умения принимать решения, брать насебя ответственность за их последствия; л: - опыт экологической ориентации в природной среде.

Оборудование: карточки для проверки знаний,слайды из презентации.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Выборочный диктант

- Выпишите сложные слова. Выделите корень, подчеркните соединительные гласные

Класс  гудит, как летом улей,-

Учим сложные слова.

Морщит лоб Серёжа с Юлей,

Ах, кружится голова.

И горит от нетерпенья

Юрка, книгочей.

О и е в соединенье –

Любопытное сложенье:

Сталевар и суховей,

Сенокос и суховей,

Сенокос, камнетес,

Полотер и пылесос,

Звездочёт и звездолет,

И, конечно, луноход.

Взбушевалось море слов:

Листопад и птицелов,

Землепашец, мотобот,

Хлебороб, водопровод.

- Как образуются сложные слова? (они образуются путем сложения корней и с помощью соединительных гласных о и е)

III Самоопределение к деятельности        (работа в группах)

- На какие группы разделены слова?

поздний                            пожитки                      кормовой              льет                   указка

чувство                              чудак                        снежок                   семья                  дождь

прелестный                      мощьный                    пробегал                въезд                 скользкий

- Какие орфограммы корня можно проверить?

- Какое общее правило проверки для них существует?

- Какие орфограммы надо запомнить?

- Как различить, когда на месте звука й надо написать разделительный мягкий знак, а когда – твердый?

-Сформулируйте задачи урока. (Повторить орфограммы, вспомнить правила их проверки, научиться проверять слова с корневыми орфограммами.)

IV Работа по теме урока (работа в группах)

- Дополните схему. Составьте по  ней сообщение. Приведите примеры к каждой орфограмме.

                                                                    слово  

    приставка                                                                        

                                                                           суффикс

                             гласные

                            в приставках                              -ик-,      -ек-

разделительный

твердый знак                                          корень                                                        окончание

                                                           

                                                        удвоенные          парные

                                                          согласные         согласные

                                                                                                                 безударные окончания  

                                                                                                                           прилагательных

(представители групп отвечают у доски)

-  Какие блоки схемы не заполнены?

- как вы думаете, о чем нам еще нужно узнать? (как пишутся безударные окончания в именах существительных и глаголах)

Работа по карточкам (Работа в парах)

Повя..ка на гл..за, ..грать на площа..ке, капус..ная гшря..ка, с..лить похле..ку, у..кие к..сички, лес..ное зам..чание, бли..кий дру.., в..селая пес..ня, т..жёлое чу..ство, прекрас..ные ст..хи, вкус..ная яго..ка. мя..кие п..рчатки, д..рить сапо..ки, ли..кая зама..ка, зам..сти сне..ком, ги..кая ветка, гла..кое бр..вно, кре..кая верё..ка, грус..ная улы..ка, съес..ные припасы.

V Физкультминутка (видеозапись)

VI  Закрепление изученного материала.

1.Работа по тексту

Муравьед ест муравьев. У него узкая морда и длинный липкий язык.

У колибри длинный клювик и легкое тельце. Она порхает над цветком и собирает в клюв нектар.

Медведь – всеядное животное. Он может повалить  лося, лошадь. Ищет он и корешки трав. Любит мишка поймать рыбку, а на сладкое – съесть меда да малины.

А жираф с длинной гибкой шеей достает зеленые ветки деревьев.

- Прочитайте и озаглавьте текст

- Что хотел сказать автор читателю?

- Определи главную мысль текста.

- Во втором предложении найди слово,строение которого соответствует схеме:

-Выпиши их  последнего предложения все имена существительные в той форме. В которой онистоят в предложении, укажи морфологическеи признаки одной из форм имени существительно по выбору.

-Прочитайте предложения,обьясните орфограммы в предложениях.

Запись текста под диктовку. (Взаимопроверка)

2. Коллективная работа.

Подберите к именам пприлагательным антонимы,подчеркните безударные гласные в корне.

Старый -…..,   дешевый -…., грустный - ….. .

3. Закончите пословицы.

В мае додь – будет ….   .

Добрая пословица не в бровь, а в …..

Сорвать прут – не большой ….. .

VII Рефлексия

Графический диктант

- Если утверждение верное, ставьте знак «+», если неверное – знак «-«

1) Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем  (+)

2) Чтобы проверить гласный в приставке, надо подобрать однокоренное проверочное слово. (-)

3) Для образования новых слов служат приставки и суффиксы (+)

4) Если изменить форму слова, гласный в суффиксе –ек- останется. (-)

5) Корнем называется часть, стоящая в середине слова. (-)

6) Корневые орфограммы можно проверить, подобрав однокоренное слово или изменив форму слова (+)

7) Два корня в сложных словах соединяются гласными о и е (+)

8) Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейсяна согласный, перед буквами е,ё,ю,я,и (+)

Самопроверка

VIII  Подведение итгов урока

-из каких значимых частей состоят слова?

- Какие орфограммы могут быть в корнях слов?

- как провести проверку орфограммы в корне слова?

-Какие орфограммы можно встретить в приставках?

- С какой орфограммой в суффиксе мы познакомились в этом разделе?

Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе. Индивидуальные задания по карточкам.

Повя..ка на гл..за, ..грать на площа..ке, капус..ная гшря..ка, с..лить похле..ку, у..кие к..сички, лес..ное зам..чание, бли..кий дру.., в..селая пес..ня, т..жёлое чу..ство, прекрас..ные ст..хи, вкус..ная яго..ка. мя..кие п..рчатки, д..рить сапо..ки, ли..кая зама..ка, зам..сти сне..ком, ги..кая ветка, гла..кое бр..вно, кре..кая верё..ка, грус..ная улы..ка, съес..ные припасы.

