Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса на 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Шеховцова Валентина Викторовна

 Рабочая программа по обучению грамоте и развитию речи  по "Букварю" Т.М.Андриановой (1 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_-_programma_2015-2016_uch._god.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по обучению грамоте  для 1 класса

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по обучению грамоте

Концепция

Рабочая программа по обучению грамоте и развитию речи  по "Букварю" Т.М.Андриановой (1 класс) разработана в соответствии:

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

с рекомендациями Примерной программы по учебному предмету «Обучение грамоте и развитию речи» по "Букварю" Т.М.Андриановой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

со спецификой авторской программы "Обучение грамоте и развитие речи по "Букварю" Т.М.Андриановой.

Программа: Планета Знаний. Обучение грамоте. Т.М. Андрианова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.

Автор: Т.М. Андрианова.

Название: Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)

Место издания и год: М.: АСТ, «Астрель». 2012г.

Обоснованность

При отборе содержания курса «Обучение грамоте и развитие речи» учитываются не только устоявшиеся в дидактике принципы (научности, доступности, наглядности и т.д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности (слушания, говорения, чтения). Коммуникативная направленности обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, так как именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности,  инициативности, творчества в различных видах деятельности обучающихся. В учебных пособиях предлагаются задания на развитие способности детей самостоятельно работать с различными речевыми моделями и схемами, таблицами букв, алфавитной лентой, материалами тренинговых страниц, именуемых в учебнике «Читальным залом». Развитие эмоциональной и духовно-нравственной сфер детей происходит в процессе слушания и обсуждения детских книг, совместной деятельности по подготовке заданий, предусмотренных учебными пособиями. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение звуков, слогов, слов, предложений,  на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение.

Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки обучающихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.

Вариативная часть включает в задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний не в стандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от обучающихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности обучающихся, которая предполагается по завершению каждого из двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору обучающихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями). В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.

В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части  предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.

В данной программе выделены основные требования к уровню заданий и умений обучающихся.  Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть обучающихся к концу периода обучения грамоте. Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми обучающиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебник, рабочую тетрадь, прописи и методические рекомендации для учителя.

Образовательная область

Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.

Место и роль курса

Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования

       Программа Обучение грамоте рассчитана на 207 учебных часов.

  • по «Букварю» - 92 часа, 4 часа в неделю: подготовительный (добуквенный) период (14 часов) и основной (букварный) период (78 часов)  
  • по «Прописям» - 115ч – 5ч в неделю. (добуквенный) период (18 часов) и основной (букварный) период (87 часов) . Закрепление  изученного 7 часов

                           

                                  Цели, задачи учебного предмета

Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:

- помочь обучающимся овладеть механизмом чтения и письма;

- обеспечить речевое развитие детей;

- дать первичные сведения о языке и литература, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

Поставленные цели определены с учётом психических и физиологических особенностей детей 6-7-летнего возраста и реализуются на доступном для обучающихся уровне при решении следующих задач.

1.    Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Обучению чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой и согласного звука.

В обучении грамоте выделяется два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).

 Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительного расширить объём доступного для чтения материала.

Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечивают:

- специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;

- организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.

В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной  является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием  в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.

Успешному совершенствованию навыка чтения способствует включение в систему занятий обучения грамоте многоаспектного смыслового и грамматического анализа слов и предложений, открывающего возможности для многократного возвращения ребёнка к прочитанному.

Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.

2.    Обогащение и активизация словарного запаса детей.

В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение над словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Обучающимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогут развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у обучающихся ведущих приёмов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.

В учебных пособиях предусмотрено практическое знакомство обучающихся с однозначными и многозначными словами, с синонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов.

Активизации и обогащению словарного запаса детей способствует грамматико-орфографическая пропедевтика, которая предусматривает ознакомление обучающихся с темами, систематическое изучение которых предполагается в 1-4 классах в курсе «Русский язык».

3.    Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Содержание курса позволяет организовать целеноправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности обучающихся:

слушания -  восприятие и понимание звучащей речи;

говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;

чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.

Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи обучающихся.

Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; обучающихся при работе в паре; диалог, заключённые в букварных текстах).

Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков обучающихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В тоже время, работая в паре, обучающиеся на практике совершенствуют навыки общения. Такая же обусловленность наблюдается и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

4.    Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования обучающихся. На доступном учебном материале:

- понимать содержание и главную мысль произведения;

- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;

- извлекать из текста интересную и полезную для себя информацию.

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство обучающихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.

На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит обучающихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечественных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» обучающихся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению обучающимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.

Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности)

Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте.

Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.

Говорение. Ответы на вопросы учителя. Умение вступить в диалог и поддержать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Устные рассказы детей. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.

Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного.Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.

Письмо. Овладение печатными и рукописными шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов. Слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (198 ч)

Подготовительный (добуквенный) период (30ч)

Речь. Предложение. Слово. Формы речи. Предложение и слово. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слог. Слогоделение Ударение. Ударный слог.

Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки) Соблюдение гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи.

Основной (букварный) период (173 ч)

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости-мягкости и по звонкости-глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквенное строение письменного слова. Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Понимание функций небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса. Знак ударения, знаки препинания).

Слово и предложение. Текст.

Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.

Орфография.

Речевая деятельность.

Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Программа «Письмо с открытыми правилами»

-      Обучение первоначальному письму;

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности обучающихся;

-     Формирование графического навыка у первоклассников, как сознательный процесс: осознание целей и задач действий, , осознание способов действий и самих движений, анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения;

Механизмы ключевых компетенций учащихся

  1. Проанализировать образец;
  2. Проанализировать материал и орудия действия;
  3. Проанализировать способ выполнения действия  и условия его выполнения;

 (15 правил: посадка на стуле,  положение корпуса(спины), положение ног(точки опоры), расстояние от глаз до тетради, положение рук, положение тетради на столе,  положение плеч, головы, отсутствие напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой, расположение букв относительно туловища)

            4. Проанализировать исполнительные операции;

            5. Составить план выполнения задания;

               6.Обеспечить самоконтроль за выполнением задания

                  с  одновременным анализом и коррекцией.

Период обучения первоначальному письму включает в себя 3 этапа:

            1) вводный (подготовка к письму),

            2) основной (букварный период),

            3) заключительный (послебуквенный).

      К концу завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки, находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами(написание буквы и), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма.

      Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;

       Письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.

Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения.

Ключевые компетенции обучающихся

Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих  интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.

        Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями,а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

       Информационная компетенция , обеспечивающая расширение общего языкового  информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др).

осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим кретериям.

Актуальными при работе с языковым материалом становятся принци:пы:

- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родногоязыка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

- этико-эстетический- направленный на осознание изобразительныхсвойств языка, на освоение культурыречевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в исползовании языковых средств. При составлении программмы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания неприрывного образования» и документах Госстандартов.

В целом начальный курс русского языка представлен как савокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса

   «Обучение грамоте и развитие речи».

Его продолжительность (23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.В обучение грамоте различают два периода:подготовительный (добукварный) и основной (букварный).Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, приэтом учитывается принцип кординации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.после курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

       Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.

Вариативная часть программы предполагает работу в парах. В команде по 4-5 человек, участие в заданиях творческого характера, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся (подбор и обработка информации на определённую тему, умение поделиться этой информацией с людьми).

        Типы уроков:

(и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании):

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок- игра- импровизация.

  1. урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз ;
  2. урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву ;
  3. урок обобщения и систематизации знаний – уосз ;
  4. Урок комплексного использования знаний – укиз;
  5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз .
  6. Гимназический компонент программы –  гкп

       Технологии  обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- проектная технология;

- технология разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

        Механизмы ключевых компетенций

           Введение вновь изучаемой буквы по схеме:

1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки.

2. Знакомство с её героем. Рассматривание картинки в букваре.

3. Выделение конкретного звука.

4. характеристика звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.

5. Тренировочные упражнения.

6. обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.

7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.

  • Чтение читающими детьми текстов сказок;
  • Работа с алфавитной лентой;
  • Работа с маршрутным листом;
  • Работа с условными графическими обозначениями, значками, цветной маркировкой заданий;
  • Работа со стихотворным и  прозаическим текстом;
  • Работа с загадками, ребусами, анаграммами;
  • Работа в рабочей тетради;
  • Работа с пословицами и поговорками;
  • Различные виды разбора (звука, слова, предложения);
  • Составление предложения, текста;
  • Письмо под диктовку;
  • Комментирование орфограмм;
  • Пересказ текста, работа с текстом;
  • Участие в диалоге.

Виды и формы контроля:

           Текущий, письмо под диктовку, самостоятельная работа, диктант, самооценка, взаимооценка.

            Каждый раздел завершается проверочными  заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом «Читальный зал»,   где       представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.

            Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.

           Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

           Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

                                                                                                  Тематическое планирование  

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (198 ч)

(складывается из обучения по «Букварю» (88 ч — 4 ч в неделю) и «Прописям» (110ч — 5чв неделю))

Подготовительный (добуквенный) период (30 ч)

(в том числе по «Букварю» — 14 ч, по «Прописям» —16 ч.)

Речь. Речь — средство общения. Речь устная и письменная. Средства устного общения (интонация, мимика, жесты).

