Схемы по русскому языку
материал по русскому языку на тему

Сидоренко Виктория Михайловна

Схемы и таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shemy_po_russkomu_yazyku.doc541.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\8D92~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.210\list39.png                                                                                                   C:\Users\8D92~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.210\list39.png 

Составитель: Янушевич Н.А.

C:\Users\8D92~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.210\list39.png                                             2012г.                                          C:\Users\8D92~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.210\list39.png

Имя существительное

№ 1

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Школа\12.jpg

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\картинки с домашней страницы\дом jpeg.jpeg

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Иконки, аватарки\images-8 .jpeg

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Открытки\с днём рождения\87 .jpeg

КТО?

ЧТО?

№ 2

Единственное число

Множественное число

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\предметы\стул .jpeg

   D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\предметы\стул .jpeg      D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\предметы\стул .jpeg    D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\предметы\стул .jpeg

Стул

Стулья

№ 3

Собственное

Нарицательное

Толя

дядя

Иванов

доктор

Пушок

кот

Бийск

город

Катунь

река

Россия

страна

№ 4

ЖЕНСКИЙ РОД

МУЖСКОЙ РОД

СРЕДНИЙ РОД

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\от Ждановой\поделки из бумаги\rocket_2_image.jpg

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\от Ждановой\детские\31.jpg

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\от Ждановой\детские\CAO901M3.jpg

- а, - я, ь

- а, - я, -

- о, - е

№ 5

Обозначает

Предмет

Отвечает на вопросы

КТО? ЧТО?

В предложении может быть

Подлежащим

Дополнением

Обстоятельством

Склонение имён существительных

1 склонение

2 склонение

3 склонение

   D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Школа\юные учёные -2 - 1gif.gif    D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Школа\юные учёные -2 - 2gif.gif

   D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Школа\юные учёные -2 - 2gif.gif    D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\от Ждановой\детские\CAO901M3.jpg

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Школа\юные учёные -2 - 1gif.gif

- а, - я

            -                     - о, - е

ь

Стена, земля, дядя

Стекло, окно, конь

Любовь, тень, мышь, речь

Склонение имён существительных

Падежи

Слова - помощники

Вопросы

Предлоги

Им.п.

Кто? Что?

Р.п.

Нет

Кого? Чего?

От, до, из, без, у, для, около, с

Д.п.

Дать

Кому? Чему?

К, по

В.п.

Винить / вижу

Кого? Что?

В (во), на, за, про, через

Т.п.

Доволен

Кем? Чем?

С (со), за, под, над, между, перед

П.П.

Думаю

О ком? О чём?

О (об), в, на, при

Разбор имени существительного

1

Начальная форма

2

Одушевлённое – неодушевлённое

3

Собственное – нарицательное

4

Число /  Единственное – множественное

5

Род / Мужской, женский, средний

6

Склонение

7

 Падеж

Образец:

На лужайке – сущ., н.ф. – лужайка, неодуш., нариц., ед. ч., ж. р., 1 скл., П. п..

Мягкий знак

Смягчающий

Разделительный

Показатель женского рода имени существительного

Показатель 2 лица единственного числа глагола

Конь

Осень

Соль

Обезьяна

Листья

Вьюга

Дочь

Речь

Помощь

Играешь

Любишь

Знаешь

Мягкий знак после шипящих

Мужской род

 D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Школа\юные учёные -2 - 2gif.gif

Женский род

D:\UTIL\Мамулька\Картинки\Картинки\Школа\юные учёные -2 - 1gif.gif

В корне после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ мягкий знак

Не пишется

Пишется

Муж

Шалаш

Луч

Плащ

Рожь

Мышь

Печь

Помощь

Работа со словом

  1. Прочитай слово орфографически, т.е. так, как оно пишется.
  2. Найди (выдели) орфограмму.
  3. Объясни выбор пропущенной буквы.
  4. Подбери проверочное слово.
  5. Запиши слово правильно.

Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

Предлоги

Являются

Частью речи

Обозначают

Слово

Пишутся

Отдельно

Служат

Для связи слов

Девочка бежит ПО дорожке.

ОКОЛО дорожки растёт малина.

НА дорожку выскочила белка.