Повя..ка на гл..за, ..грать на площа..ке, капус..ная гшря..ка, с..лить похле..ку, у..кие к..сички, лес..ное зам..чание, бли..кий дру.., в..селая пес..ня, т..жёлое чу..ство, прекрас..ные ст..хи, вкус..ная яго..ка. мя..кие п..рчатки, д..рить сапо..ки, ли..кая зама..ка, зам..сти сне..ком, ги..кая ветка, гла..кое бр..вно, кре..кая верё..ка, грус..ная улы..ка, съес..ные припасы.

Повя..ка на гл..за, ..грать на площа..ке, капус..ная гшря..ка, с..лить похле..ку, у..кие к..сички, лес..ное зам..чание, бли..кий дру.., в..селая пес..ня, т..жёлое чу..ство, прекрас..ные ст..хи, вкус..ная яго..ка. мя..кие п..рчатки, д..рить сапо..ки, ли..кая зама..ка, зам..сти сне..ком, ги..кая ветка, гла..кое бр..вно, кре..кая верё..ка, грус..ная улы..ка, съес..ные припасы.

Класс  гудит, как летом улей,-

Учим сложные слова.

Морщит лоб Серёжа с Юлей,

Ах, круится голова.

И горит от нетерпенья

Юрка, книгочей.

О и е в соединенье –

Любопытное сложенье:

Сталевар и суховей,

Сенокос и суховей,

Сенокос, камнетес,

Полотер и пылесос,

Звездочёт и звездолет,

И, конечно, луноход.

Взбушевалось море слов:

Листопад и птицелов,

Землепашец, мотобот,

Хлебороб, водопровод.

Г лодный, бр дить, зам лчала, м ря, уг стили, р дная,   п роход, пол вить, пол скать бельё, пол скать щенка, разн сить, сл ва, увид т, др чливый, с виный, Т тьяна, пок залась, тр ва, сч стливый, нев д, х теть, х дули, тр вяной, уст реть, х лмы, п ясок,  вчина, М рия, н чевать, покр шить, зв нить, ч с вой. Высокий поро , дру , плу , ко , бо , зву , вокру , тан , делать, продро , сто , сто , ю , кула , вонок, Мар , виз , Минс , Челябинс , утю , четвер .

Г лодный, бр дить, зам лчала, м ря, уг стили, р дная,   п роход, пол вить, пол скать бельё, пол скать щенка, разн сить, сл ва, увид т, др чливый, с виный, Т тьяна, пок залась, тр ва, сч стливый, нев д, х теть, х дули, тр вяной, уст реть, х лмы, п ясок,  вчина, М рия, н чевать, покр шить, зв нить, ч с вой. Соглас ный, грус ный, кос ный, со нце, бессловес ный, мес ность, напрас но, влас но, окрес ность, лес ница, свис нул, извес ный, ус ный, вкус ный, прелес ный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повторение и систематизация основных орфограмм корня ». Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Цели: систематизировать представление учащихся о единообразии написания морфем; закреплять правописание изученных орфограмм. Формируемые УУД : п:-анализ объектов с целью выделения признаков; к:- умения представлять и защищать результат совместной деятельности ; р:.- распределение обязанностей при работе в группах; умения принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; л : - опыт экологической ориентации в природной среде.

Слайд 3

Выборочный диктант - Выпишите сложные слова. Выделите корень, подчеркните соединительные гласные Класс гудит, как летом улей,- Учим сложные слова. Морщит лоб Серёжа с Юлей, Ах, кружится голова. И горит от нетерпенья Юрка, книгочей. О и е в соединенье – Любопытное сложенье: Сталевар и суховей, Сенокос и суховей, Сенокос, камнетес, Полотер и пылесос, Звездочёт и звездолет, И, конечно, луноход. Взбушевалось море слов: Листопад и птицелов, Землепашец, мотобот, Хлебороб, водопровод

Слайд 4

поздний прелестный чувство пожитки чудак мощный кормовой пробегал снежоок указка дождь скользкий льет семья въезд На какие группы разделены слова?

Слайд 5

Слово Приставка . Гласные в приставках Корень Суффикс Окончание Разделительный твердый знак - ек -, - ик - Удвоенные согласные Парные согласные Безударные окончания прилагательных

Слайд 6

Муравьед ест муравьев. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клювик и легкое тельце. Она порхает над цветком и собирает в клюв нектар. Медведь – всеядное животное. Он может повалить лося, лошадь. Ищет он и корешки трав. Любит мишка поймать рыбку, а на сладкое – съесть меда да малины. А жираф с длинной гибкой шеей достает зеленые ветки деревьев. Кто как питается

Слайд 7

Подберите к данным прилагательным антонимы, подчеркните безударные гласные в корне Старый – … , дешёвый - …. , грустный - … .

Слайд 8

Закончите пословицы В мае дождь – будет … Добрая пословица не в бровь, а в …. Сорвать прут –не большой …. Слова для справок: труд, мороз, глаз.

Слайд 9

+, -, +, - ,- ,+ ,+ ,+.

Слайд 10

-Из каких значимых частей состоят слова? - Какие орфограммы могут быть в корнях слов? - как провести проверку орфограммы в корне слова? -Какие орфограммы можно встретить в приставках? - С какой орфограммой в суффиксе мы познакомились в этом разделе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Повторение"

Урок русского языка по теме "Времена глаголов. Пвторение." предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"...