Уроки русского языка в коррекционной школе VIIIвида
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Жалнина Елена

Уроки русского языка в коррекционной школе VIIIвида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды словарной работы на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.


Последовательность работы над новым словом 
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определённая последовательность в работе: 
1) восприятие слова на слух; 
2) выяснение его лексического значения; 
3) зрительное восприятие слова (первичное по карточке); 
4) вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласных или других орфограмм, которые нужно запомнить; 
5) деление слов на слоги и для переноса; 
6) запись слова в тетрадь с подчёркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; 
7) подбор родственных слов, запись их с подчёркиванием нужной орфограммы; 
 8) составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом; 
9) запись лучшего предложения в тетрадь (из составленных учащимися или данных учителем). 

        Обычно умственно отсталые обучающиеся считают, что если слово относится к списку словарных слов, то в нём есть только те гласные, которые проверить ударением нельзя; поэтому, когда учитель предлагает учащимся в подобных словах найти ещё безударные гласные, проверяемые ударением, обучающиеся коррекционной школы не всегда могут их обнаружить. В данном случае учитель должен помочь им найти корень или однокоренное слово и разобрать его по составу. 
       При запоминании правописания словарных слов необходимо проговаривать их чётко, ясно, по слогам, так, как они пишутся. Проговаривая по слогам, учитель пишет слово, разделяя его на слоги. При изучении правописания словарных слов приём проговаривания является основным в работе. Уместно проводить хоровое произнесение слова по слогам, как при изучении правописания слов, так и при повторении. В работе со словарными словами можно использовать индивидуальные словарики, изготовленные самими учащимися. В них необходимо соблюдать такие правила записи: На каждой строчке пишется только одно слово; Каждое слово пишется с прописной буквы; Запись слова сопровождается постановкой ударения, выделением трудных орфограмм (карандашом другого цвета). Рядом пишется это же слово, разделённое на слоги. 
      Словарики окажут помощь только в том случае, если ученики будут вести их аккуратно, работать с ними систематически, а учитель будет периодически их проверять. Изучение словарных слов хорошо сопровождать иллюстративным материалом (картинками), который поможет учащимся полнее понять смысловое значение слов. Большую пользу принесёт использование картинного словаря. Красочное изображение слова помогает усвоению даже самого трудного слова. Картинный словарь облегчает работу по составлению небольших рассказов, предложений. Им нужно пользоваться при проведении словарных диктантов. В работе со словами, трудными для написания, необходимо пользоваться карточками. 
       Слова на них пишутся чёрным цветом, непроверяемые буквы выделяются другим цветом. Эти карточки используются в работе с классным наборным полотном "Запомни и пиши правильно" и в зрительных словарных диктантах. Чтобы добиться безошибочного написания трудного слова, обучающийся должен много раз написать его, выполняя всевозможные упражнения в связи с изучением программного грамматического материала. Необходимым видом работы является составление предложений самими учащимися. Это даст учителю возможность проверить, правильно ли обучающиеся поняли значение данного слова. Фронтальный опрос при усвоении правописания трудных слов необходимо проводить как можно чаще: один ученик называет два – три слова, другой продолжает. Данный приём помогает учащимся изучить весь необходимый словарь трудных слов. 

      Работу с такими словами можно связать с выполнением упражнений из учебника, с домашним заданием и со всеми видами самостоятельной работы. Знакомство с правописанием словарных слов и закрепление могут проводиться в начале, в середине и в конце урока в зависимости от темы, цели урока и видов работ, используемых на данном уроке. Когда накопится достаточное количество изученных слов, полезно их сгруппировать так, чтобы они были связаны между собой одной темой. Словарная работа по темам позволяет учителю организовать работу по закреплению правописания словарных слов, связать её с развитием речи, даёт учителю возможность проверить правильность усвоения значения слова и употребления его в речи. Например, на доске записываются слова: инженер, завод, автомобиль, директор, грамота. 

