Правописание парных согласных в конце слов. Русский язык, 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Правописание парных согласных в конце слов", 2 класс. Программа «Школа России» Кузнецова Татьяна Николаевна. МОУ «Дубовская СОШ с уиоп» ЦЕЛЬ УРОКА: организовать совместную деятельность учащихся с целью закрепить знания о способе проверки парных согласных на конце слов ЗАДАЧИ УРОКА: Предметные: • создать условия для закрепления детьми способов проверки парных согласных на конце слов • содействовать формированию умения учащихся находить и проверять орфограммы • обеспечить закрепление знаний учащихся о способе проверки парных согласных на конце слов; • развивать внимание, память, творческое мышление (умение обобщать, делать выводы) Метапредметные: • познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать над формированием логических рассуждений; проводить сравнение • коммуникативные: формировать умение приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию • регулятивные: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов проверки орфограмм; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять самоконтроль по результату и способу действия. Личностные: • формировать положительное отношение к предмету русский язык; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_rus_2.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка урока русского языка по теме: "Правописание парных согласных в конце слов", 2 класс. Программа  «Школа России»

Кузнецова Татьяна Николаевна.

 МОУ «Дубовская СОШ с уиоп»

ЦЕЛЬ УРОКА: организовать совместную деятельность учащихся с целью

закрепить знания о способе проверки парных согласных на конце слов

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для закрепления  детьми способов проверки парных согласных на конце слов
  • содействовать формированию умения учащихся находить и проверять орфограммы
  • обеспечить закрепление знаний учащихся о способе проверки парных согласных на конце слов;
  • развивать внимание, память, творческое мышление (умение  обобщать, делать выводы)

 Метапредметные:

  • познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  работать над формированием логических рассуждений; проводить сравнение
  • коммуникативные: формировать умение приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию
  • регулятивные: создавать условия для нахождения наиболее рациональных способов проверки орфограмм; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять самоконтроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать положительное отношение к предмету русский язык; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать культуру поведения в общественных местах.

ТИП УРОКА:  урок закрепления знаний

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: эл. доска; учебник русского языка 2 класс (Ч.1): Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова; толковый словарь В.И. Даля; карточки для индивидуальной работы; карточки со словарными словами; раздаточный материал: тесты; картинки для вывода правил поведения в зоопарке; картинки с изображением животных

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Прежде чем за парты сесть, посмотрите, всё ли есть?

2.Проверка домашнего задания.

- Прочитать предложение, которое составили дома. (Белочка живёт в дупле.)

- Назвать буквы, которые обозначают парные согласные звуки. (б, к, ж, в, т, д, п)

- Почему они парные? (при произношении парных согласных звуков воздух встречает во рту одинаковое препятствие)

 II.  Актуализации субъектного опыта учащихся.  

-Какое правило помогло правильно выполнить домашнее задание? А зачем нам нужно знать это правило?

- Хотите ли вы на уроке провести исследование на тему “Правописание парных согласных в конце слов”?. Но для изучения возьмем не любые слова. Определить, что это за слова, вам поможет название нашего урока: ЗООПАРК (на доске карточка)

- Кто был в зоопарке?  Закройте глаза и вспомните, что вы интересного видели в зоопарке. Что такое зоопарк? (ответы учащихся)

Учитель зачитывает понятие “зоопарк” по толковому словарю В.И. Даля.

- А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.

Чистописание

На доске карточка со словом ЗООПАРК.

- Из слова - названия нашего урока - назовите все согласные звуки. ( [з], [п], [р], [к] )

- Какой звук лишний? Почему? (лишний звук [р], потому что он непарный)

- Из звуков [ з] , [ п] ,[ к] назовите лишний звук? Почему? (лишний звук [з], потому что он звонкий, а остальные глухие)

- Какой буквой обозначается звук [ з] ? (буквой З)

- Сегодня будем писать букву з строчную в соединении с элементом длинная петля внизу.

- Из каких элементов состоит буква з строчная? (ответы учащихся)

(письмо буквы в воздухе, запись учащимися одной строки)

Словарная работа.

- Составьте слова и узнайте, какие животные живут в зоопарке?

На доске:

З,а, ц, я       з, у, р, б       з,е, р, б, а     (заяц, зубр, зебра)

- Что общего в этих словах? (все начинаются с буквы З)

- Назовите слово, которое отличается от других. (заяц)

- Почему? (слово из словаря)

- Какая орфограмма в этом слове? (непроверяемая безударная гласная Я)

- Запишите это слово.

- А теперь я буду показывать карточки, а вы запишите слова самостоятельно.

 (собака, лисица, петух, медведь) - самопроверка по словарю из учебника.

- Какое слово лишнее? Почему? (петух - птица)

В это время 4  ученика работают по карточкам:

III. Работа по теме урока.

1.Работа по ленте букв

-Сколько гласных букв?(10)  Сколько согласных букв? (21)

- На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие)

-Назовите парные звонкие и глухие согласные.

-Как проверить написание парных согласных на конце слов?