Предложение. Предложение и речь. Порядок и количество слов в предложении. Интонация. Модель (схема) предложения.

Слово. Слово и предложение. Предмет и слово. Модель (схема) слова.

Слог. Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели слова.

Звуки и буквы. Звуковой состав слова. Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение Ударный слог. Буквы — знаки звуков. Различие между звуков буквой.

Речевая деятельность. Слушание и говорение в новых условиях классно-урочной системы.

        

«Наша речь»

Наш общий язык — русский. Мы живем в России. Язык мимики и жестов. Как зарождалась речь. Устная и письменная речь. Предложение. Знаки препинания. Предмет и слово.  Слоги.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы.

Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге; адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций); количество слов в предложении; соответствие интонационных средств смыслу предложений;  на схеме место ударения в слове

Обсуждать свою новую социальную роль школьника

Комментировать последовательность иллюстраций в букваре.

Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы.

Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет.

Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет.

Моделировать звуковой состав слова (количественный)

Составлять рассказ о серии сюжетных картинок; самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Учиться соблюдать гигиенические требования при письме.

Контролировать свои действия в процессе работы.

Организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на парте

Различать направление линий в прописи.

Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения

Различать последовательность написания элементов буквы

Основной (букварный) период (173 ч)

( том числе по «Букварю» — 78 ч, по «Прописям» — 87 ч  закрепление -  7 часов)

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Механизм чтения открытого слога. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв: е, ё, ю, я, и, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласный звуки. Расхождение в написании и произношении (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу). Звукобуквенный анализ слов. Алфавит.

Слог. Слогообразующая роль гласного звука. Последовательность и количество слогов в слове.

Слово. Плавное слоговое чтение. Слова с близким и противоположным значением. Многозначность слов (без использования термина). Прямое и переносное значение слова. Пропедевтика грамматических понятий: слова, отвечающие на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какие?, что делает?, что делают?; изменение слов по числам: один — много); определение рода (без термина) с помощью слов он, она, оно; родственные слова, общая часть родственных слов. Большая буква в начале предложения, в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных,    в   географических   названиях   (без   термина). Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без термина). Знакомство со словарями.

Предложение. Текст. Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.

Речевая деятельность. Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

«Алфавит»

Эта тема имеет 37 подтем:

1—34 подтемы соответствуют тридцати трем буквам русского алфавита, включая дополнительную подтему, отражающую вторую роль мягкого знака в русском языке «Разделительный мягкий знак».

35. Алфавит.

36. Необычные азбуки.

37. Из истории букварей.

Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов.

Определять количество звуков и их последовательность в словах; количество предложений в тексте.

Читать и правильно интонировать предложения.

Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов.

Различать слоги и слова, слова и предложения.

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова.

Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове; за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре).

Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения.

Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е, ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов.

Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком – показателем мягкости.

Сравнивать произношение слов (содержащих жи – ши) с их написанием.

Различать слова с написанием с большой буквы.

Самостоятельно списывать печатный текст.

Давать письменный ответ на поставленный вопрос.

Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, формулировать пути их устранения.

Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками

учебного и бытого общения).

Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием (вежливых слов).

Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом.

Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте.

Основные требования к уровню знаний, умений учащихся

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе учащиеся должны  знать:

  • звуки и буквы русского алфавита;
  • алфавит;
  • гласные и согласные звуки;
  • гласные звуки ударные и безударные;
  • согласные звуки твердые и мягкие;
  • согласные звуки звонкие и глухие;
  • правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • правила переноса слов;
  • правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
  • правила оформления предложения на письме.

   уметь:

  • различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;
  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • распределять слова по  алфавиту;
  • вычленять из текста предложения, из предложения – слова, а из слов – слоги;
  • делить слова на слоги и для переноса;
  • определять в слове ударение;
  • передавать различную интонацию предложения в устной речи;
  • правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • правильно списывать слова, предложения и текст (как рукописный, так и печатный варианты), проверять написанное, сверяя с образцом;
  • отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;
  • соотносить число букв с числом звуков в словах;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • использовать большую букву в написании имен собственных;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания (словарь);
  • знать гигиенические правила письма;
  • четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
  • соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);
  • соблюдать пробел между отдельными словами (должна свободно вписываться буква и);
  • соблюдать красную строку (отступ 2 см  от края строки);
  • удерживать заданный отступ от края каждой следующей строки (5мм);
  • писать под диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;
  • списывать текст (13-15 слов);

могут знать:

  • правила проверки безударного гласного звука;
  • правила оформления текста;
  • более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий  и правило их написания с большой буквы;

могут уметь:

  • находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
  • переносить с удвоенными буквами согласных звуков;
  • находить родственные слова и обозначать их общую часть;
  • распределять слова по алфавиту в более сложных случаях (с ориентированием на вторую, третью букву в слове);
  • ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
  • записывать слова с предлогами;
  • составлять небольшой  текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.