     После соответствующей работы со словами предлагается ответить на вопросы: о ком можно составить рассказ? Какой заголовок ему можно дать? Составленный рассказ учитель записывает на доске. Непроверяемые гласные выделяются (подчёркиваются). Затем рассказ два- три раза перечитывается детьми и закрывается. Обучающиеся пишут по памяти рассказ, выделяя в словах безударные непроверяемые гласные. Потом текст на доске открывается, и учащиеся проверяют свои работы. В слабом классе можно предложить, написанный на доске текст, списать и подчеркнуть непроверяемые гласные. По этим же словам дать задание на дом: выучить написание трудных слов, составить с ними предложения и записать их в тетради. 

Виды словарной работы. 

Для закрепления изученных слов можно использовать и такие виды работ, как 
картинное письмо, зрительный и слуховой предупредительные диктанты, объяснительный диктант, выборочный предупредительный и объяснительный диктанты, творческие диктанты, диктанты "Проверяю себя", устный диктант, контрольный диктант; загадки; 
дописывание стихотворений словарными словами; подбор слов с заданной безударной гласной или другой необходимой орфограммой; запись пропущенных букв и составление предложений со словами; запись слов по темам, видовым признакам; определение словарных слов в предложениях, стихотворениях; преобразование слов; этимологические справки по изучаемым словам; работу с орфографическим словарём.

Для выработки навыка правописания словарных слов можно использовать работу с индивидуальными карточками, на которых написаны гласные буквы. 
На доске написаны слова с пропущенными безударными буквами. Учитель показывает на место гласной, обучающийся поднимают карточку с нужной гласной. 
Учитель показывает обучающимся карточку с гласной, обучающиеся называют слова, в которых она пишется. Учитель называет слова с безударными непроверяемыми гласными, обучающиеся поднимают карточки с нужными гласными.

Можно проводить комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий за первой партой. Он называет любое изученное слово, объясняет значение (если затрудняется, то на помощь приходят другие ученики), указывает ударный слог, выделяет непроверяемую гласную. Все записывают это слово в тетрадях, проставляя ударение, подчёркивая гласную. И так каждый ученик по очереди называет своё слово. 
Иногда дети обмениваются тетрадями, проверяют написанные слова. Можно составить вопросы, ответом на которые является словарное слово. В 6 классе, например, изучается слово гербарий. Вопрос: как вы называете засушенные растения? Или: как вы называете тех, кто живёт рядом с вами? (соседи). Как называют дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе). Садовые ягоды чёрного цвета? Как называется кисломолочный продукт? (кефир). Чтобы вызвать интерес к словарной работе, можно предложить найти "потерявшийся" слог: …чина, ( мужчина ), ..женер ( инженер ), собрать слоги: та, пла., не ( планета ), ном, гас, тро ( гастроном ), найти "выпавшие" гласные: ( п.чт.ль.н, бл.г.д.р. – почтальон, благодарю), выписать по 5-6 слов из словарика на указанную букву. Так, в 8 классе у учащихся получается примерно следующая запись: К г Э Клиент гражданин экватор Коловорот гарнитур элеватор Километр гастроном экскаватор Кабинет государство электричество Континент галантерея эскалатор. 