Написание предлогов

О

А

Е

Прочие

О

Об

По

Под

От

Около

За

На

Над

Без

Через

Перед

В

С

У

Из

Из – за

Дл

Предлоги – приставки

Предлог

Приставка

Часть речи

Часть слова

Пишется раздельно

Пишется слитно

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово

Другое слово или вопрос вставить нельзя

Служит для связи слов в словосочетании или предложении

Служит для образования новых слов

По дорожке – по (чему?) дорожке;

По узкой дорожке

Подорожник

Побежал

Посмотрел

Основа предложения

Подлежащее

Сказуемое

Кто? / Что?

Что делает?

Вопрос содержит 1 слово

Вопрос содержит 2 слова

Подчёркиваем 1 чертой

Подчёркиваем 2 чертами

Второстепенные члены предложения

Определение

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

красный

зелёная

ласковое

дружные

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

К другу

Около дома

Обстоятельство

Где?

Куда?

Когда?

Откуда?

Как?

У реки

В лес

Вечером

Из командировки

Быстро

Имя прилагательное

№1

Обозначает

Признаки предметов

Отвечает на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

В предложении может быть

Определением

№2

Единственное число

Множественное число

Изменяется по родам

Не изменяется по родам

Какой? Какая? Какое?

Какие?

Большой

Золотая

Синее

Голубое

Большие

Золотые

Синие

Голубые

- ой, - ый, - ий; - ая, - яя; - ое, - ее

- ие, - ые

№3

Мужской род

Женский род

Средний род

Какой?

Какая?

Какое?

Большой

Золотой

Синий

Красный

Большая

Золотая

Синяя

Красная

Большое

Золотое

Синее

Красное

- ой, - ый, - ий

- ая, - яя

- ое, - ее

Разбор имени прилагательного

  1. Слово, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Начальная форма
  3. Число
  4. Род (в единственном числе)
  5. Падеж

Образец:  В лесу поспела СЛАДКАЯ малина.

Сладкая  (малина) – прил., н.ф. – сладкий, ед. ч., ж.р., Им.п..

Глагол

№1

Обозначает

Действие предметов

Отвечает на вопросы

Что делать? Что сделать?

В предложении может быть

Сказуемым

№2

Единственное число

Множественное число

Я

Играю

Шалю

Читаю

Мы

Играем

Шалим

Читаем

Ты

Играешь

Шалишь

Читаешь

Вы

Играете

Шалите

Читаете

Он, она, оно

Играет

Шалит

читает

Они

Играют

Шалят

Читают

№3

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Играл, варил

Играла, варила

Играло, варило

Играли, варили

Играю, варю

Играем, варим

Буду / будем играть, буду / будем варить

- // -

Играешь, варишь

Играете, варите

Будешь / будете играть

Будешь / будете варить

- // -

Играет, варит

Играют, варят

Будет / будут играть

Будет / будут варить

Изменение глагола по лицам

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

Я

Мы

2

Ты

Вы

3

Он, она, оно

они

Спряжение глагола

I

II

- еть, - ать, - оть, -уть, - ыть

- ить

2 глагола на – ить (брить, стелить)

7 глаголов на – еть ( смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть)

4 глагола на – ать (гнать, держать,    дышать, слышать

 - е

- и

Виды глаголов

Совершенный вид

Несовершенный вид

Что сделать?

Что делать?

Сосчитать

Засмотреться

увидеть

Считать

Смотреть

Видеть

Разбор глагола

1

Часть речи

2

Начальная (неопределённая) форма

3

Вид

4

Число

5

Лицо (кроме Прошедшего времени)

6

Время (для глаголов Прошедшего времени – род)

7

Спряжение

Образец: Расшумелся – гл., н.ф. – расшуметься, сов. в., ед. ч.,  Пр. вр., м. р., I спр..

Звукобуквенный разбор слова

  1. Запиши слово. Произнеси его по слогам, укажи границы слогов (кроме слов, состоящих из 1 слога).
  2. Поставь ударение на ударный слог (кроме слов, состоящих из 1 слога)
  3. Запиши слово звуками.
  4. Запиши слово буквами по вертикали. Укажи, какой звук обозначает каждая буква. Посчитай и запиши внизу количество букв, звуков и слогов.
  5. Дай характеристику каждому звуку.