Навыки чтения наконец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20 – 25 слов в минуту; чтение плавное. Слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

для обучающихся:

1.  Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.

2.  Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ,  Астрель.

3.  В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4

     к  «Букварю» Т. М.  Андриановой. - М., АСТ, Астрель

4.  Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.

       - М., АСТ, Астрель.

5.  В. А. Илюхина. Прописи  для читающих детей № 1, № 2, № 3, № 4

      к  «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель.

для учителя:

       1. Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.

           Учебно-методический комплект «Планета знаний»

           М.: АСТ Астрель, 2012 г.

        2.  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе

            по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель.

урока

Тема урока, страницы учебника

Элементы содержания

Тип урока

Требования к уровню подготовки

 Планируемые результаты (личностные и предметные). Характеристика деятельности

Наша речь. (Добуквенный период) - 14 ч

1

Здравствуй, школа!

С.3

Познакомить учащихся с первой учебной книгой – букварем и с рабочей тетрадью

Комбинированный.

Ориентироваться в букваре и рабочей тетради

Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге

2

Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики

С. 6-8

Формировать понимание важности нового социального статуса детей - ученик

Урок – игра.

Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную деятельность детей

Обсуждать свою новую социальную роль школьника

3

Мы живем в России. Наш общий язык – русский

С.6-8

Символика Российской Федерации

Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме: «Наша речь». Дать  представление учащимся о речи как процессе общения между людьми.

Комбинированный.

Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты).

Комментировать иллюстрации в учебнике.

Вступать в диалог в процессе совместной игры.

4

Как  мы общаемся. Язык мимики и жестов.

С.9

Звукоподражание и «теория  ням-ням».. Неязыковые средства устного общения: жест, мимика, движение, поза.

Комбинированный.

Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций)

Участвовать в групповой работе, связанной с общением

5

Как зарождалась речь

С.10

Маршрутный лист

  Игра «Мир без слов». Первоначальное  представление о том, как зарождалась речь

Комбинированный.

Комментировать последовательность иллюстраций в букваре.

Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи.

Осваивать правила выполнения работы в паре

6

Устная и письменная речь.

С. 11

Понятия «устная речь», «письменная речь».

Выставка –урок.

Наблюдать за особенностями устной и письменной речи.

Участвовать в процессе говорения и слушания.

Составлять рассказ о серии сюжетных картинок.

7

Предложение.

С. 12

Разгадывание ребусов

Сслово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения

Комбинированный.

Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы.

Определять количество слов в предложении

8

Знаки препинания

С.13

Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения

Комбинированный.

Читать и сравнивать предложения с разной интонацией.

Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений

9

Предмет и слово

С.14

Знакомство с толковым словарём

Учить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов

Урок изучения нового.

Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет.

Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет.

Моделировать звуковой состав слова (количественный)

10

Слоги

С.15

Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги

Урок – ролевая игра.

Скандировать по слогам слова-предложения.

Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова

11

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

С.16-17

 Игра «Цепочка слов».

Формировать умение различать гласные и согласные звуки

Комбинированный.

Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания.

Соотносить название предмета с его звуковой схемой

12

Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки

С. 16-17

Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Комбинированный.

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк).

Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах.

Моделировать звуковой состав слов

13

Ударение. Ударный слог

С.18

Перестановка ударений в словах

Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом

Комбинированный.

Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок – замок).

Выделять ударные слоги при произнесении различных слов.

Определять на схеме место ударения в слове

14

Звуки и буквы

С.19

Знакомство  с алфавитами разных стран

Учить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме

Урок – путешествие.

Различать звуки и буквы.

Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв.

Объяснять смысл определения: буквы – знаки звуков

Алфавит. - 74 ч

15

Звук [а]. буквы А, а

С.22-24

Пирамида «Всё на А»

Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме: «Алфавит». Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме

Комбинированный.

Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов.

Определять количество звуков и их последовательность в словах.

Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре)

16

Звук [у]. Буквы У, у

С.25

Ребусы, загадки

Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме

Комбинированный.

Читать предложения со словами «А» и «У».

Экспериментировать в звукоподражании.

Распределять роли и очередность действий при работе в паре.

Обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы

17

Закрепление изученного

С.26

Чтение стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов

Урок – обощение.

Читать и правильно интонировать предложения.

Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов

18

Обычные буквы – специальные знаки

С.27

Сигналы – символы. Легенда о Тесее и Минотавре

Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и у

Киноурок.

Расшифровывать значение букв «а» и «У», используемых на транспорте.

Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов)

19

Звуки [м], [м,]. Буквы М, м

С.28

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [м], [м,] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме.