Можно провести игру "Знаешь ли ты птиц и зверей?". 
Ещё до урока на доске рисуются клетки и вписываются в них некоторые буквы искомого слова, называющего какого – либо зверя или какую – либо птицу. По этим буквам и клеткам учащиеся должны определить, какое слово следует вписать: .оро… (воробей ) .оло… ( соловей ) .оро.. ( сорока ) …ица (лисица) .е..е.ь (медведь) .лень (олень) В данном случае клетки заменены точками. В 8-9 классах ученики могут работать с орфографическим словарём. При этом им необходимо хорошо знать алфавит. Обучая записывать словарные слова в алфавитном порядке, необходимо объяснить, что при размещении слов, которые начинаются с одной буквы, надо смотреть на вторую и последующие буквы. Учащиеся упражняются в нахождении слов по орфографическому словарю. Эта работа очень сложная и требует на первых порах терпения и большой помощи учителя. Демонстрационные карточки со словарными словами используются очень часто. В каждом классе свой набор карточек. Их можно использовать как при первом знакомстве со словом, так и в дальнейшем, при закреплении его правописания. В последнем случае орфограмма в слове закрывается, а ученики называют её. Нравится обучающимся работа с сигнальными карточками, на которых написана одна буква, представляющая орфограмму в данном слове. Учитель называет слово, а обучающиеся поднимают карточки с нужной буквой. Такой вид словарной работы позволяет учителю дать на закрепление большее количество слов и проверить знание словарных слов сразу всех учащихся, а также спланировать индивидуальную работу с теми детьми, которые не усвоили какие – то слова. 
     Эффективной при закреплении изученных слов является игра "Ответственный". Игра проводится следующим образом. От каждого ряда назначается ответственный, и, таким образом, двое (или трое) учеников выходят к доске. Они записывают столбиком слова из словарика (5-6 слов) по предложенным темам, например, таким: "Дом", "Профессия", "Труд", "Школа", "Транспорт", "Родина", "Почта", "Пища", "Вещи". 
        Если в слове допущена ошибка, раздаётся хлопок. Случается, ответственный не может найти ошибку, тогда ему помогает кто – то из учеников, сидящих в том же ряду, что и он. 
        Выигрывает тот ряд, чей ответственный не получил ни одного хлопка, то есть не допустил ни одной ошибки. Дети любят такой вид работы, каждый стремится выйти к доске, старается быть внимательным и написать все слова без ошибок. Не менее интересной в работе над словами является игра «Кто как голос подаёт?» Она имеет целью закрепление правописания словарных слов и развитие зрительного восприятия. На доске в столбик укрепляются таблички с названием животных, в которых пропущены безударные гласные (к.рова, с.бака, п.тух, с.рока, в.р.бей, л.гушка). Дети прочитывают несколько раз эти слова, объясняют их правописание, запоминают, в каком порядке они записаны. Затем слова закрываются, остаются видны только порядковые номера. На отдельных карточках записаны слова – действия (мычит, лает, кукарекает, стрекочет, чирикает, квакает). 
      По вызову учителя ученик берёт карточку с написанным на ней словом, обозначающим действие, и укрепляет рядом с соответствующим словом, обозначающим предмет. Здесь могут произойти смешные ситуации, которые дети охотно исправляют. Эта игра может использоваться при изучении тем "Нераспространённые предложения" и "Части речи". В 5-6 классах широко используются игры с целью активизации словаря, закрепления слов. Игра «Кто больше?» Учитель предлагает за определённый промежуток времени записать по памяти как можно больше слов из словаря. По сигналу учителя ученики приступают к работе. Выигрывает тот, кто успеет без ошибок записать большее количество слов. 
       Игра "Эстафета". У каждого ряда листок бумаги и карандаш. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке слово из словаря и передают листок впереди сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей листок на эстафете первым попадёт на учительский стол. При этом нужно соблюсти следующие условия: слова не должны повторяться, не должно быть ошибок (ученики имеют право исправлять и свои ошибки, и ошибки товарищей по ходу работы). Выборочные диктанты проводятся следующим образом. Из прочитанных учителем предложений выписать словарные слова: 
                Следующий вид работы: вывешивается картина, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например, по картине на тему «Город» можно записать следующие слова: асфальт, тротуар, электричество, машина, трамвай, троллейбус, автомобиль, берёза, велосипед, гастроном, милиция, население, продавец, спектакль, стадион, универмаг, экология. (В зависимости от класса). На тему "Деревня": 
деревня, берёза, курица, антенна, корова, фонарь, калитка, электричество

Использование словарных слов в заданиях по развитию речи. Загадки. 

  • В будке спит. Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака. 
    Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. Заяц. 
  • Из куста появился, в карман покатился, на зубах очутился. Орех. 
    Невидимкою зимою он является ко мне. И рисует, как художник, он узоры на окне. Мороз. 
  • Отстегал по ушам, отстегал по щекам, Шапку с головы сорвал и … удрал. Ветер. 
  • Он признался ножу: - Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, чтобы я работать мог. Карандаш. 
  • Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадёт в ловушку и комар, и мушка. Лягушка. 
  • Бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках. Ящерица. 
  • Где встречается такое, что земля над головою? Метро. 
  • Что за комната такая? Очень светлая, большая, Парты ровными рядами, а за партами мы сами. Класс. 
  • Что за чудо – синий дом? Ребятишек много в нём! Носит обувь из резины и питается бензином. Автобус. 
  • Не вода и не суша, На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. Болото. 
  • Чудеса по вечерам я показываю вам. На моём, друзья, экране то моря шумят в тумане, То плоды качает сад. Есть программы для ребят. Телевизор. 
  • Иду в воду – красен, Выйду – чёрен. Железо. 
  • Строит заводы, машины, дома. Подходят рабочие и мастера. Он скажет, что сделать, каков тут замер, Составит чертёж … (инженер). 
  • Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно круглый год Точный счёт он дням ведёт. Календарь. 
  • Хороший сплочённый, сильный актив Называют его … коллектив. 
  • Летом там отдыхают ребята: Палатки, песни у костров, Мы тоже были там когда-то И не забудем тех вечеров. Лагерь. 
  • Школьный дом одноэтажный Улыбается окном. Грач по нивам ходит важный, Словно сельский … агроном. 
  • На конверте пишем город, Улицы названье, Имя, номер дома, фамилию – и до свиданья! Адрес.
  • Снаружи смотришь – дом как дом, Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные Стоят рядами тесными И Черномор, и князь Гвидон, И добрый дед Мазай. Как называют этот дом – Попробуй угадай! Библиотека. 
  • Мирный, тихий разговор Я веду с соседом. Нет волненья, ясен спор – Теплится …. Беседа. 
  • Я зашёл в зелёный дом И недолго пробыл в нём. Оказался этот дом Быстро в городе другом. Вагон. 
  • Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам. На одном таком листе много разных новостей. Газета.
  • И у мамы есть, и у папы есть, И у тебя есть. Чтоб тебя узнать, надо вслух назвать. Фамилия. 
  • Испекли мы каравай , как собрали … урожай. 
  • К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество – Это … электричество. 
  • Без крыльев летит, без ног бежит, Без паруса плывёт. Облако. 
  • Это случается вдруг, но не дважды. Какое слово? Однажды.
  • Когда нас бранят за шалости, Мы говорим … простите, пожалуйста.
  • Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут опустился … парашют. 

Словарная работа как средство коррекции отдельных сторон психической деятельности учащихся 
                  Для работы с детьми, способными выполнять задания первого уровня требований, можно попробовать усложнить задания с целью увеличения их самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности. Они направлены на активизацию словесно-логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряжённого внимания. Первая группа приёмов предусматривает нахождение нового слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале. 
           Например, учитель говорит: Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах. М.г.зин - пр.д.вец Б.льница - врач Т.атр - .ктёр Космический к.рабль - ? Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?» Вариант ответа учащихся: В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе связано с профессией. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актёр, а на космическом корабле – космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт. Ко второй группе относятся приёмы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования. Например, учитель предлагает задание: Внимательно посмотрите на данную запись. С.зон винтик зонтик К.вок ук.зал ? Назовите новое слово, с которым мы познакомимся на уроке. Как его определить? 
               Вариант ответа обучающихся: Это слово вокзал. Так как слово зонтик образовано из последних слогов первых двух слов верхней строки, то новое слово мы должны составлять из последних слогов слов нижней строки. 
              При выполнении такого типа упражнений у обучающихся развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Одновременно они учатся строить простейшие рассуждения, умозаключения. Ценность этих упражнений состоит в том, что с их помощью можно повышать грамотность обучающихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий. Например, вставить в исходные слова пропущенные буквы и сгруппировать их по орфограммам. В третью группу входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. 
            Самый простой вариант: назвать новое слово, которое будем изучать, соединив первые буквы записанных словарных слов: Сев.р, адр.с, лес.ница., .птека, твор.г. Искомое слово – салат. Второй вариант: назвать новое слово, с которым познакомимся на уроке, соединив первые слоги слов к.стюм и М.сква. Искомое слово – космос. И сложное задание: назвать новое слово, которое будем изучать, последовательно соединив первые буквы имён существительных женского рода: .хота, твор.г, в.рстак, в.рёвка, р.кета, адр.с, .птека, г..графия. Искомое слово: овраг. Введение новых слов в активный словарь связано с изучаемыми в данный период темами русского языка. Упражнения направлены на овладение простейшими правилами практической логики. 