Для гласных: ударный или безударный.

Для согласных:

  • Звонкий или глухой
  • Парный или непарный (в скобках – пара по звонкости – глухости, если она есть)
  • Мягкий или твёрдый
  • Парный или непарный (в скобках – пара по мягкости – твёрдости, если она есть).

Образец:

Рука – ру / ка, [ рука̒ ].

Р - [р] – согл., звон., непарн., твёрд., парн. ([р / р’].

У - [у] – гл., безуд..

К - [к] – согл., глух., парн. ([к / г]), твёрд., парн. ([к / к’]).

А - [а] – гл., ударн..

4 б., 4 зв., 2 слога.

Части речи и члены предложения

Части речи

Члены предложения

Существительное

Глагол

Прилагательное

Местоимение

Предлог

Наречие

Союз

Другие

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены предложения:

  • Дополнение
  • Определение
  • Обстоятельство

Орфограммы

№ п/п

Орфограмма

Пример

1

Заглавная буква в начале предложения

Дети играли в саду.

2

Знаки препинания в конце предложения

Наступило лето.

Наступило лето!

Наступило лето?

3

Заглавная буква в именах собственных

кот Барсик, собака Рекс, мальчик Ваня, река Обь

4

Буквы И, А, У после шипящих (сочетания: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ)

Лыжи, мыши, чай, щавель, чудо, щука

5

Правописание сочетаний с Ч, Щ (ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ)

Ночка, точно, чтение, мощный, закончить, гонщик

6

Безударный гласный в корне, проверяемый ударением

Окно – окна, снежок – снег, река - реки

7

Звонкие /глухие согласные в корне слова

Узкий - узенький, сугроб - сугробы

8

Непроверяемые гласные и согласные в корне (словарные слова)

Карандаш, петух, вокзал, класс

9

Непроизносимые согласные в корне слова

Чудесный – чудеса, радостный – радость

10

Раздельное написание предлогов с другими словами,  слитное написание приставок

На реке, за горой;

нарисовал, засвистел

11

Гласные и согласные буквы в приставках

Полетели, подпрыгнуть

12

Мягкий знак смягчающий

Лось, коньки

13

Разделительный Ь

Деревья, сучья, вьюга

14

Разделительный Ъ

Съезд, объявление

15

Употребление Ь на конце имён существительных после шипящих

Мышь, дочь – ж.р.;

Плащ, шалаш – м.р.

16

Мягкий знак  после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице единственного числа

Жечь, стеречь, читаешь, носишь

17

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами

Не знал, не сделал, не выделил, не отметил

18

Написание букв И / Ы после Ц

Птенцы, леденцы.

Цирк, цифра, но цыплёнок, цыган, цыц

19

Перенос слов

До-мик, паль-то, чай-ка, ру-чьи, объ-явить, весен-ний

Предложения с однородными членами

а) найти в предложениях члены, которые отвечают на   один и тот же вопрос;

б) определить, какими членами предложения являются данные слова;

в) определить,  с помощью чего они связаны (интонация или союзы);

г) определить, как эта связь выражается в устной речи  (интонация перечисления)

и на письме (запятая или её  отсутствие).

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

                                                            Состав слова

1

Окончание

Измени слово по числам или команде вопросов (измени по падежам)

2

Корень

Подбери родственные (однокоренные) слова

3

Приставка

Подбери другие слова с такой же приставкой или таким же суффиксом

4

Суффикс

Примечание: суффикс  – ть  у глагола – особый. Он не входит в основу слова. Он – показатель начальной формы глагола!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы по русскому языку. 4 класс

Падежные окончания существительных, прилагательных. Личные окончания глаголов. Алгоритм определения спряжения....

Опорные схемы по русскому языку

                   В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...

Опорные схемы по русскому языку

                   В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...

Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по русскому языку для учащихся начальных классов...

Опорные схемы по русскому языку при изучении темы "Части речи"

В данной презентации представлены схемы- опоры, которые могут быть использованы при изучении раздела " Части речи"  на уроках русского языка в 3-4 классах....

схема по русскому языку

схема по русскому языку...