Учить читать слоги и двусложные слова.

Комбинированный.

Читать двусложные слова.

Определять наличие в звучащем слове твердого [м] или мягкого [м,].

Различать слоги и слова, слова и предложения.

Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями

20

Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н

С.29

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [н], [н,] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки на письме.

Комбинированный.

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова.

Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове.

Наблюдать за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре)

21

Большая буква в именах людей и кличках животных

С.30

Почини «сломанные» пословицы

Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имен людей и кличках животных

Комбинированный.

Выделять среди слов имена людей.

Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова.

Определять количество предложений в тексте

22

Закрепление изученного

С. 31

Обучать детей чтению слогов и слов с изученными буквами

Урок – викторина,

Дополнять слоги до слов.

Расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»).

Экспериментировать со своей фамилией, используя ее часть для придумывания названия марки самолета.

.

23

Звук [о]. Буквы О, о

С.32

Пофантазируй о  чем разговаривают  овощи

Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме

Комбинированный.

Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки.

Соотносить названия предметов сл звуковой и буквенной схемами.

Выделять из цепочки слогов слова и читать их

24

Звук [э]. Буквы Э, э

С.33

Познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими этот звук на письме

Комбинированный.

Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения.

Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов.

Распределять роли и очередность действий при работе в парах

25

Использование слов он, она, оно

С. 34

Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно

Комбинированный.

Соотносить изображенные предметы с соответствующими словами он, она, оно.

Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки.

Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов

26

Закрепление изученного

С.35, с.46-47

Урок – творческий отчёт.

Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой.

Читать слова, записанные нестандартным способом.

Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове.

27

Звуки [р], [р,]. Буквы Р,р

С.36

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [р], [р,] и буквами Р, р, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки.

Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процесс коллективной работы).

Сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах)

28

Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л

С.37

Почини «сломанные» пословицы.

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [л], [л,] и буквами Л, л, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный

Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот.

Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме.

Составлять рассказ по заданной теме (из 3 – 4 предложений)

.

29

Тренинг звуко-буквенного анализа слов.

С.38

Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов

Комбинированный.

Анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно)

30

Тренинг в чтении слов.

С.39

Тренировать детей в чтении слов с пропущенными буквами

Урок – соревнование.

Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы.

Наблюдать за изменением смысла слов при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов)

31

Звук [ы]. Буква ы

С.40

Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме.

Комбинированный.

Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы).

Различать слова в форме единственного и множественного числа (без термина) на основе игры «Один – много».

Отвечать на вопросы в тексте

32

Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и

С.41

Многозначные слова. «Работа» буквы «И»  Пофантазируй о чем разговаривают твои игрушки

Познакомить детей с гласным звуком  [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме

Комбинированный.

Выявлять общий признак у изображенных предметов.

Читать слова с мягкими согласными звуками.

Классифицировать предметы по признаку их использования

33

Закрепление изученного

С.42, с.46-47

Сочини сказку по началу…

Тренировать детей в словообразовании, в чтение слогов и слов (с использованием «Читального зала №1»)

Творческая мастерская. Урок-практикум.

Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использовании термина).

Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов

34

Слова с противоположным значением

С.43

Понятия о словах антонимах. Грамматическая сказка.

Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением

Урок – деловая игра.

Подбирать слова-антонимы (с опорой на иллюстрации в букваре).

Наблюдать за изменением слов по числам (один – много).

Выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме

35

Звук [й,]. Буквы Й, й

С.44

Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й,] и буквами Й, й, обозначающими этот звук на письме

Комбинированный.

Определять на слух наличие в словах звука [й,].

Правильно произносить и читать слова со звуком [й,] и буквой й.

Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре)

36

Закрепление изученного

С. 45

Работа с фразеологическими оборотами

Тренировать детей в чтении слов с буквой й

Комбинированный.

Дополнять слоги до слов, учитывая особенности их написания.

Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите

37

Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б

С.48

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [б], [б,]  и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме

Урок обобщения.

Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использовании речи.

Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре).

Составлять слово из первых букв названий предметов

38

Звуки [п], [п,]. Буквы П,п

С.49

Порассуждай на тему « Повторенье – мать ученья»

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [п], [п,]  и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения.

Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению.

Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме

39

Закрепление изученного

С.50

Игра: «Как понимаешь выражения»

Тренировать детей в чтении слогов и слов со стечением согласных звуков

Урок – игра.

Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить.

Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре)

40

Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] - [п], [б,] - [п,]

С.51

Работа с фразеологическими оборотами

Познакомить учащихся с парными (по звонкости – глухости) согласными звуками: [б] - [п], [б,] - [п,]

Комбинированный

Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах.