Способ 1. Составление предложений, в каждое из которых включается изученное слово из словаря, а также вводится одно из понятий, обобщающих значения каждого ряда слов. Например: Токарь тренер хирург Гастроном универмаг универсам Отец бабушка мама Соответственно для слов первой строки общим понятием будет слово профессия, для второй – магазин, для третьей – родственники. На уроке познакомились со словом экзамен. Варианты ответов: На экзамене по труду мне попался билет о профессиях. После экзамена мы зашли в магазин и купили мороженое. Я хорошо сдал экзамен, и мои родственники очень обрадовались. 

Способ 2. Многократное распространение предложений. Учитель называет предложение, в состав которого входит изученное на уроке слово. Предлагает распространить его. Составленное предложение просит распространить ещё раз. Например, изучили слова шофёр и шоссе. Учитель называет предложение: Шофёр ведёт по шоссе машину. Первое распространение: Опытный шофёр ведёт по гладкому шоссе грузовую машину. Дальнейшее распространение: В дождливую погоду опытный шофёр ведёт по гладкому шоссе широкой улицы грузовую машину. При использовании этого способа развиваются мышление, объём памяти, речь, творческое воображение. 

Способ 3. Составление предложений, каждое из которых начинается и заканчивается словом из словаря. При этом последнее слово предыдущего предложения должно стать первым в последующем предложении. В первое предложение обязательно вводится изученное на уроке слово. Например: Учитель принёс на урок картон. Из картона дети клеили конверты. На конвертах они подписывали разные адреса. По этим адресам письма пойдут в разные города. Использовались слова: картон, конверт, адрес, город. Или: Мама купила Мише новые ботинки. Ботинки мальчик надел, когда поехал к бабушке на каникулы. Каникулы полезно проводить на природе. Природа сельской местности не сравнится с природой столицы. Использованы слова: ботинки, каникулы, природа, столица. 

Способ 4. Составление коллективного рассказа с включением в каждое предложение изученного на уроке слова и любых ранее изученных слов, причем последние не должны повторяться. Например, изучили слово вокзал. Вариант рассказа: В Москве много вокзалов. С этих вокзалов поезда идут на север, восток, запад и юг нашей страны. На современном вокзале можно купить газету, позвонить по телефону, посмотреть телевизор. На вокзале работают магазины. На вокзале обычно много народа. 

  • Последние 2 способа развивают мышление, переключение и объем внимания, творческое воображение, речь, сообразительность. Конечно, сразу дети с отклонениями в умственном развитии не смогут быстро выполнять предложенные выше задания. На первых порах роль учителя будет очень велика. Она будет снижаться, если проводить такую работу в системе. В таком случае на отдельных этапах в работу включатся и более слабые учащиеся. Можно закреплять словарные слова с помощью приема «Фотоглаз», который часто применяют учителя на уроках чтения. За короткое время ученики должны "сфотографировать" столбик слов, записанных на доске, а затем воспроизвести их. 
            Например: аллея абонемент Береза бандероль Дорога гарнизон Календарь дубликат Горизонт иждивенец Интересный катастрофа Богатство ликвидация Правительство образование Использование этого приема помогает детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты в обучении хорошие. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти, развивает орфографическую зоркость. Как видно, виды словарной работы разнообразны не только по форме, но и по степени трудности. Использование того или иного вида работы зависит от темы урока, степени подготовленности учащихся. 
           Качество словарной работы достигается при соблюдении следующих методических рекомендаций: 
  • Систематическая работа со словарными словами на каждом уроке; 
  • Контроль за усвоением словарных слов (проведение тех видов работ, о которых шла речь выше, включение их в разные виды самостоятельной работы); 
  • Включение словарных слов в домашние задания; 
  • Работа с орфографическим словарем, словарем учебника, словариками учащихся. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА.

Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых общений, которые в норме появляются в период от 2 до 5 лет, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка в коррекционной школе. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения. Использование дидактической игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

Остановлюсь на некоторых особенностях умственно отсталых детей, влияющих на характер и методику проведения дидактических игр на уроках русского языка. В исследованиях Л.В. Занкова, Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, Н.Г. Морозовой, и других отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность и т.д. Вместе с тем психологи и методисты доказывают, что появление интереса к обучению у учащихся коррекционной школы в значительной степени повышается прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. На уроках русского языка речь, язык становится предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

Дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так, в игре «Чей домик?» игровой задачей будет определение домика для изображенного на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» - постановка фишки на соответствующий квадрат; в «Цепочке» - умение ее не порвать; в «Звуковой линейке» - освобождение квадратов от закрывающей их бумажной ленты.

