Развитие познавательного интереса на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Бугрова Наталия Анатольевна

В материале описываются различные способы и приёмы, способствующие развитию познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

            «Развитие познавательного интереса на уроках русского языка»

               

                 Актуальность развития познавательного интереса.

Повышение качества учёбы школьников – одна из важнейших задач, поставленных реформой школы перед педагогами. Её осуществление должно проходить не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов, отработку содержания обучения. В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к учению, процессу знания вообще.

 Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

В связи с этим, я поставила перед собой цель:

Цель: выявить различные способы и приёмы, способствующие развитию познавательных интересов.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

·  найти формы организации творческой деятельности учеников на уроках русского языка с помощью занимательных видов работ;

·  формировать у учащихся способность выполнять творческие нестандартные задания;

·  совершенствовать речевое развитие школьников.

Роль игры в развитии познавательных интересов.

Для развития познавательных интересов на уроках русского языка можно использовать игры, состязания, упражнения, конкурсы, викторины, загадки, шутки, кроссворды, пословицы, поговорки.

Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры представляют возможность развивать у учащихся производительность таких процессов, как внимание и память.

Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Включение игр в учебный процесс создаёт у детей радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьёзной умственной работе.

Вначале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна.

Игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе проверки знаний, умений и навыков. Наиболее часто игры использую на этапе закрепления.

На своих уроках я применяю следующие игры:

«Шифровальщики». Один – шифровальщик, другой – отгадчик. Первый задумывает слово и шифрует его. Возможно варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв – гласных или согласных. Например, жыил – лыжи, ански – санки.

«Всё наоборот». На карточке написано слово–антоним: высокий – низкий, добро – зловежливость – грубость. и т. д.

«Тоже же самое». Здесь ребенок должен вспомнить и написать на обороте карточки то же самое – синоним: карлик –гном, светит – сияет, дитя – ребёнок.

Все эти игры помогут младшим школьникам правильно писать слова, уверенно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Используя слова антонимы и синонимы изложение и сочинение у учащихся будет ярче и красочнее.

Дети очень любят отгадывать загадки, шарады, метаграммы, логографы. На этапе урока «словарная работа» я часто использую загадки, отгадать загадки, отгадки написать в тетрадях красиво и правильно и подчеркнуть орфограммы.

Шарады слова – загадки, в которых несколько букв, слогов и частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово: Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживем все лето.

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(За-дача)

Метаграммы – Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово:

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю.

(Чайка – гайка).

Логографы – слова – загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв.

Пойди – ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но букву приставши впереди –

И в небе я загромыхаю.

( Роза – гроза).

Задаю шуточные вопросы. Например: что можно сделать с обыкновенным носом? (Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше носа, остаться с носом, совать нос не в свои дела) – работа с фразеологизмами.

Особое значение в развитии познавательного интереса приобретают развивающие упражнения и работы творческого характера.

На своих уроках я применяю следующие развивающие упражнения:

1.  составить упражнения по схемам

2.  вставить в текст нужные слова

3.  выписать предложения по схемам

4.  составить предложения из слов

Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем.

Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

Среди работ, творческого характера можно выделить такие группы:

1.  виды работ частично творческого характера;

2.  виды работ с творческой основой;

3.  виды работ творческого характера.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.

Заключение.

Я остановилась лишь на некоторых существенных факторах, способствующих развитию у школьников начальных классов познавательного интереса и познавательной активности.

Поработав над этой проблемой, я пришла к выводу, что среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает развитие познавательного интереса. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая особенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создаёт благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности.

Я стараюсь, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлечённо, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. Это особенно важно в начальных классах, когда ещё только формируется интерес к тому или иному предмету. Я стремлюсь вызвать у ребят интерес к работе на протяжении всего урока. В этом мне оказывают большую помощь сменяемость видов деятельности на уроке, уместное использование ИКТ, дидактических игр и различных занимательных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

ЦОР – как средство развития познавательного интереса учащихся к русскому языку в начальных классах

Творческий отчёт: развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО СЛОВОМ.

Как на уроках русского языка воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясн...