Несклоняемые имена существительные
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Несклоняемые имена существительные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesklonyaemyeurok.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Силантьева Е.В.

ОУ школа 523

Класс  

Ресурсы урока Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 1 М., «Просвещение», 2013 год;

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1»  по русскому  языку, 4 класс,   М., «Просвещение», 2014 год;

электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.

Тема урока Несклоняемые имена существительные

Тип урока Урок открытия нового знания

Цель урока. Определять падеж у несклоняемых имён существительных.

 Задачи урока 1. Определение падежа у несклоняемых имён существительных ; выработка умения сравнивать — при распределении существительных по группа (склоняемые — несклоняемые); закрепление полученных знаний об имени существительном; формирование потребности обращаться к словарям русского языка.

2. Развитие культуры общения и речи: умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; развитие логического и образного мышления; формирование УУД.

3. Формирование познавательного интереса и увлеченности языком, развитие положительных личностных качеств учащихся, их творчества; формирование эстетических, этических представлений.

Планируемые результаты

Предметные. Определять падеж у несклоняемых имён существительных ; выработка умения сравнивать — при распределении существительных по группа (склоняемые — несклоняемые); закрепить полученные знанийя об имени существительном; формировать потребность обращаться к словарям русского языка

Регулятивные. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение. Проявлять самостоятельность и инициативу.

      Коммуникативные. Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения

и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Стремиться к более точному выражению собственного мнения; задавать вопросы.

     Личностные Осознание языка как основного средства человеческого общения. Понимание того, что

правильная речь является показателем индивидуальной культуры. Способность к самооценке на основе

наблюдений за собственной речью.

Ход урока

        

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

(1 - 2 мин.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности.

   ( 5 – 7  мин.)

3. Постановка учебной задачи

  ( 1 - 2 мин.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

( 2 – 3 мин.)

5.Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

( 3 – 5 мин.)

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

( 5 – 7 мин.)

6.Физминутка

7. Включение в систему знаний

Рефлексия

(3мин. )

Итог урока

- Проверьте готовность к уроку.

 - «Друзья мои, я очень рада

 Войти в приветливый наш класс,

 И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.»

- Какую часть речи изучаем?

- Поиграем в игру «Верите – не верите».

- Какую часть речи изучаем?

1.- Верите ли вы, что имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

2.- Верите ли вы, что имена существительные обозначают предметы ? 

3. - Верите ли вы, что имена существительные, отвечающие на вопрос кто? – одушевленные, а отвечающие на вопрос что? – неодушевленные?

4.- Верите ли вы, что имена существительные, обозначающие животных и растения, относятся к живой природе, поэтому являются одушевленными?

5. - Верите ли вы, что имена существительные относятся к мужскому и женскому роду?

6.- Верите ли вы, что имена существительные изменяются по числам и падежам?

7.- Верите ли вы, что для того, чтобы верно определить падеж имени существительного, к нему лучше ставить два падежных вопроса независимо от того, одушевленное или неодушевленное это имя существительное?

Кого?  Чего?

Кого?  Что?

8.- Верите ли вы, что для того, чтобы верно определить падеж имени существительного, в некоторых случаях к имени существительному  можно поставить не только падежный, но и смысловой вопрос?

Из чего? Откуда?

В чем? Где?

9.- Верите ли вы, что изменение имен существительных по падежам называют склонением?

10.- Верите ли вы, что при склонении имён существительных у всех существительных изменяется окончание?

11.- Верите ли вы, что при склонении имён существительных некоторые имена существительные не изменяются?

- Какова цель нашего урока?

 - Может быть кому - то из вас встречались такие слова?

 - Просклоняем слова:

Облако. Пальто, кино.

(На доске плакат – падежи)

  -  Какие слова при склонении изменились?

 - Что изменилось при склонении?

Выделите окончания.

 

 - Встретились ли среди данных слов имена существительные, которые при склонении не изменились?

Выделите окончания.

 - Особенные слова.

 - Не изменяются при склонении.

Не имеют окончаний.

 - Можно предположить, что эти слова пришли из другого языка.

 - Может быть, вы догадаетесь, как называются в русском языке слова, которые при склонении не изменяются?

 - Какова тема урока?

- Какова цель ?

 - Как мы определим, что имя существительное – несклоняемое?

 

- Откроем учебники – стр.15 №23

_ Прочитаем задание.

 - Составим план действий.

_

 

 

 - Кто понял, как  определить, что имя существительное – несклоняемое?

Кино – попробую изменить по падежам.

 - Кто понял, как  определить, что имя существительное – несклоняемое?

- Продолжите работу самостоятельно.