2.упр. 144. с.114 Назовите во множественном числе животных, изображённых на с. 109. Будут ли эти слова проверочными? Запишите эти слова сначала во множественном числе, а через тире – в единственном. Подчеркните конечные парные согласные в проверяемых словах.

3.( Показ слайдов)  Коммуникативно-ориентированное задание . Работа в группах по теме «Правила поведения в зоопарке» (3 группы)

1). Составить правила поведения в зоопарке, используя рисунки-подсказки.

2). Формулировка заданий.

- Рассмотри рисунки.

- Обсудите в группе, на что указывают данные рисунки.

- Составьте правила поведения в зоопарке, используя рисунки-подсказки.

- Выберите докладчика.

- Представьте свои правила всем учащимся.

Модельный ответ: на слайде рисунки с правилами. Сравнение ответа и представленных правил.

Не приводите с собой домашних питомцев – это нервирует животных!

Не дразните животных!

Не пугайте животных!

Не шумите, не включайте радио и магнитофоны!

Не кормите животных – их кормят здесь так, как нужно, а все лишнее - во вред!

Если мы с вами будем соблюдать эти простые правила – животные не будут бояться нас, и можно будет увидеть много интересного.

IV.Физкультминутка        

V. Продолжение работы по теме урока

4. Творческая работа.

- Сейчас нас ждёт творческая работа. Вы попробуете составить стихотворение о животных зоопарка.

- Что мы используем при составлении стихотворений? (рифму)

- Подберите рифму к первой части стихотворения, запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните, почему вставили эти буквы.

(Показ слайдов)

На электронной доске картинки с изображением животных: лев, осьминог, носорог, верблюд, ёж, крот.

 Под ними надписи.

1. Это наш свирепый ле..,                     2. В водоёме осьмино..,

4. Вот двугорбый наш верблю…,        3. Вот могучий носоро..,

5. Вот колючий умный ё..,                     6. Вот невидимый наш кро..,  

Рядом на доске:

Отрастил он восемь ног.                      Редко пить ему дают.

Рог второй достать не смог.                Под землёю роет ход.

На клубочек он похож.                         Очень страшен лёвин гнев.

Учащиеся работают по шести вариантам. Каждый вариант составляет двустишие. Затем дети читают полученные двустишия (по одному человеку от каждого варианта), объясняют написание той или иной буквы.

Учитель добавляет фразу: “Зоопарк мы посетили, пары звуков изучили!”

- А, может быть, кто-то заметил ещё слова с парной согласной на конце, которую нужно проверить? (Ответы учащихся)

Для слабых учащихся раздаются карточки с уже составленными двустишиями.

Задание: списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить их написание.

Это наш свирепый ле..,                                  В водоёме осьмино..,

Очень страшен лёвин гнев.                            Отрастил он восемь ног.

Вот могучий носоро..,                                     Вот двугорбый наш верблю..,

Рог второй достать не смог.                            Редко пить ему дают.

                                                                         

Вот колючий умный ё..,                                   Вот невидимый наш кро..,

На клубочек он похож.                                     Под землёю роет ход.

VI. Проверка понимания изученного материала и применения полученных знаний

Сейчас проведем тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова.

У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста. Тест проверяется взаимопроверкой, а  после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков.

Тест.

- обведи парные согласные:  б, р, с, х, д

- обведи слова с парной согласной на конце:  кот, дом, рак, луг, нос:

- вставь букву:  ду..,  зу..,  моро..,  арбу..,  кана..,  су..

 VII. Итог урока

- Что нового узнали?

- Какое правило мы вывели?

- Так как же проверить написание парных согласных в конце слова?

Рефлексия:

- Оцените наш урок: какого результата мы достигли в исследовании по теме: “Парные согласные на конце слов”? (научились проверять слова с парной согласной в конце слова)

-У кого не вызывает затруднений проверка правильности написания парных согласных на конце слов, покажите зеленые сигнальные карточки.

-Кто затрудняется в проверке парных согласных на конце слов, поднимите красные карточки.

Домашнее задание.

Подобрать 5 слов из словаря с парной согласной в конце и записать проверочные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"

Урок дает  представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами,    сопостав...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Урок русского языка во 2 классе с презентацией: "Правописание парных согласных на конце слова"

Урок русского языка во 2 классе с презентацией по теме: "Правописание парных согласных на конце слова".  УМК "Школа России".  Зеленина....

Правописание парных согласных на конце слова во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных на конце слова во 2 классе"...

Урок по русскому языку по теме "Правописание парных согласных на конце слова." 4 коррекционный класс (8 вида)

Урок разработан для  учащихся 4 коррекционных классов (8 вида). Урок изучения нового материала....

урок "Правописание парных согласных на конце слова" Закрепление. 1 класс.

quot;Правописание парных согласных на конце слова" Закрепление. 1 класс. урок составлен для обучающихся с ЗПР, по программе 7.2...

Открытый урок по русскому языку "«Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

Открытый урок по русскму языку "Правописание парных согласных на  конце слова и перед согласными", урок закрепления по данной теме с яркой презентацией....