Сопоставлять парные звуки по твердости – мягкости [б] - [б,], [п] - [п,] и парные звуки по звонкости – глухости [б] - [п], [б,] - [п,]

41

Звуки [в], [в,]. Буквы В, в

С.52

Почини «сломанные» пословицы.

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [в], [в,]  и буквами В, в, обозначающими эти звуки на письме

Комбинироанный.

Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов.

Читать слова с переносом на другую строку.

Находить «слово в слове», не меняя буквы местами

42

Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф

С.53

Сочини сказку по концу…

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [ф], [ф,]  и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Правильно называть изученные буквы.

Образовывать мужские и женские фамилии от данных имен (работа в паре).

Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым

43

Закрепление изученного

С. 54, с. 56 - 57

Игра «Буриме»

Тренировать детей в чтении слов, различающихся одной буквой (с использование материалов «Читального зала №2»)

Урок – закрепление.

Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль звуков речи.

Расшифровывать анаграммы с опорой на заданный порядок букв

44

Закрепление изученного

С. 55

Урок- викторина.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [в] в предложенных словах.

Осваивать новые способы решения ребусов с использование воображаемого предлога «в» (без термина).

Определять прямое и переносное значение слов

45

Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г

С.58

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [г], [г,]  и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее.

Объяснять происхождение слов (названий грибов).

Читать стихотворение по ролям.

Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками

46

Звуки [к], [к,]. Буквы К, к

С.59

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [к], [к,]  и буквами К, к, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Читать слова со стечением согласных звуков.

Сравнивать слова и находить в словах общую часть.

Экспериментировать с образованием имен, добавляя к ним разные буквы

47

Закрепление изученного

С. 60

Звуковые загадки

Информировать детей об участии буквы к в словообразовании (рыба – рыбка)

Комбинированный.

Объяснять специфику образования слов с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена).

Подбирать слова-признаки к изображенным предметам и антонимы к данным словам.

Распределять роли при работе в паре (по возможности самостоятельно)

48

Закрепление изученного

С. 61

Познакомить учащихся с парными (по звонкости – глухости) согласными звуками: [г] - [к], [г,] - [к,]

Комбинированный.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах.

Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме.

Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения

49

Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д

С.62

Придумай рассказ на тему «А кто твои друзья?»

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [д], [д,]  и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д], [д,].

Различать слова-названия предметов и слова-признаки предметов.

Находить в словах общую часть.

Определять в тексте функции небуквенных графических средств (без термина)

50

Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т

С.63

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [т], [т,]  и буквами Т, т, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Обобщать слова по тематическому признаку.

Находить в тексте слово, используемое в разных значениях.

Находить информацию по заданию в букваре

51

Закрепление изученного

С. 64, с. 74-75

Проинсценируй то, о чем ты прочитал..

Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении (с использованием материалов «Читального зала №3»)

Урок – фестиваль.

Выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных.

Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт

52

Большая буква в географических названиях

С.65

Информировать учащихся о правописании названий стран, населенных пунктов и рек

Комбинированный.

Узнавать географические названия среди других слов.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах.

Находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность

53

Звуки [ж]. Буквы Ж, ж

С.66

Познакомить учащихся с непарными  твердым согласным звуком [ж]  и буквами Ж, ж, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела»

54

Звуки [ш]. Буквы Ш, ш

С.67

Расскажи о любом предмете, как будто он живой.

Познакомить учащихся с непарными  твердым согласным звуком [ш]  и буквами Ш, ш, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Различать слова-названия предметов и слова-действия предметов.

Находить рифмы в стихотворении.

Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

55

Сочетание букв жи-ши

С.68

Игра «Буриме»

Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетание букв жи-ши

Урок – ролевая игра.

Сравнивать произношение слов (содержащих жи – ши) с их написанием.

Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками.

56

Закрепление изученного

С. 69

Сочини свою загадку на заданную тему.

Познакомить учащихся с парными (по звонкости – глухости) согласными звуками [ж] - [ш]

Урок – конкурс.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж] в предложенных словах.

Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная – авторская, русская - зарубежная

57

Звуки [з], [з,]. Буквы З, з

С.70

Упражнения в выделении ударного слога. Плавное слоговое чтение. Наблюдение над парными звонкими  и глухими звуками и буквами. Совпадение и несовпадении того, что слышим и что пишем. Сильная и слабая позиция парных согласных.

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [з], [з,]  и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Подбирать синонимы к названиям предметов.

Классифицировать слова-названия предметов, слова-признаки и слова-действия.

Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему.

Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд

58

Звуки [с], [с,]. Буквы С, с

С.71

Упражнения в выделении ударного слога. Плавное слоговое чтение. Наблюдение над парными звонкими  и глухими звуками и буквами. Совпадение и несовпадении того, что слышим и что пишем. Сильная и слабая позиция парных согласных.