- Выберите из данных слов подходящие слова так, чтобы в каждом столбике оказалось по 10 слов.

 - Найдите слова в учебнике.

 - с – склоняемые

 - н – несклоняемые

 - расскажи соседу, какие слова ты выбрал

 - Запиши.

 - Проверим.

 - Эталон.

 - Научились находить несклоняемые слова?

 

Игра « Какие слова запомнили?»

Несклоняемые имена существительные - презентация

В группе несклоняемых
имен сущесвительных выделяются
 Имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные

 у, ю, и, е, о .

жалюзи, монпасье, леди, филе, лото,

шоссе, купе, кашне, трюмо, манто, драже, пари, интервью, жюри, фойе

К несклоняемым
сущесвительным относятся:

Географические названия:

Тбилиси, Хельсинки, Колпино, Чикаго, Миссури

Имена и фамилии людей:

Мери, Ирен, Барто, Перро, Гримм,

Дюма, Бианки

Названия животных 

какаду , фламинго, колибри,

шимпанзе, кенгуру, пони

 -  Какие слова запомнили?»

Песенка.

 - Что вас рассмешило?

- Какова цель ?

 - Составьте текст, вставив несклоняемые имена существительные.

Озаглавьте текст.

 

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные ________

 качались на ветке. Крохотные ______________порхали между цветами в красивых вазах. Забавные ______________________

 чесали друг другу спинки. У  ________________  в сумке сидел маленький  _____________________  . А доброго _____________

разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!

В  ________________   было много народа. Домой папа с Колей вернулись поздно.

Бабушке Коля рассказал о розовых  ________________, о том, как __________катал детей по зоопарку, а_____________  рисовал красками картину.

Проверка

- Вывод?

Чтобы грамотными стать

      И писать отлично

      Никогда нельзя менять

      В падежах различных

      Ни кино, ни домино,

      Ни бюро, и ни метро,

      Ни кашне, и ни пенсне,

      Ни шоссе, ни шимпанзе,

      Ни какао, ни депо,

      Ни кафе, и ни пальто.

- Заполним таблицу. (+. ? )

1. Знаю, что такое «несклоняемые имена существительные».

2. Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные.

3. Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные.

Приём "Шесть шляп мышления."

 -Те, кто получил БЕЛУЮ шляпу перечисляют с чем познакомились на уроке.

-Те, кто получил ЖЁЛТУЮ шляпу говорят, что интересного, полезного узнали на уроке.

-Те, кто получил ЧЁРНУЮ шляпу, делятся с трудностями, рассказывают, что было непонятно.

-Те, у кого КРАСНАЯ шляпа, делятся какие эмоции испытали на уроке.

-Те, кто получил ЗЕЛЁНУЮ

шляпу, пробуют предположить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

-Те, у кого СИНЯЯ шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех и сделать вывод по уроку.

Читают: (слайд 1)

Мы – умные!

Мы – дружные!

 Мы – внимательные!

 Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

 Всё у нас получится!

Все друг к другу повернулись.

Все друг другу улыбнулись.

Гости? Рады им всегда.

Так начнем работать? Да!

Читают.

 

- Имя существительное.

Учащиеся фиксируют ответы в таблицу: + -   ?

- Выяснить, существуют ли имена существительные, которые при склонении не изменяются.

 Возможен ответ – словарное слово «пальто».

Работа в парах.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Склоняют слова: облако, пальто, кино.

 

- облако

- Окончание – изменяемая часть.

Пальто, кино.

У этих слов нет окончаний.

Слова не изменялись. А окончания – изменяемая часть слова.

 

- Несклоняемые.

- Несклоняемые имена существительные.

- Уметь находить несклоняемые имена существительные.

 

1 Иностранное.

2. Не склоняется.

Учащимися составляется план на доске.

 - 1.  С./

    2. скл.    нескл.

Разбираются с проговариванием 5 слов.

Ставят на полях значки: +, ?

Ставят на полях значки: +, ?

Работа в парах.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Читают выписанные слова

Ставят на полях значки: +, ?

Ставят на полях значки: +, ?

Учащиеся выборочно записывают слова.

Ставят на полях значки: +, ?

- Правильно употреблять в речи. 

Работа в группах.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Ставят на полях значки: +, ?

Заполняют таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несклоняемые имена существительные.

Урок проводится в 4 классе и  учит  учеников правильному употреблению несклоняемых существительных в своей речи....

Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.

Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;  формировать умение склонять имена существительные;  формировать навыки определения падежа имени существите...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».

Данное информационное дополнение  станет хорошим подспорьем на уроке учителю  и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...