Учебной задачей во всех этих играх является формирование фонематического восприятия в различных его проявлениях, установление наличия изучаемого звука в слове («Чей домик?»), определение места звука («Где спрятался звук?»), выделение первого и конечного звука в слове («Цепочка»), распознавание звукового объема слова («Звуковая линейка»). Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.

Так, называя предмет, изображенный на картинке, учащиеся вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, в результате чего помещают картинку в домик того или иного цвета. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками коррекционной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя – тремя условиями. На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с учителем. Надо отметить, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога и течению игры, от заинтересованности в ее результатах.

Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель продолжает помогать им в процессе игровой ситуации. Однако эта помощь должна быть по возможности скрыта от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, если упростить материал игры, напомнить последовательность выполнения задания или сократить объем мыслительных операций. Например, при изучении темы «слова, обозначающие предметы» во 2-м классе можно использовать игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть на равнее с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.

В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся. Так, первоклассники, участвуя в игре «Каждому свое место», получают по три картинки, в названиях которых необходимо установить место заданного звука. При этом сильная группа школьников выделяет звуки в любой позиции. Слабоуспевающие дети, имея соответствующий набор трех картинок, узнают этот звук только в начале или в конце слов. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил.

Все дидактические игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя и работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники. В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы. В процессе дидактической игры школьники, изучая, повторяя, закрепляя программный материал отрабатывают фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, звукопроизношение, формируют звуко-слоговую структуру слова, грамматический строй речи, обогащают словарь, приобретают навыки словообразования, формируют связную речь, отрабатывают интонацию предложений, овладевают умением поддерживать беседу.

Интерес, желание говорить поддерживается и манерой ведения урока, заинтересованностью учителя в том, о чем он спрашивает, его умением не подавлять речевую активность детей. Поэтому, на уроках недопустимы негативное отношение педагога к речевым ошибкам учащихся, резкое прерывание их речи. Любую, даже не очень удачную попытку ученика выразить свою мысль лучше поддержать и тактично помочь ребенку исправить неточность.

Нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно – образной и наглядно – действенной его форм. Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи. Как справедливо отмечал Н.И. Жинкин, «Речь – это канал развития интеллекта», и, что особенно важно, канал доступный для внешнего воздействия.

Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. «Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, - пишет В.Г. Петрова, - помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и ем самым способствует осуществлению познавательной деятельности».

Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Работая в этом направлении, я разработала систему дидактических игр по развитию устной речи на уроках русского языка, при использовании которой достигла положительных результатов, что подтверждается при помощи диагностических методик.

СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА.

Разделы программы

Название дидактических игр

Звуки и буквы

Cлово

Предложение.

Связная речь.

По звуку угадай предмет.

Угадай, кто какие звуки издает.

Чей голосок?

Угадай звук.

Ауканье.

Эхо.

Кто как кричит.

Позовем животных.

Зоопарк.

Угадай, кто это произносит?

Этажи.

Радист.

Свинки.

В скороговорках не ошибаются.

Тима и Дима.

У кого хороший слух?

Глухой - звонкий.

Чья команда победит.

Какой звук чаще всего слышим?

Наоборот.

Лото.

Кто в домике живет?

Вертолина.

Цепочка.

Магазин игрушек.

Как их зовут?

Кто вернее и быстрее?

Домино.

Найди картинке ее домик.

Где спрятался звук?

Каждому свое место.

Где наш дом?

Звуковая линейка.

Превращение слов.

Один – много.

Горка.

Он – я.

Кто правильней.

Назови маленький предмет.

Скажи о предмете ласково.

Назови большие предметы.

У кого сколько?

Вставь слово.

Что из чего сделано?

Подбери картинку.

Кто как голос подает?

Кто как передвигается?

Кто что делает?

Подбери картинку.

Подбери пару.

Игра с мячом.

Кто больше?

Парный выход.

Угадай задуманное слово.

Угадай картинку.

Что подарил ребятам Чебурашка?

Назови такой же.