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [с], [с,]  и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Подбирать слова-антонимы к разным частям речи (без использования терминов).

Самостоятельно озаглавливать текст.

Объяснять использование букв в спортивной символике

59

Закрепление изученного

С.72

Упражнение в чтении. Работа с текстом. Определение содержания текста по рисунку.

Закрепить знания детей о многозначности слова, о словах-синонимах, словах-антонимах

Комбинированный.

Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах (без использования терминов).

Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями

60

Слова: в, на, за, над, под, к, с и др.

С. 73

Сочини свою загадку с предлогами

Информировать учащихся о словах: в, на, за, над, под, к, с и др., служащих для связи слов в предложениях

Читальный зал .

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука  [з] в предложенных словах.

Устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами).

Выражать свое отношение к поступкам героя рассказа

61

Сочетание звуков [й,э], [й,о]. Буквы Е,е и Ё, ё

С. 76

Сочини свой рассказ  про буквы Е, Ё

Познакомить учащихся с буквами Е, е и Ё, ё обозначающими на письме сочетания звуков [й,э], [й,о].  

Комбинированный.

Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е, ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы.

Выявлять общий признак у изображенных предметов.

Объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой

62

Буквы Е, Ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков

С.77

Познакомить учащихся с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме

Комбинированный.

Соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов.

Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию).

Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике

63

Диалог. Речевой этикет.

С. 80

Правила ведения диалога. Восстановление диалога. Правила вежливого человека. Работа с алфавитной лентой.

Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога

Комбинированный.

Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытого общения).

Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием (вежливых слов).

Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом

64-65

Закрепление изученного

С. 81

Составить сказку о двух функциях букв е, ё

Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы е, ё

Комбинированный.

Определять на слух наличие в словах звука [й,]

Различать две функции букв е, ё в словах.

Осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст.

Подбирать к названиям изображенных предметов синонимы

66

Сочетание звуков [й,у]. Буквы Ю, ю

С.82

Вспомнить  и  рассказать стихи по заданной тематике

Познакомить учащихся с буквами Ю, ю,  обозначающими на письме сочетания звуков [й,у]

Комбинированный.

Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах.

Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему.

Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение

67

Сочетание звуков [й,а]. Буквы Я, я

С.83

Познакомить учащихся с буквами Я, я,  обозначающими на письме сочетания звуков [й,а]

Комбинированный.

Использовать ранее полученные знания для проведения звуко-буквенного анализа.

Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие.

Выразительно читать рассказ по ролям

68

Устное народное творчество

С. 84

Придумай колыбельную про животных

Расширить и углубить знания детей о русских народных песнях и сказках

Урок – творческое погружение.

Рассказывать о своем восприятии и своем отношении к русским народным песням и сказкам.

Выявлять в текстах песен и сказках звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости.

Экспериментировать с названиями сказок по предлагаемому образцу

69

Закрепление изученного

С. 85

Придумай сказку по концу.

Тренировать учащихся в чтении и проведение звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы ю и я, являющихся показателями мягкости предшествующих согласных звуков

Комбинированный.

Определять в словах звука [й,], его место в слове и обозначение на письме.

Доказывать, что принцип написания данного стихотворения основан на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами

70

Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука

С. 86

Игра «Наборщик»

Познакомит учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука

Комбинированный.

Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы.

Обсуждать свою учебную деятельность в школе.

Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком»

71

Закрепление изученного

С.87

Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения

Тренировать детей в чтении и в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих мягкий знак

Урок – викторина.

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова.

Группировать слова по тематическому принципу.

Фантазировать на тему,  как может выглядеть лень.

Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения

72

Разелительный мягкий знак – ь

С.88

Ирга « Буриме»

Тренировать детей в чтении слов  с разделительным мягким знаком

Комбинированный.

Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й′], но нет буквы й (разные случаи).

Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком.

Сочинять веселую путаницу методом перестановки слов (работа в парах)

73

Две роли мягкого знака в русском языке

С.89

Учить детей различать роли мягкого знака в русском языке: показателя мягкости и разделительного

Комбинированный.

Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком – показателем мягкости.

Заучивать стихи (по желанию), узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым

74

Буква ъ. Разделительный твердый знак.

С. 90

Познакомить детей с разделительным твердым знаком.

Комбинированный.

Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твердым знаком.

Правильно называть изученные буквы и находить их место в алфавите.

Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?»

75

Закрепление изученного

С.91

 Проект «Собери» пословицы с разделительным ь и ъ знаками»

Тренировать детей в чтении слов, содержащих разделительный твердый знак

Урок – отчёт.

Дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным твердым знаком (с опорой на иллюстрации в букваре).

Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й′], но нет буквы й (все случаи).

Объяснять переносное значение слов, обозначающих способы подъема в гору

76

Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х

С. 92

Придумай поучительный рассказ про хлеб

Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [х], [х,]  и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме

Комбинированный.

Находить сходство и различие в представленных парах слов.

Выразительно читать текст по ролям.

Подбирать рифмующиеся словак названиям изображенных предметов.

Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами

77

Звук [ц]. Буквы Ц, ц

С. 93

Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

Познакомить учащихся с непарным  твердым  согласным звуком [ц]  и буквами Ц, ц, обозначающими этот звук на письме

Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание.

Дифференцировать похожие звуки [ц], [с], [з] в процессе коллективной работы.

Вспоминать сказку «Царевну-лягушку» и продолжать отрывок, приведенный в букваре

78

Закрепление изученного

С.94

Декламация.

Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении

Комбинированный.

Находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Рассуждать на тему бережного отношения к природе.

Различать понятия «цветы» и «цвета»

79

Веселые путаницы

С. 95

Сочинять веселую путаницу методом перестановки слов

Расширить и углубить знания детей о путаницах (авторских и фольклорных)

Викторина

Сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц.

Обобщать знания о непарных твердых согласных звуках ж, ш, ц.

Придумывать различные варианты путаницы.

Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

80

Звук [ч′]. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов

С. 96

Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?»

Познакомить учащихся с непарным  мягким  согласным звуком [ч′]  и буквами Ч, ч, обозначающими этот звук на письме

Комбинированный.

Наблюдать а написанием и произношением слов с буквой ч.

Принимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок.

Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении (с опорой на иллюстрации в букваре)

81

Звук [щ′]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча – ща, чу – щу

С.97

Познакомить учащихся с непарным  мягким  согласным звуком [щ′]  и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме и буквосочетаниями ча – ща, чу - щу

Комбинированный.

Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ.

Различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, скороговорки, считалки).

Вспоминать  знакомые считали, объяснять их назначение

82

Шипящие согласные звуки

С. 98 Закрепление изученного

С.99

Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках  [ж], [ш], [ч], [щ]

Урок – обобщение.

Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию).

Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать.

Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее»

83

Закрепление изученного

С.99

Комбинированный.

84

Алфавит

С.100

Проект  «Придумай свой алфавит».

Обобщить знания детей об изученных буквах и об алфавите

Урок – фестиваль.

Объяснить, как появилась в русском языке слово «Азбука».

Правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите.

Сравнивать алфавит с буквами, которых описываются в стихотворении

Внеклассная работа - 4 ч

85

Необычные азбуки

С.101

Познакомить детей с различными авторскими стихотворными азбуками

Урок выставка.

Наблюдать за сходством различных стихотворных азбук.

Включаться в работу по поиску детских книг, в которых можно прочитать эти азбуки целиком

Разучивание стихотворения (по выбору).

86

Из истории Букварей

С.102-103

Приготовь сообщение « Из истории Букварей»

Информировать учащихся об истории создания первого русского букваря Ивана Федорова

Комбинированный.

Сравнивать страницы старых букварей со страницами данного Букваря.

Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте

Задание №3 – 5 в тетради

87

Сказки – диалоги о животных

С. 106 - 107

Проектная деятельность по теме «Алфавит».

Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок

Творческий проект

Читать и инсценировать сказки.

Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей)

Проект по теме «Алфавит».

88

Ребятам о зверятах

С.108-109 Сказки о сказке

С. 110

Расширить и углубить знания детей о повадках лесных животных и их образе жизни

Праздник – отчет

Описывать случаи своего общения с животными.

Рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях

Инсценирование сказок.

Рассказ о своих любимых животных.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся (на конец букварного периода)

Учащиеся должны знать:

  • название букв алфавита;
  • различия звука и буквы;
  • различия гласных и согласных звуков;
  • основные гигиенические требования при письме;
  • правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания;
  • знать и использовать все виды соединения букв между собой.

Учащиеся должны уметь:

  • определять отдельные звуки в словах;
  • определять количество звуков в словах и их последовательность;
  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • определять количество слогов в слове;
  • определять место ударения в слове;
  • определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте;
  • соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Учащиеся могут знать:

  • парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;
  • алфавит;
  • правила оформления текста на письме.

Учащиеся могут уметь:

  • распределять слова по алфавиту;
  • находить среди группы слов родственные;
  • ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям;
  • составлять и записывать ответ на вопрос (с опорой на лексику вопроса), а также небольшой текст из 2-3 предложений на определённую тему (с опорой на ключевые слова).

Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс на 2012-2013 учебный год

      Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  и авторского курса «Умные...

Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа  по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....