Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок  русского языка по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?" составлен с целью познакомить  учащихся с новым  способом обозначения звука [й’], дать представление о  функции  разделительных знаков (ь и ъ), уточнить позиции, от которых зависит выбор способа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разделительные ь и ъ знаки62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема:  Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: знакомить с новым  способом обозначения звука [й’], дать представление о  функции  разделительных знаков (ь и ъ), уточнить позиции, от которых зависит выбор способа.

Познавательные УУД:

1) формируем умение выполнять анализ, синтез, сравнение;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение в построении осознанного высказывания;

4) формируем умение ставить и формулировать проблему;

5) формируем  умение самостоятельно ставить познавательные цели;

6) формируем умение планировать и прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

1)   формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)   формируем умение аргументировать своё мнение и позицию;

4)   формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

1)  формируем умение выполнения пробного действия;

2) формируем умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем ответственность за общее дело;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

4) формируем самооценку на основе успешности

  1. Мотивация к учебной деятельности  и актуализация знаний.

- Послушайте рассказ и постарайтесь запомнить слова со звуком [й,].

От жабы большая польза. У нее клейкий язык, которым она ловит вредных жучков, слизней. Жабы выходят на охоту, когда стемнеет.

- Какие слова со звуком [Й] встретились в этом тексте?

- Назовите уже известные вам способы обозначения звука [й,].

-  Сделайте предположение, а как еще можно обозначить звук [й,]?

3. Пробное учебное действие.

- Сейчас я вам предложу выполнить новое задание, которое поможет нам узнать,   о новых способах обозначения этого звука. Для этого поработаем в парах.

На доске слова:

- Обозначьте звуки букв и запишите слова.

, эм, й, а], [сй,эл]

- Смогли выполнить задание? Почему? (Не знаем способ обозначения [й,])

- У кого получилось записать слова?

- Кто выполнил, представьте свою работу на доске.

- Объясните, какое правило использовали при написании.

4.Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли? Почему не получилось?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Какие учебные задачи  поставим перед собой на уроке? (Должны открыть новый способ обозначения звука [й,]. Научиться применять этот способ.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах по плану.

http://elena-kuzmina.ru/assets/images/zadjpg.jpg

План.

  1. Понаблюдайте, после каких букв прячется звук [й,]?
  2. Какими буквами обозначается звук [й,]?
  3. Какие буквы помогают обозначать буквам е, е, ю, я звук [й,]?
  4. Расскажите о новом способе обозначения звука [й,].

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

(Выслушивается выступление групп)

- Проверьте свой вывод по учебнику.

- Что еще нужно добавить к вашему выводу?

- Давайте вернемся к первому заданию  и запишем слова, проговорив новый способ обозначения звука [й,].

- Получилось? Почему удалось справиться сейчас? (Мы сформулировали правило и узнали новый способ обозначения звука [й,]).

6. Первичное закрепление и расширение знаний.

- Спишите слова.  Подчеркните буквы, которыми обозначен звук [й,].

Содержание карточки:

Платье, воробьи, шьёт, въехал, вьют, объелся, семья, объявил.

- Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему именно он?

- Понаблюдайте за расположением букв ь и ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?

- Когда же писать разделительный ь, а когда – разделительный ъ? (Ближе  к концу  слова- ь, ближе к началу- ъ)

-  Если точно не  знаешь, какой знак выбрать?  (Пиши ь/ъ)

- Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу).

- Почему нужно выполнить самостоятельную работу? ( Чтобы проверить, как каждый из нас научился применять новое правило).

6. Самостоятельная работа.

- Запиши слова в два столбика, используй помощь правила

Мурав?и, у руч?я, осен?ю, в?юга, с?ехал, с?ёмка.

- Проверьте правильность выбранных вами букв, пользуясь эталоном на доске.

- Если вы использовали запись ь/ъ, исключите неверный вариант, запишите слово правильно.

7. Включение в систему знаний.

- Где вам пригодится новое знание? (В написании диктантов, сочинений, изложений и т.д.)

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставив пропущенные буквы.

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.

8. Рефлексия деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель вы перед собой поставили?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Встаньте те, кому сегодня удалось справиться с  затруднениями.

- У кого еще остались затруднения?

Список литературы:

1.  Русский язык: Методические  рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя/ М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко . – изд. 6-е, переработанное.  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

2. Русский язык: Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко . – 9-е изд.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных" . ( 4 класс "Школа 2100")

В данном   уроке  даны материалы, предназначенные для групповой работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, выводить алгоритм ...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе (УМК " Школа России") на тему "«Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком».

Презентация,на мой взгляд, может быть использована на уроке в качестве структуриющего и иллюстрационного компонента. Белый фон позволяет сконцентрировать внимание учеников, а анимационная составляющая...

Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"

Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"...

Конспект урока по русскому языку "За какими буквами прячется звук [Й]?"

Урок открытия нового знания. Построен в технологии деятельностного метода....