Лото «Найди меня!».

Магазин «Овощи - фрукты».

Подбери по смыслу.

Кто первый?

Где галчонок?

Где матрешка?

В каждом предложении предлог.

Переехали на новую квартиру.

Прятки.

Кто первый?

Придумай предложение.

Стань ведущим.

Составь предложение.

Отгадай, где растет.

Посчитай.

Полный ответ.

Отгадай, какое слово.

Бывает – не бывает.

Кто точнее.

Наведи порядок.

Подвижные слова.

Собери предложения.

Замени слово.

Аукцион.

Подскажи учителю.

Кого – чего нет?

Помоги Петрушке.

Начать – закончить.

Слова – непоседы.

Концовка.

Кино.

Узнай, что я сказала.

Как я одет.

Сочиняем рассказ.

Когда это бывает.

Где наш дом?

Поезд.

Построим пирамиду.

Стол находок.

Заполни клетки.

Что изменилось?

Загадки.

Полминутки для шутки.

Кто больше?

Чей домик?

Чудесный мешочек.

Телеграф.

Купи игрушку.

Кто быстрее?

Зоопарк.

Слог – шаг.

Кто уйдет дальше.

Отгадайте, кого я называю?

Вкусные слова.

Собери слова.

Перевертыши.

Домино.

По кругу.

Точка.

Полслова за вами.

Цепочка.

Потерянный слог.

Словарь – наш друг.

Заполни квадраты.

Азбука в картинках.

Картинное лото.

Поможем зверям.

33 богатыря.

Круги.

Лесенка.

Домино.

Викторина.

Укрась елку.

Словарная копилка.

Пешеход.

Пять ответов на одну букву.

Сажаем деревца.

Выйди на крылечко – назови словечко.

Фанты.

Юннаты.

Игротека.

Угадай последнее слово и запиши шипящие.

Эстафета.

Назови слово, противоположное по значению.

Отрицай.

Угадай, что это.

Так бывает или нет.

Петрушка отгадывает.

Где спряталась матрешка?

Человек и животные.

Петя в деревне.

День рождения.

Зоопарк.

Кто первый?

Угадай, что мы задумали?

Третий лишний.

Ателье.

Из чего сделано?

Так у нас. А у вас?

Водитель и пассажиры.

Помоги карандашу.

Мозаика.

Восстанови текст.

Кто лучше закончит рассказ?

Кто лучше составит рассказ?

Режим дня.

Времена года

Словарная работа и особенности ее проведения в специальной 
коррекционной школе VIII вида.

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются 
с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты. 

  • Методы работы над правописанием трудных слов
    Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске. 
    Вставка слова в классное наборное полотно. 
  • Чтение слова учителем. 
  • Объяснение значения слова (учителем или детьми). 
  • Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса). 
  • Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом). 
  • Запись слова в орфографический словарик. 
  • Задание на дом – выучить написание слова. 
  • Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений. 

Виды словарных работ

  • Загадки (ответы загадок являются словарными словами). 
  • Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы). 
  • Кроссворд (загадываемые слова являются словарными). 
  • Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске). 
  • Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.) 
  • Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). 
  • Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов). 
  • Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. 
  • Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово). 
  • Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород). 
  • Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать). 
  • Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем 
    слова на эту букву или с этой буквой). 
  • Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: 
    по родам; 
    по числам; 
    по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И; 
    с непроверяемой и проверяемой гласной; 
    одушевленные или неодушевленные предметы; 
    по тематике – «Город» и «Деревня»; 
    по частям речи; 
    с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге. 
  • Выписать из данных слов: 
    слова, состоящие из двух, трех слогов; 
    слова с Й; 
    слова с шипящими. 
  • Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы). 
  • Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов). 
  • Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно 
    или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой). 
  • Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных. 
  • Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая). 
  • Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для 
    звуко–буквенного анализа. 
  • Подбор однокоренных слов. 
  • Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины). 
  • Разбор слов по составу. 
  • Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел). 
  • Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади). 
  • Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово. 
  • Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок). 
  • Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, 
    одерживать победу - побеждать). 
  • Письмо по памяти. 
  • Самодиктант и взаимопроверка. 
  • Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн). 
  • Перфокарты, перфоконверты. 
  • Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными). 
  • Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, 
    корня, суффикса; приставки, корня, окончания. 
  • Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ). 
  •  К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, 
    художественная литература, драматический театр). 
  • Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север). 
  • Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...). 
  •  От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени. 

Нарушение письма, специфические ошибки письма у учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

  • соотнесение орфограммы с определенным правилом; 
  • звуковой анализ слова; 
  • четкое проговаривание слов; 
  • условно-графическая запись слова; 
  • составление слов из разрезной азбуки; 
  • запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы; 
  • использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради; 
  • применение правил с обязательным объяснением; 
  • написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо); 
  • соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, 
    соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, 
    посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха); 
  • повторение диктуемых слов и предложений учителем; 
  • четкое или распевное проговаривание слов учителем; 
  • осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся. 
    Работа над ошибками
    Эффективность работы над ошибками зависит от:
  • систематичности ее проведения; 
  • от разнообразия видов упражнений
  • от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности 
  • от наличия индивидуального подхода к каждому ученику. 


Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:

  • исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила; 
  • анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика; 
  • организация специального урока работы над ошибками. 

План урока работы над ошибками:
1.    Сообщение о результатах письменной работы. 
2.    Коллективный анализ типичных ошибок класса. 
3.    Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил. 
4.    Самостоятельная работа над ошибками. 
5.    Задание на дом. 
6.    Подведение итогов урока. 

Ошибки, допускаемые учащимися с н.и. на письме

Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия: 

  • пропуски букв и слогов (трва – трава, кродил – крокодил, пинес – принес); 
  • перестановки букв и слогов (онко – окно, звял – взял, пеперисал – переписал, натуспила – наступила); 
  • недописывание букв и слогов (красны – красный, лопат – лопата, набухл – набухли); 
  • наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, катоарые – которые, бабабушка – бабушка, клюкиква – клюква); 
  • искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, мчуки – щеки, спеки – с пенька); 
  • слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила – наступила, виситиастие – висит на стене, у стала – устала); 
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером); 
  • замена одной буквы на другую (зуки – жуки, панка – банка, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги); 
  •  нарушение смягчения согласных (васелки – васильки, смали – смяли, кон – конь). 

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: 

  • аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки); 
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зела, подороге)

  • Классификация ошибок связной письменной речи умственно отсталых школьников
    1.    Неречевые ошибки: 
  • композиционные (структурные): нарушение последовательности изложения; 
  • логические (смысловые): пропуск необходимых слов, фактов, эпизодов; привнесения, не связанные с темой высказывания;
  • нарушение причинно-следственной зависимости изложенных фактов. 
    2.    Речевые ошибки: 
  • неточное употребление слов; 
  • использование просторечных и диалектных слов; 
  • употребление лишних слов; 
  • нарушение порядка слов в предложении; 
  • наличие речевых штампов. 
    3.    Грамматические ошибки: 
  • в структуре слова (в словообразовании, формообразовании существительного, прилагательного, местоимения, глагола); 
  • в структуре словосочетания (в согласовании, управлении, в том числе и в использовании предлогов); 
  • в структуре предложения (нарушение границ предложения, связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в 
    построении предложений с однородными членами, в сложном предложении, в предложении с прямой речью). 
    4.    Орфографические ошибки: 
  • письмо по правилу; 
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей, написание слов с большой и маленькой буквы, перенос слов, графическое сокращение слов. 


Виды обучающих диктантов в специальной         (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте иктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.


При проведении
контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. 
Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение 
должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста 
учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.


Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого
текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, 
далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту 
могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, 
насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.


Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, 
распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.
Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, 
знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти.
После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.


Особенность
предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники 
воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова и решают, как следует их писать. 
Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.


При проведении
объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.


В процессе
творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.


Тексты
свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. 
Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 – 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида

Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе в начальных классах

В материале даны методические   указания и ряд упражнений способствующие предупреждению ошибок в написании словс орфограмами....

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Урок русского языка в коррекционной школе, 3 класс.

Тема урока: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных»Цель: Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных и научить отличать имена собств...

Презентация к уроку русского языка в коррекционной школе.

Работа над изложением   "Помощник" во 2 классе коррекционной школы...